Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Долгосрочное финансовое планирование и прогнозирование

 

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.

Необходимость составления планов определяется многими причинами – неопределенность будущего, координирующая роль плана, оптимизация экономических последствий и др.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственный план. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия. Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров. Как правило, это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.

Стратегический план может иметь следующую структуру.

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности предприятия;

Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности предприятия, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры.

Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:

  • производство;
  • маркетинг;
  • финансы;
  • кадровая политика;
  • инновационная политика;
  • новая продукция и рынки сбыта.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики. Производственные планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации, т.е., если первый вид планов дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимоувязка каждого вида вложений с источниками финансирования.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако, как минимум, выделяются четыре типа целей:

  • рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной финансово-хозяйственной деятельности предприятия);
  • производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);
  • финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
  • социальные (в какой мере деятельность предприятия обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. В ходе достижения этой цели выделяются следующие основные задачи финансового планирования:

  • определение объекта планирования;
  • разработка системы финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;
  • расчет необходимых финансовых ресурсов;
  • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
  • прогноз доходов и расходов предприятия.

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий его доходы и расходы. В процессе финансового планирования:

  • идентифицируются финансовые цели и ориентиры предприятия;
  • устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию предприятия;
  • формируется последовательность действий по достижению поставленных целей.

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный. Основное целевое назначение первого – определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия; целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Выделяют следующие этапы финансового планирования:

  • анализ финансового положения предприятия;
  • составление прогнозных смет и бюджетов;
  • определение общей потребности предприятия в финансовых ресурсах;
  • прогнозирование структуры источников финансирования;
  • создание и поддержание действенной системы контроля и управления;
  • разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика

Политика финансирования основных средств

Политика финансирования нематериальных активов

Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений

2. Управление оборотным капиталом

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Финансирование производственных запасов

Политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью

3. Дивидендная политика и структура источников финансирования

4. Финансовые прогнозы

Характеристика финансовых условий

Доходы предприятия

Расходы предприятия

Прогнозная финансовая отчетность

Бюджет денежных средств

Общая потребность в капитале

Потребность во внешнем финансировании

5. Учетная политика

6. Система управленческого контроля

Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение получили три, в основе которых: методы экспертных оценок; методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Методы экспертного прогнозирования могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью научного инструментария экономической статистики. Эти методы применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т.п.

Методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Выбор того или иного метода зависит от множества факторов, в том числе и имеющихся в наличии исходных данных. Рассмотрим три типовые ситуации при использовании данных методов.

Первая ситуация – наличие временного ряда. Финансовый менеджер имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Это можно сделать различными способами.

Метод простого динамического анализа исходит из предпосылки, что прогнозируемый показатель (Y) изменяется прямо (обратно) пропорционально с течением времени. Поэтому для определения прогнозных значений показателя Y строится, например, следующая зависимость:

Y = а + b*t

где

t – порядковый номер периода.

Параметры уравнения регрессии (a,b) находятся, как правило, методом наименьших квадратов. Подставляя в формулу нужное значение t, можно рассчитать требуемый прогноз.

В методе анализа с помощью авторегрессионных зависимостей заложена предпосылка о том, что экономические процессы имеют определенную специфику. Они отличаются, во-первых, взаимозависимостью и, во-вторых, определенной инерционностью. Последняя означает, что значение практически любого экономического показателя в момент времени t зависит определенным образом от состояния этого показателя в предыдущих периодах, т.е. значения прогнозируемого показателя в прошлых периодах должны рассматриваться как факторные признаки. Уравнение авторегрессивной зависимости в наиболее общей форме имеет вид:

Yt = Ao + A1*Yt-1 + A2*Yt-2 + … + AkYt-k

где

Yt – прогнозируемое значение показателя Y в момент времени t;

Yt-1 – значение показателя Y в момент времени (t-i);

Ai – i-коэффициент регрессии.

Вторая ситуация – наличие пространственной совокупности. Имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай. В этом случае в результате качественного анализа выделяется k факторов (Х1, Х2, …, Хk) влияющих, по мнению аналитика, на изменение прогнозируемого показателя (Y), и строится чаще всего линейная регрессионная зависимость типа:

Y = Ао + А1*Х1 + А2*Х2 + … + АkХk)

Ai – коэффициенты регрессии, i = 1,2, …, k.

Третья ситуация – наличие пространственно-временной совокупности, имеет место в том случае, когда:

  • ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов;
  • аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающихся по экономической природе и их динамике.

Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты. Методы обработки таких совокупностей хорошо описаны в отечественной литературе и включают, в частности, осреднение параметров одногодичных уравнений регрессии, метод заводо-лет, ковариационный анализ и т.д.

В основе методов ситуационного анализа и прогнозирования лежат модели, предназначенные для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Ставится задача выявления и исследования факторов развития хозяйствующего субъекта и установления степени их влияния на различные результатные показатели, например прибыль. Для этого используется имитационная модель, предназначенная для перспективного анализа формирования и распределения доходов предприятия. В укрупненном виде модель представляет собой многомерную таблицу важнейших показателей деятельности объекта в динамике. В режиме имитации в модель вводятся прогнозные значения факторов в различных комбинациях, в результате чего рассчитывается ожидаемое значение прибыли. По результатам имитации может выбираться один или несколько вариантов действий; при этом значения факторов, использованные в процессе моделирования, будут служить прогнозными ориентирами в последующих действиях. Модель реализуется на персональном компьютере в среде табличного процессора в соответствии с намеченным сценарием.

Основу метода прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности предприятия, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они «привязываются» к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от продаж, либо себестоимость реализованной продукции.

Последовательность процедур данного метода такова:

  1. идентифицируется базовый показатель В (например, выручка от продаж);
  2. определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для менеджера;
  3. для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от базового показателя: Р = f(В). Чаще всего зависимость может устанавливаться одним из двух способов:
    • значение Р устанавливается в процентах к В (например на основе экспертных оценок);
    • путем изучения динамики данных выявляется простейшая регрессивная зависимость (линейная) Р от В. Отметим, что в состав производных показателей, значения которых необходимо спрогнозировать, могут входить и такие, которые не обязательно связаны формализованными зависимостями с базовым показателем, а определяются некоторыми другими условиями.
  4. при разработке прогнозной отчетности, прежде всего, составляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса;
  5. при прогнозировании баланса рассчитывают, прежде всего, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей. Чаще всего выявляется потребность во внешнем финансировании.
  6. собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира делаются уже с помощью неформализованных критериев.

Описанный метод основан на предположении, что (а) значения большинства статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему продаж и (б) сложившиеся на предприятии уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны.

Далее рассмотрим порядок оперативного финансового планирования на предприятии.

Финансовый план – это система документов, для планирования деятельности предприятия на краткосрочный и долгосрочный период. На практике применяется долгосрочное и оперативное финансовое планирование. Оперативное планирование включает в себя разработку текущих (оперативных) бюджетов.

Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья и товаров, реализации произведенной продукции и т.д. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Рассмотрим этапы разработки оперативных бюджетов:

  1. установление общих целей развития предприятия;
  2. конкретизация общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовка подразделениями оперативных бюджетов;
  3. анализ подготовленных бюджетов высшим руководством предприятия и их корректировка;
  4. подготовка итоговых бюджетов.

Структура оперативных бюджетов включает в себя следующие бюджеты.

Бюджет продаж является стартовой точкой составления всех остальных бюджетов. Прогнозный объем реализованной продукции рассчитывается посредством умножения ожидаемого количества единиц продукции на ожидаемую цену единицы продукции по всему ассортименту. В данном бюджете необходимо учесть сезонность спроса на продукцию, а также определить, когда реально деньги за реализованную продукцию поступят на предприятие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Дивидендная политика предприятия | Модуль 5. Краткосрочная финансовая политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.