Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Основные отрасли современной психологии

IV этап (современный) – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики

Для данного этапа характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте предмет психологии на каждом из четырех этапах развития психологической мысли.

2. В чем заключается различие взглядов на душу у Демокрита, Платона и Аристотеля?

3. Укажите, каким образом идеи античности о душе связаны с современными представлениями о психике.

4. В чем сущность понятий «интроспекция», «рефлексия», «ассоциация»?

5. Кто впервые начал изучать ассоциации? Назовите его последователей.

6. Что понимали под «сознанием» ученые XVII века?

7. Кто является основоположником психологии как самостоятельной науки? С каким событием связано отделение психологии от философии?

8. Укажите причину, по которой предмет психологии с «сознания» изменился на «поведение». Назовите основоположника нового направления психологии.

9. Назовите отечественных ученых, чьи идеи в своей теории использовал Джон Уотсон. Какой вклад российские исследователи внесли в психологию?

10. В чем заключается особенность современного этапа развития психологии?

Литература

1. Аристотель. Соч. в 4 т. – Т.1. – М., 1975. – С.395.

2. Большой психологический словарь / Сост и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007, – 672 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Т.1. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 416 с.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

7. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.

 

 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют общую, возрастную, социальную, педагогическую, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию, дифференциальную психологию и т.д.

Общая психология – раздел психологии, изучающий вопросы методологии, теории и истории психологической науки, общие закономерности формирования и функционирования психики, и формулирующий задачи отдельных областей психологии.

Возрастная психология – область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития. Основные направления возрастной психологии связаны с исследованием периодов развития человеческой личности: стабильных и кризисных участков жизни, степени индивидуализации отдельных периодов развития личности, определением эмоциональных, личностных, интеллектуальных, социальных критериев и нормативов для каждого возрастного этапа.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявлении в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Психология труда – раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности, в частности динамику работоспособности человека в зависимости от различных условий, пути формирования профпригодности и профориентации, оптимизацию личностных отношений в коллективе.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Клиническая психология – область прикладной психологии, занимающаяся диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми.

Психология менеджмента – изучает психологические аспекты организации работы коллективов людей с максимальным учетом их интересов, индивидуальных склонностей, мотиваций, интеллектуальных и творческих способностей. В этом смысле психологическая основа менеджмента – это правильная расстановка и подбор кадров, установление правильной системы вознаграждений и заинтересованности в результатах работы, что ведет, в конечном счете, к резкому повышению качества продукции и ее спроса.

Психология творчества – изучает закономерности создания новых оригинальных идей и устройств и науке, технике, искусстве, особенности психической деятельности людей, проявляющиеся в ходе творчества.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

 

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1.) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

 

Рисунок 1. Классификация А. Кедрова

Контрольные вопросы

1. Укажите место психологии в современной системе наук.

2. Проанализируйте сущность основных отраслей современной психологии.

3. Знание каких отраслей психологии необходимо будущему тренеру, реабилитологу, менеджеру, педагогу?

Литература

1. Большой психологический словарь / Сост и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007, – 672 с.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов / В.М. Кроль – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 432 с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Этапы развития психологии как науки | Тема 3. Житейская и научная психология. Предмет и задачи общей психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.