Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, история и факторы развития туризма

Функции. Путешествия не являются открытием современного общества. Люди всегда куда-нибудь путешествовали и возвращались в места постоянного проживания. Туризм возник в глубокой древности как ответ на вызов времени: человек передвигался в поисках пищи и более комфортных условий жизни. Таким ответом он оставался на протяжении всей своей многотысячелетней истории. На смену религиозной, прооздоровительной, экономической и образовательной функциям, игравшим ведущую роль в мотивации туристского движения разных эпох, в эпоху постсовременности пришла составляющая развлекательная, находящаяся в русле духа времени общества потребления.

Туризм как социокультурный феномен, возникший на стыке различных культур, всегда отвечал, прежде всего, духовным запросам человека и выполнял следующие функции:

· расширял жизненные горизонты,

· служил мощным механизмом его воспитания и образования,

· способствовал этизации межличностных отношений,

· формированию экономической предприимчивости и правовых отношений, т.е. был фактором, цивилизующим человека.

Постсовременное общество, расставшееся со стадией производства и вступившее в фазу расширенного потребления, переориентировалось на отдых, развлечение и международный туризм, как одну из самых привлекательных и популярных форм организации свободного времени. Основными являются следующие функции:

· функция отдыха, поскольку восстановление физических и психических сил в жизни человека становится объективной необходимостью, увеличивается время, отведенное на отдых;

· функция здоровья, являющегося основной индивидуальной ценностью, обуславливающей существование и деятельность каждого человека, а также общества в целом, поскольку от здоровья людей зависит реализация целей и задач, которые выдвигает общество;

· воспитательная функция, которая реализуется при вступлении туриста в контакт с новой средой, состоящей из трех основных элементов – природного, социального и культурного. Среда является определенной системой, в границах которой выступают подсистемы (элементы этой среды). Одной из подсистем (элементов) является воспитательная среда, являющаяся частью объективной социальной среды. К воспитательной среде относятся люди, социальные группы и институты, выполняющие воспитательные функции и формирующие сознание и поведение индивидов, групп, детей и взрослых в соответствии с определенными системами ценностей и норм, в результате чего формируется необходимое общественное поведение, соответствующее воспитательному идеалу общества.

· образовательная функция, являющаяся составной частью широко понимаемого воспитания. В туризме эта функция может исполняться в познавательной и практической плоскости. Турист, приобретая знания о природе, обществе и культуре, усваивает навыки, которые могут пригодиться ему в практической жизни. Занятия туризмом, мотивированные стремлением к познанию мира, способствуют освоению новых культурных ценностей, а тем самым расширению жизненных и культурных горизонтов, самообразованию и самореализации личности. Образовательная функция туризма находит свое отражение также в представлении истинного образа посещенных мест и стран. Туризм упрощает понимание людей, дает возможность, например, для овладения или усовершенствования иностранных языков;

· урбанизационная функция, заключающаяся в воздействии туризма на процесс урбанизации (градообразующая функция туризма) и основанная на развитии градообразующих факторов, среди которых располагаются инфраструктура, промышленность, торговля, просвещение, наука, общественная администрация, система здравоохранения, общественного питания, гостиничные услуги, туризм и т.п.

· функция культурного образования, связаннаяс тем, что туризм способствует обогащению и сохранению культурных ценностей, он является средством передачи определенных элементов культуры, а тем самым местом встречи разных культур, а также их диффузии (проникновении). Культура вездесуща, она присутствует во всех видах туризма. С другой стороны, туризм создает благоприятные условия для передачи культурных ценностей как участникам туристического движения, так и обществу в целом;

· экономическая функция, способствующая росту уровня жизни в результате экономического и социального развития туристических местностей. Туристическая выгода способствует развитию не только конкретного региона, но также страны и даже континента;

· этническая функция, заключающаяся в контактах стран эмиссии (оттуда в поисках «своих корней» прибывают туристы со странами их принимающими. Часто этнический туризм связан с религиозной мотивацией путешествия, благодаря чему создается и поддерживается определенная система ценностей;

· функция формирования экологического сознания, приобретающая все большую значимость в трех основных плоскостях:

ü проблемы защиты природной и общественной среды, которая является одной из ключевых проблем современных обществ,

ü туристов, организаторов туризма, а также принимающей стороны, вынужденных отличаться правильным отношением к постоянно нарастающим проблемам современной общественно-природной среды,

ü стиранию границ между экологическим сознанием и реальным поведением субъектов туризма.

 

· Политическая функция, проявляющаяся во включении государства в пограничные и таможенные формальности, расширение международных контактов с другими странами, представлении образа страны за ее пределами и т.д.

Развитию туризма сопутствуют и негативные явления, дисфункции туризма. Основными дисфункциями туризма являютсяследующие:

ü негативное воздействие на окружающую среду;

ü экономические последствия для местного населения;

ü явления социальной патологии;

ü снижение качества жизни в местах посещения;

ü деградация природной среды;

ü массовый туризм как угрожающая миру экологическая катастрофа и прочие.

Туризм явился одним из самых сильных ответов на социокультурные и духовные сдвиги, произошедшие на переломе тысячелетий. Это нашло свое отражение в целях, направлениях, стандартах современного туризма, призванного, с одной стороны, удовлетворить возросшие духовные потребности человека в расширенном потреблении, а, с другой стороны, задать новые параметры его духовной жизни через предложение "новых" образцов и стилей жизни, стандартов и норм поведения.

Именно адекватность современного туризма духовным запросам человека постсовременного общества вывела его в четверку ведущих – после топливной, химической и автомобильной – отраслей экономики по выручке от экспорта. 12:47

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.1. Функции, история и факторы развития туризма | Факторы развития туризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.