Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто? чему учить? кого?

Контингент обучающихся

Образования и обучения

Цель: для чего учить?

субъект Содержание объект

(обучающий) обучения (учащийся)

как?

Взаимодействие субъекта с объектом (С — О)

 

 

Результат (запущенный механизм саморазвития школьника)

Целью данной лекции является анализ научного обоснования ответов на вопросы: для чего учить? и чему учить? Нам необходимо осмыслить и усвоить понятие о содержании образования, которое определяется целями образования и обучения в их историческом развитии.

Определение понятия содержания образования мы находим в каждом учебнике педагогики. Так, Б.Т. Лихачев пишет: “ Содержание общего образования представляет собой сумму знаний, умений и навыков, в основном соответствующих современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства” [ 18, с. 384 ].

По мнению В.С. Леднева, “содержание образования — это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания” [15, с. 91].

По И.Я. Лернеру, содержание образования — это педагогическая адаптация системы знаний, общих интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношений к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности [17, с. 101 — 103 ].

И.Ф. Харламов под содержанием образования понимает “ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения” [25, с. 79].

Сравнивая данные определения, мы приходим к выводу, что содержание образования представляет собой ту совокупность научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов, мировоззренческих представлений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и воспитания и которые решающим образом влияют на развитие личности.

Содержание образования имеет разные функции для учащихся и учителей. Для учащихся оно выполняет информационно-коммуникативную функцию (именно из содержания образования ученики черпают информацию о явлениях и предметах окружающей их действительности, о развитии мира, о понятиях и законах науки и т.д.; овладение содержанием образования дает возможность развивать речь, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающее полноценное общение с другими людьми).

Для преподавателя, учителя содержание образования отыгрывает роль предметно-инструментальную, то есть для педагога — это прежде всего средство, важнейший инструмент умственного развития учащихся, выработки у них интеллектуальных, практических навыков, умений творческой деятельности, общения, нравственных взглядов и качеств и т.д. Посредством содержания школьного образования учитель организовывает в сознании учащихся систему познания окружающей действительности.

Каковы же источники определения содержания образования? Что дает возможность определить ученым-дидактам, учителя-практикам, какие знания, умения и навыки необходимы ученикам в первую очередь, какие нужны постольку поскольку, а какие вообще можно игнорировать, не включая их в содержание образования? Ответ на этот вопрос имеет свою историю развития. В педагогической науке к концу XVIII — началу XX веков оформились теории образования, его содержания. Одна из них получила название теории формального образования ( ведет свое начало от Локка (XVII век), Песталоцци, Канта и Гербарта (XVIII — XIX столетия), вторая — теории материального образования ( английский философ-утилитарист Г. Спенсер (XVIII в.), английский естествоиспытатель Томас Гексли (Х1Х в.) и др.). Сторонники первой теории придерживались философии рационализма (racio [лат.] — разум) и считали, что знания возникают как функция разума. Они утверждали, что при обучении не столь важны сами знания, сумма информации. Важнейшая задача образования, (следовательно, и его содержания), по их мнению, заключается не столько в изучении обучающимися фактического материала, сколько в развитии ума, способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению.

Представители теории материального образования исходили из философии эмпиризма (empeiria [от греч.] — опыт) и поставили вопрос о необходимости подготовки в процессе обучения людей, обладающих естественно-научной и практической подготовкой. Они утверждали, что содержание образования в первую очередь должно быть наполнено естественнонаучными знаниями, а в качестве критерия отбора образовательного материала должна быть определена степень его утилитарной пригодности для жизни, для практической деятельности. Такой подход к определению содержания образования был продиктован быстрым развитием в конце XVIII — начале XIX века науки и техники, промышленности.

Таблица сравнительной характеристики теорий формального и материального образования, составленная С.А. Пуйманом [22, с. 94], позволяет увидеть все “за” и “против” этих теорий и осознать, что истина при определении критериев отбора содержания общего образования находится посередине. Школа должна обогащать учащихся глубокими знаниями (и не только утилитарного характера, по принципу: “что нужно в жизни, а что нет”). Одновременно необходимо развивать мыслительные способности детей, особенно в свете научных открытий последнего времени, в условиях стремительного развития информационных технологий, когда не столь важна сама информация (в Интернете ее очень много, узнать об определенных фактах можно не выходя из дома), сколько умение ее найти, осмыслить и творчески применить.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Делайте упреждающие действия (благожелательные проявления, подсказки, внимание к личности собеседника и т.д.) | Формального и материального образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.