Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика расширения НАТО на Восток и расширение Европейского союза

Проамериканские симпатии первого Президента СССР М. С. Горбачева и первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина привели к тому, что войска СССР (позднее РФ) были выведены из ГДР и стран Восточной Европы без законодательного закрепления обещаний американской стороны не расширять НАТО на территорию, ранее контролируемую Советским Союзом. Честное слово США было немедленно отозвано, когда свое развитие получила концепция однополярности, предусматривавшая безусловное доминирование Соединенных Штатов, а НАТО стало рассматриваться как важнейшее орудие американского проекта господства над миром. 16 марта 1999 г. в НАТО были приняты такие ключевые страны бывшего ОВД, как Польша, Чехия и Венгрия, 29 марта 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония. Любые протесты российской стороны, требовавшей выполнения данного Западом обещания не расширять НАТО в этом направлении, никого не интересовали. В результате этих двух расширений блока три соседних страны Беларуси из пяти – Польша, Латвия и Литва – оказались его членами. 3 апреля 2008 г. на бухарестском саммите НАТО было принято принципиальное решение о включении в этот военно-политический блок Хорватии и Албании, что впоследствии и было воплощено в жизнь. Рвущаяся к членству в альянсе Македония не получила эту возможность только из-за возражений Греции. Украине и Грузии, претендовавшим на вступление в НАТО, присоединение к Плану действий по получению членства в НАТО на саммите было недвусмысленно обещано в будущем. В случае вступления в этот альянс Украины Беларусь окажется уже в настоящем окружении из стран НАТО, с единственной не входящей в этот блок соседней страной – Россией. Изменения во внешней политике Украины, связанные с приходом к власти нового Президента, позволяют надеяться, что Украина воздержится от членства в НАТО в ближайшие годы.

Реалистично осмысливая неизбежность расширения НАТО, Беларусь не отказывается от сотрудничества с данным блоком. В частности, с 1996 г. наша страна участвует в реализации программы «Партнерство ради мира», принимает участие в Научной программе НАТО, в деятельности Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП).

Есть ли основания относиться настороженно к уже состоявшемуся расширению НАТО и демонстрируемым планам по его дальнейшего расширению? В качестве основных причин, вызывающих опасения белорусской стороны, можно назвать следующие. Во-первых, НАТО было создано для военного противостояния СССР, частью которого была и Беларусь. Несмотря на исчезновение СССР и созданной им Организации Варшавского договора (ОВД), НАТО не только не упразднен, но и стремится увеличить свою мощь. При этом никто не дает никаких гарантий, что эта мощь не планируется к использованию против государств, политика которых может противоречить политике стран – членов НАТО. Во-вторых, данный военный блок уже показал склонность к использованию военной силы против других стран, при этом была продемонстрирована также готовность использовать военную силу без санкции ООН. В-третьих, этот военный блок основан преимущественно странами, которые скомпрометировали себя колониальными захватами, работорговлей, грабежом культурных ценностей, неэквивалентным товарным обменом, подрывающим экономику развивающихся стран, и тем самым нажили себе множество врагов за пределами Европы и Северной Америки. Беларусь, уже гранича с тремя странами – членами НАТО, может в силу своего территориального расположения стать побочной жертвой возможного военного столкновения НАТО со странами, жаждущими реванша за потери, понесенные от европейцев и американцев в прошлом. В-четвертых, страны–члены НАТО склонны к использованию этой организации для оказания давления на правительства стран, с которыми у них возникают разногласия. США, в частности, используют угрозу применения военной силы НАТО против государств, независимость развития которых не соответствует представлениям правительства США о своей роли глобального гегемона.

Для настороженности по отношению к НАТО есть основания и другого рода, в частности неуважительное отношение НАТО к Беларуси. Так, Республика Беларусь была вынуждена отказаться от участия в заседании Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) 3 апреля 2008 г. в Бухаресте в связи с тем, что НАТО приняло решение об ограничении уровня участия белорусской стороны в предстоящей встрече СЕАП. Такое решение, как было отмечено в заявлении Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 2 апреля 2008 г., «противоречит принятому в 1997 году в Синтре Базовому документу Совета Евроатлантического партнерства. СЕАП создавался как коллективный форум для консультаций по широкому спектру вопросов безопасности, и все государства имеют равные права и несут равную ответственность за поддержание и укрепление мира и стабильности в евроатлантическом регионе». Республика Беларусь, являющаяся одной из немногих стран мира, отказавшихся от обладания ядерным оружием, провозгласившая нейтралитет, никогда не участвовавшая ни в каких актах агрессии по отношению к другим странам, явно не заслуживает такого отношения к себе. Особенно учитывая, что основными участниками саммита являются страны, ведущие военные действия в Афганистане и Ираке, оправдание которых выглядит крайне сомнительно.

После распада СССР Беларусь стала свидетелем трех расширений Европейского союза – в 1995, 2004 и 2007 гг. 1 января 1995 г. в ЕС вошли Австрия, Финляндия и Швеция. Но для Беларуси наиболее значимым оказалось расширение, состоявшееся 1 мая 2004 г., когда в состав Европейского союза вошли Чехия, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия, большинство из которых ранее входили в социалистический блок или были частью СССР. В силу этого, будучи «сборочным цехом» Советского Союза, Республика Беларусь имела с ними развитые торгово-экономические отношения и в целом выиграла от унификации пошлин, состоявшейся после вхождения стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. 1 января 2007 г. в ЕС также вошли Болгария и Румыния. 13 декабря 2007 г. руководители 27 стран ЕС заключили Лиссабонский договор, призванный сильнее интегрировать входящие государства и сделать ЕС более управляемым. После ратификации договора, больше полномочий отведено Европейскому парламенту, закреплено право входящего в ЕС государства на выход из него, вводится должность Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. В то же время следует отметить, что длительный торг между странами–участницами ЕС, предшествующий подписанию Лиссабонского договора, выхолостил из него многие положения, которые могли бы сделать ЕС более управляемым, в силу чего в этом отношении он будет по-прежнему существенно проигрывать США или Китаю.

Республика Беларусь в целом положительно относится к расширению Европейского союза. Отметим, что в первые годы независимости Беларуси так и не было сделано ни одного внятного предложения о членстве в Евросоюзе или об отмене виз, что находилось в разительном контрасте с политикой ЕС по отношению к странам Прибалтики, Польше и ряду других восточноевропейских государств, ведших длительные предварительные переговоры о вступлении, а 13 декабря 1997 г. заключивших соглашение об обсуждении условий вхождения.

Налаживание отношений с ЕС будет проходить в рамках программы «Восточное партнерство», в которую Беларусь была официально принята в мае 2009 г. Эта польско-шведская инициатива о включении шести стран бывшего СССР – Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдавии и Украины в своеобразное ассоциированное партнерство с ЕС, выдвинутая весной 2008 г., оказалась особенно релевантной и для Беларуси, и для ЕС в условиях мирового кризиса и из-за последствий событий на Кавказе. Со вступлением в «Восточное партнерство» Беларусь оказалась вовлечена одновременно в шесть интеграционных экономических проектов – в СНГ, Таможенный союз, ЕЭП, ЕврАзЭС и Союзное государство на Востоке и в «Восточное партнерство» с ЕС на Западе.

Для Европейского союза «Восточное партнерство» связано с реализацией многочисленных целей. Приведем лишь анализ намечаемой ЕС деятельности по четырем основным платформам. По первой платформе «Демократия, надлежащее управление и стабильность» ЕС заинтересован в распространении в шести странах той модели управления и того понимания демократии, которые свойственны ему самому. В рамках второй платформы «Экономическая интеграция и конвергенция с политиками ЕС» речь идет в основном о подготовке перехода к свободной торговле со странами «Восточного партнерства» в перспективе. По третьей платформе «Энергетическая безопасность» делается акцент на повышение уровня интеграции энергосистем ЕС и стран партнерства, которая позволит снизить уязвимость самого ЕС как региона, функцио-нирование которого зависит от импорта огромного объема самых разнообразных энергоресурсов, от нефти и газа до угля и урана. Ключевую роль в этом плане играют контакты с Украиной и Беларусью как странами, через которые идет огромная часть энергопоставок в ЕС, и с Азербайджаном как обладателем огромных запасов энергоресурсов, необходимых для ЕС в будущем. Потенциально возможно и распространение современных технологий в области энергосбережения и альтернативной энергетики. И в рамках четвертой платформы «Контакты между людьми» ЕС хочет создать со временем единое образовательное, научное, информационное и культурное пространство, в котором граждане ЕС и стран «Восточного партнерства» смогут перемещаться без виз и ограничений.

Для Беларуси «Восточное партнерство» – это прежде всего бизнес-проект. Такая ситуация сложилась потому, что Беларусь является одной из наиболее открытых экспортно-ориентированных экономик мира. В то же время уникальность белорусской экономики заключается в том, что она не имеет выхода к Мировому океану. Поскольку морские перевозки являются самыми дешевыми, для Беларуси, в силу своего географического расположения вынужденной пользоваться в основном сухопутными перевозками, каждые лишние 100 километров перевозки товара серьезно влияют на удорожание продукции. Поэтому самыми выгодными рынками сбыта, позволяющими затратить на перевоз товаров минимальные суммы, являются рынки стран, расположенных непосредственно на границе Республики Беларусь – России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. При этом, торгуя с ЕС, Беларусь получает возможность выхода своих товаров и услуг на рынок общей емкостью 500 миллионов потребителей. В свою очередь и Евросоюз очень нуждается в развитии экономических отношений с Беларусью. Не говоря уже о важности безопасного транзита энергоресурсов для ЕС по белорусской территории, он является не менее значимым и в плане развития самых коротких логистических маршрутов для поставок товаров из ЕС в Россию и некоторые страны Азии. Очень важным является и вопрос успешного развития экономик стран Балтии, для которых Беларусь является одним из главных поставщиков товаров. ЕС очевидно, что высокие темпы роста белорусской экономики крайне позитивно влияют на развитие экономики Литвы, Латвии и Эстонии за счет торговых отношений на миллиарды долларов. Чем большие темпы роста будет показывать белорусская экономика, развивая тем самым экономику стран Балтии, тем меньшую экономическую помощь странам Балтии придется оказывать самому Евросоюзу.

Помимо второй платформы, Беларусь заинтересована в третьей – развитии энергетической безопасности. Январские договоренности по нефти показали, как выгодно для получения нормальных цен на поставки энергоресурсов из России иметь альтернативные варианты поставок. Не менее выгодным, кроме оформившейся альтернативы по нефти, может стать и наличие новых возможностей по поставкам газа. Достаточно важными являются возможности по энергосбережению и развитию альтернативной энергетики за счет технологий и инвестиций Евросоюза. В то же время при нежелании Евросоюза развивать сотрудничество в этом направлении его можно будет реализовать за счет технологий и инвестиций из Китая, потенциал которого в этих сферах развивается ошеломляющими темпами.

Что касается развития сотрудничества по двум другим платформам, то реакция Евросоюза на президентские выборы 19 декабря 2010 г. вызывает у Беларуси серьезные опасения. Говоря о первой платформе, отметим, что любой стране мира не грех поработать над улучшением демократических процедур, поскольку идеальной демократии в мире еще не построили, но навязывание определенной модели демократии с выкручиванием рук партнерством тоже не назовешь. ЕС абсолютно не хочет понимать, что условия в Беларуси резко отличаются от условий, скажем, в Латвии или Великобритании, и использование латвийской или британской моделей демократии, не учитывающих местную специфику нашей страны, может скорее навредить, чем пойти на пользу Беларуси. Не нужна в Беларуси ни латвийская этническая демократия, исключившая из числа граждан более трети жителей страны, ни британская конституционная монархия. Полезно ответить на вопрос, демократия – это инструмент для улучшения жизни граждан или священная самоцель, на пути к которой возможны любые жертвы? Самые высокие в Европе темпы роста белорусской экономики по 2010 г. являются вполне адекватным ответом на тот вопрос, чем является демократия для Беларуси. Делать из нее вместо рабочего инструмента некий алтарь, принося в жертву темпы экономического роста и социальные гарантии граждан, в Беларуси не готовы.

Четвертая платформа, направленная на развитие контактов между людьми, тоже вызывает вполне законные вопросы. К примеру, в условиях безвизовых отношений в ЕС из Литвы в 2010 г. выехало на постоянное место жительства в богатые страны Евросоюза более 80 тысяч человек. В связи с этим возникает вполне законный вопрос к самым богатым странам Евросоюза: не являются для них безвизовые отношения способом улучшить демографию за счет последующей ассимиляции приехавших граждан? Если ЕС в рамках «Восточного партнерства» готовит для Беларуси именно такие перспективы, то так ли необходимо для нашей страны быстрое развитие отношений в рамках четвертой платформы?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие европейского вектора внешней политики белорусского государства | Разоруженческая политика Беларуси в вопросах сокращения обычных вооружений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.