Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через) – одно из современных направлений в психологии, восходящее к идеям 3. Фрейда.

Хотя до конца 60-х годов ХХ века трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.

С идеями Фрейда трансперсональную психологию роднит признание того, что:

1) психический мир человека, помимо сознательной компоненты, содержит еще и обширнейшую сферу бессознательного, незримо влияющую на переживания и поведение каждого индивида;

2) бессознательная сфера включает в себя вытесненные из сознания воспоминания о всевозможных душевных травмах, полученных, как правило, в младенческом и детском возрасте;

3) корни большинства неврозов находятся в бессознательной сфере психического мира человека, воспоминаниях о душевных травмах;

4) выведение из сферы бессознательного и осознанное переживание этих травм есть мощное психотерапевтическое средство излечения даже затяжных, устойчивых неврозов.

Последнее утверждение свидетельствует о том, что трансперсональная психология, так же как и психология Фрейда, сформировалась, прежде всего, как направление в психотерапии, метод лечебного воздействия на пациента-невротика и только потом оформилась в научную концепцию.

Однако как научная концепция трансперсональная психология пошла дальше психологии Фрейда. Данное направление утверждает, что содержание психического бессознательного неизмеримо шире и разнообразнее, чем то определение, которое дал ему Фрейд:

а) оно включает в себя колоссальное по силе воздействия на дальнейшую жизнь человека неосознанное воспоминание перинатального периода;

б) в него входят вытесненные из сознания переживания тяжелых физических травм и вообще всего, что вызвано сильными болезненными ощущениями;

в) огромную часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, никак не связанные с жизнью данной личности как конкретною физического тела. Сюда относятся воспоминания о себе в других воплощениях, имевших место в другие исторические эпохи; архетипические (по терминологии К. Г Юнга) сюжеты коллективного бессознательного; переживания себя в качестве различных ипостасей от человека через животных к растениям, а от них – к минералам, наконец слияние с Космосом, с Миром, с его Первопричиной, Творцом, Абсолютом.

По утверждению Станислава Грофа (р. 1931), одного из зачинателей трансперсональной психологии, сказанное базируется на опыте психотерапии, основанном на использовании психоделиков (в т.ч. ЛСД), помогающих пациентам вывести в сферу сознания содержание своего бессознательного. Гроф считает: именно этот, чисто практический, лечебный опыт и привел его к новому взгляду на содержание психического мира – взгляду, настолько радикально отличающемуся от господствующих в академической среде воззрений, что заставил его переосмыслить саму современную западную научную парадигму. По мнению Грофа, от нее уже в значительной степени отказались современные физика и космология, однако до сих пор она считается неколебимой в биологии, антропологии, психологии, психиатрии. Трансперсональная психология требует пересмотра мировоззрения в целом, а именно в отказе от механистического по сути, ньютоновско-картезианского взгляда на мир, и пересмотра с учетом современных физических и космогонических теорий традиционного философско-религиозного восточного мировоззрения как, возможно, более адекватного истинному «устройству» мира. Без этого переосмысления, считает Гроф, останется необъясненным весь эмпирический материал, накопившийся как в деятельности постпсихоаналитических школ, так и в лечебной практике использования различных методик погружения пациентов в измененные состояния сознания.

В ходе «психоделического бума», разразившегося на Западе в 1950-1960-е годы, были восприняты и освоены восточные медитативные практики, дававшие возможность без использования психоделиков достигать измененных состояний сознания. Трансперсональная психология начала обогащаться новыми методиками погружения пациентов в сферу бессознательного на основе практики индивидуальных и групповых медитаций с помощью специального освещения, музыки и, наконец, выработанного Грофом и его последователями метода холотропного дыхания. Термин «холотропный» означает «направляющий (стремящийся) к целостности». Метод ориентирован на восстановление целостности психики, очищение ее, восстановление гармонии человека с Миром.

Практическая реализация метода заключается в сочетании предельного физического расслабления пациента с глубоким ритмическим дыханием. Сеансы могут сопровождаться специальной музыкой и носить групповой характер. Достигаемый при этом эффект гипервентиляции приводит к постепенному вытеснению в сознание пациента образов и сюжетов из сферы бессознательного, что, как правило, сопровождается «реагированием» виде непроизвольных движений, возгласов, сбоев дыхания и т.п.

Трансперсональная психология, по утверждению Грофа, позволяет «вытащить» в сферу сознания такие глубинные конфликты, которые не поддаются разрешению никакими другими психотерапевтическими методами. Так, трансперсональной психологии доступны конфликты, связанные с травмой рождения, вызывающие, как считает С. Гроф, психические отклонения не только невро-, но и психотического характера. Им была разработана система из четырех базовых перинатальных матриц. Каждая соответствует определенному этапу рождения человека, связанному с переживанием перехода от «райского» состояния внутриутробногосуществования через «адские» муки прохождения родового канала к истинному рождению – « освобождению », которое (переживание) служит психотерапевтическим средством освобождения от страха смерти, от сдвигов в сексуальной сфере (садизм или мазохизм), средством перехода к глубокому чувству радости рождения. Как и психоделическая терапия, холотропное дыхание помогаем пациенту избавиться от конфликтов и более глубокого происхождения.

Однако, несмотря на впечатляющие успехи и растущую популярность, на увеличивающееся число последователей, объединенныхв ассоциацию, имеющую свой печатный орган, трансперсональная психология и сейчас официально не признается академической наукой.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные направления в психологии ХХ века и имена ученых-основоположников этих направлений.

2. Какие основные проблемы рассматривали ученые в русле каждого из основных направлений психологии?

3. Защитные механизмы – мешают они человеку или помогают? Охарактеризуйте основные виды защитных механизмов.

4. Чем отличается «самоактуализирующаяся личность»?

5. Что такое «конструкт»? Что имел в виду Джордж Келли, когда утверждал, что все люди ученые, исследователи?

6. Каким психологическим концепциям присущи следующие подходы к человеку: а) «человек познающий»; б) «человек реагирующий»; в) «человек конфликтный, нуждающийся»; г) «человек гармоничный, самоактуализирующийся»; д) «человек как обширное поле сознания, духовное и космическое существо»?

Литература

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007, – 672 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

4. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.

5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

7. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию / Роджер Р. Хок. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 509 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2006, – 607 с.

9. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Когнитивный подход в психологии | Тема 6. Теория деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.