Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Разработка бизнес-планов реальных инвестиционных проектов

При финансировании инвестиций за счет заемного капитала необходимо, чтобы текущая стоимость будущих денежных потоков от инвестиций позволяла погасить сумму долговых обязательств, процент по обслуживанию долга и обеспечила получение положительной чистой приведенной стоимости проекта.

Успехи инвестиционной политики во многом зависят от инвестиционных решений принимаемых сегодня на всех уровнях. Поэтому чрезвычайно важно обеспечить неразрывную связь между стратегическими и тактическими решениями. Тактические инвестиционные решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики.

Тема 14. Формирование инвестиционной стратегии предприятия

Инвестиционная стратегия как составная часть стратегического планирования включает в себя следующие направления:

  1. управление риском;
  2. программно-целевое планирование и составление капитальных бюджетов;
  3. стратегический анализ;
  4. стратегическое управление.

Стратегические инвестиционные решения оперируют более крупными суммами финансовых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой финансовой и инвестиционной политики, повлечь существенное изменение ожидаемых доходов и увеличение финансовых рисков. Разработка инвестиционной стратегии затрагивает три основных области принятия решений:

  • производственная деятельность;
  • инвестиции;
  • финансирование.

Только комплексное решение взаимосвязанных проблем – эффективная производственная деятельность, основанная на оптимальном использовании производственных ресурсов; эффективное финансирование (тщательный выбор и осторожное использование источников финансирования); эффективное инвестирование, основанное на тщательном расчете и оценке инвестиционных решений и сопутствующих им рисков.

Эффективная производственная деятельность предполагает тщательный анализ рыночной ситуации и предполагаемого объема продаж, цены реализации товара, постоянных и переменных издержек на производство товара.

Эффективное финансирование предполагает анализ собственного капитала и дивидендов по привлеченному капиталу; заемного капитала и стоимости обслуживания долгосрочной задолженности; прибыли от производственной деятельности и возможности капитализации прибыли.

Эффективное инвестирование основано на анализе инвестиционной базы, оценке новых инвестиций и возможных изъятий вложений.

Разработка инвестиционной стратегии основана на ряде базовых правил принятия инвестиционных решений.

Разработка инвестиционной стратегии требует четкого определения целей инвестиционной стратегии, выработки приоритетов и строго соблюдения основ принятия решений по инвестициям. Базовыми правилами принятия инвестиционных решений определяются:

  • проблемы инвестирования;
  • природа инвестиций;
  • оценка будущих затрат и выгод;
  • дополнительные денежные потоки;
  • необратимые затраты;
  • дисконтирование будущих денежных потоков.

Рассмотрим далее более подробно перечисленные выше базовые правила.

Определение проблемы инвестирования непосредственно связано с оценкой альтернативных вариантов, определением упущенных возможностей. Для оценки альтернативных инвестиционных решений необходимо рассчитать следующие показатели:

  • предельные капитальные вложения (дополнительные капитальные вложения, необходимые для прироста дополнительной единицы продукции);
  • предельные издержки (дополнительные затраты, необходимые для производства каждой дополнительной единицы продукции);
  • предельную норму окупаемости (чистый прирост дохода в результате капитальных вложений, выражаемый в процентах на денежную единицу инвестиций);
  • предельную полезность (дополнительный доход, связанный с осуществлением еще одной единицы деятельности);
  • предельную чистую полезность (разность между предельным выигрышем и предельными затратами, связанными с добавочной единицей продукции);
  • предельную чистую окупаемость инвестиций (разность между предельной окупаемостью инвестиций и ставкой ссудного процента);
  • предельный доход (прирост дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции).

Определение природы инвестиций предполагает, прежде всего, классификацию инвестиций. Инвестиции можно классифицировать с нескольких точек зрения.

1. По способу влияния других возможных инвестиций на доходы от данного проекта. Различают зависимые и независимые инвестиции. Инвестиции независимые – если денежные потоки, ожидаемые от первого инвестиционного проекта, не изменяются независимо от того, будет ли осуществлен второй проект. Экономически независимые инвестиции предполагают, что:

  • осуществление инвестиций технически возможно вне зависимости от решений по другим инвестициям;
  • на денежные потоки, ожидаемые от данных инвестиций, не влияет отказ от принятия других инвестиций.

Экономически зависимые инвестиции могут быть дополняющими и взаимоисключающими. Дополняющие экономически зависимые инвестиции связаны с синергическим эффектом, т.е. осуществление второго инвестиционного проекта оказывает положительное влияние на поток денежных доходов от первых инвестиций, и сумма денежных доходов по данным совместно осуществленным инвестициям значительно превышает денежные доходы от каждого из проектов, осуществляемых вне связи с друг другом.

Взаимоисключающие инвестиционные проекты связаны с технической невозможностью осуществления обоих проектов или же осуществления одного из них уменьшит возможные денежные доходы от другого или полностью сведет их к нулю.

2. По отраслям. Данная классификация необходима при разработке инвестиционной стратегии, поскольку для совершенствования структуры производства требуются инвестиции, прежде всего, в отрасли определяющие развитие технического прогресса. Выделение «ключевых», наукоемких технологий, оказывающих революционное воздействие на экономическое развитие.

3. По степени обязательности осуществления инвестиций. Некоторые инвестиции являются обязательными, т.к. если их не осуществлять, то может остановиться вся производственная деятельность. Другие инвестиции могут осуществляться или не осуществляться, поскольку они не оказывают решающего влияния на выход промышленности из кризиса и на повышение эффективности экономики.

4. По сроку окупаемости и жизненному циклу. Период окупаемости – время, в течение которого доходы от инвестиций достигли величины первоначальных капитальных вложений в данный проект. При разработке инвестиционной стратегии целесообразно установить определенный срок окупаемости инвестиций, направленных на повышение технологического уровня средств производства и структурную перестройку. Жизненный цикл инвестиций определяется периодом времени, в течение которого инвестиции приносят доход. Очевидно, что инвестиционный проект с более длинным жизненным циклом более привлекателен.

Оценка будущих затрат и доходов связана с расчетом номинальных и реальных денежных потоков, номинальной и реальной ставки по банковским кредитам и т.д., т.е. с проблемами, непосредственно связанными с темпами инфляции. Денежные потоки (притоки и оттоки) можно рассматривать как:

  • традиционные инвестиции, которые характеризуются оттоком в нулевом периоде (капитальные вложения) и притоками в течение жизненного цикла инвестиционного проекта;
  • заемный денежный поток (приток в нулевом периоде и последующие оттоки по обслуживанию заемного капитала);
  • нетрадиционные инвестиции, для которых характерна смена периодов капитальных вложений и доходов более одного раза.

При финансировании инвестиционных решений за счет собственных средств доходность капитальных вложений следует сравнивать с внешними возможностями получения дохода, иначе предприятие может инвестировать капитал внутри себя на менее выгодных условиях, чем это можно было сделать вне предприятия.

Необратимые затраты (невозвратные издержки) возникают из-за большой неопределенности при принятии инвестиционных решений. Это затраты, понесенные предприятием в прошлом, которые невозможно возместить ни в настоящем, ни в будущем.

Дисконтирование будущих денежных потоков – обязательный этап принятия решений по инвестициям. Необходимо иметь в виду, что не сам по себе метод дисконтированных денежных потоков приводит к нежелательным последствиям, а его неправильное использование. Возможные ошибки в расчетах порождаются неопределенностью будущих денежных потоков, неточностью прогнозирования темпов инфляции и ставки банковских процентов в отдаленных периодах.

В рамках инвестиционной стратегии могут быть выделены основные направления инвестиционной деятельности предприятия. К ним относятся:

1) инвестиции на поддержание простого воспроизводства (в основном из амортизационных фондов с привлечением дополнительных средств в случае инфляции и обесценения накоплений);

2) вложения в капитальное строительство;

3) инвестиции на прирост оборотных средств;

4) финансирование инновационных разработок и НИОКР.

Эти направления представляют стратегические ориентиры при формировании инвестиционной стратегии предприятия в ином разрезе, не совпадающем с проектным. Например, один инвестиционный проект расширения предприятия может включать в себя направления по финансированию капитального строительства, инвестиции на прирост оборотных средств, вложения в НИОКР. В то же время стратегическое решение об ориентации на инвестирование в строительство дополнительного здания (офисного или производственного назначения) означает, что преобладающая сумма средств (или преобладающее число инвестиционных проектов) будет в течение достаточно продолжительного времени связана именно с этим направлением инвестирования.

Описание инвестиционных стратегий должно базироваться, с одной стороны, на основных направлениях предпринимательской активности предприятия и портфеле инвестиционных проектов, а с другой, – на анализе главных источников получения финансовых ресурсов – их доступности, уровне риска и эффективности использования, а также оценки их потенциальной емкости.

Ввиду особой важности анализа источников финансирования в современных условиях, характеризующихся хроническим дефицитом финансовых средств на производственных предприятиях, остановимся на этом виде анализа более подробно. К основным источникам финансовых средств предприятия, относятся:

(1) фонды развития предприятия (нераспределенная прибыль, амортизация, резервы, неиспользованная часть социальных фондов и т.д.);

(2) ресурсы, привлеченные за счет дополнительной эмиссии ценных бумаг предприятия;

(3) ресурсы, привлеченные в качестве консолидированных средств других предприятий (в рамках договоров интеграции);

(4) коммерческие и вексельные кредиты;

(5) банковские кредиты и ссуды различных видов;

(6) государственные (льготные) кредиты (в рамках централизованной инвестиционной программы);

(7) прямые государственные инвестиции (в рамках централизованной инвестиционной программы).

Логика построения инвестиционной стратегии может быть двоякой: ресурсной (идущей от ресурсов к их реализации) или целевой (от целей к ресурсам для их реализации) и зависит от приоритетов, принятых при формировании стратегий. Обычно процесс формирования стратегии является итеративным, причем в ходе этого процесса происходит корректировка исходных вариантов и по ресурсам и по целям, а его начальная точка определяется наибольшей достоверностью, проработанностью решений (либо это сфера источников финансирования, либо это некоторая совокупность целей).

В зависимости от структуры источников финансирования деятельности и развития предприятия, а также от реализуемых инвестиционных проектов можно выделить наиболее характерные типовые варианты инвестиционной стратегии. Приводимая далее типология стратегий достаточно условна, так как не охватывает полного их набора, однако она представляется, тем не менее, весьма полезной для понимания основных закономерностей инвестиционного поведения предприятий, действующих в условиях рынка.

Тип 1. «Сам себе голова». Предполагает использование преимущественно собственных средств предприятия для инвестирования обычно ограниченного круга небольших инвестиционных проектов. Применение этой стратегии ограничено, так как предполагает самодостаточность предприятия и значительные возможности самофинансирования, которые имеются лишь у крупных (в редких случаях средних) предприятий. При среднем уровне эффективности данная стратегия характеризуется высокой надежностью, так как ее реализация почти полностью зависит от деятельности самого предприятия (при условии его стабильности и стабильности внешней среды). Наиболее характерна для зрелой экономики и сложившихся рынков реализации товара, не требующих радикальной перестройки деятельности предприятия.

Тип 2. «Любимое чадо». Предполагает использование преимущественно централизованных источников (государственных инвестиций и кредитов). Стратегия имеет весьма узкую область применения ввиду дефицита государственных средств и недоступности их для подавляющего числа предприятий. Реализация этой стратегии в значительной степени зависит от политических рисков и структурно-промышленной политики. Наибольшее распространение имела в дореформенный период; может быть использована для реализации крупномасштабных проектов предприятий, имеющих статус особо важных и стратегических. В настоящее время реализуется в ситуациях, где руководители предприятия имеют тесные личные связи с представителями властных структур федерального или местного уровня. При удачном «раскладе» может обеспечить высокую эффективность.

Тип 3. «Консолидация». Предполагает использование более широкого спектра финансовых источников: собственного капитала и внешних инвестиций, получаемых за счет акционирования, банковских и коммерческих кредитов и др. Данная стратегия предполагает консолидированный способ финансирования, требующий значительной предварительной подготовки для своего осуществления. Используется для крупномасштабных стратегических решений при нехватке собственных средств. Имеет широкое применение среди значительного круга современных предприятий, действующих по принципу «с мира по нитке». Эффективность и надежность стратегии зависит от структуры привлекаемых источников и может колебаться в значительных диапазонах.

Тип 4. «Консорциум». Предполагает консолидированное финансирование из различных источников, но в отличие от стратегии типа «консолидация» характеризуется партнерским принципом деятельности, предполагающим интеграцию усилий нескольких предприятий (фирм, банков и т.д.) в реализации одного или нескольких крупных проектов. При этом происходит диверсификация рисков предпринимательской деятельности, согласование интересов участников сформированной группы, как по горизонтали, так и по вертикали. Данная стратегия используется при наличии у предприятия интеграционных возможностей для радикального изменения своего положения на товарном или ресурсном рынке, при внедрении инноваций. Встречается достаточно редко, но является перспективной, так как обеспечивает снижение рисков и увеличение эффективности.

Тип 5. «Пирамида». Представляет собой наиболее последовательный вариант реализации стратегии «консолидация». В этом случае в консолидированное финансирование попадают все инвестиционные источники, а усилия концентрируются на реализации одного стратегического решения или узкоспециализированного проекта развития предприятия. Структура стратегии образует при этом пирамиду. Данная стратегия берется на вооружение, например, в тех случаях, когда предприятие реализует маркетинговую политику, ориентированную на достижение лидерства на своем рынке. Применяют в основном крупные предприятия, имеющие существенный стартовый капитал, так как значительное привлечение инвестиционных ресурсов невозможно без предоставления гарантий в форме имущества.

Тип 6. «Быстрота и натиск». Предполагает использование какого-либо одного вида финансовых ресурсов (например, собственных средств) для реализации одного стратегического решения, обычно предполагающего короткий срок исполнения. Данная стратегия характерна для мелких и средних предприятий, характеризующихся высокой мобильностью и способностью быстро адаптироваться к новым условиям, что определяет перманентный переход от одного варианта развития предприятия к другому. Характеризуется повышенным риском и восприимчивостью к новым инвестиционным предложениям. В силу этого является неустойчивой и имеет склонность к трансформации в другие стратегии (типа «консолидация», «сам себе голова», «консорциум» и т.д.).

Тип 7. «Зонтик». Представляет собой по существу метастратегию, характеризуемую высокой степенью защиты используемых инвестиционных контрактов. Данная защита может быть обеспечена с помощью различного рода страховок и перестраховок, авалированием финансовых обязательств, операциями хеджирования инвестиционных рисков и т.д. Это предполагает взаимодействие рассматриваемого предприятия с различными финансовыми институтами, формирующими рыночную инфраструктуру. В качестве своего ядра метастратегия «зонтик» может содержать любой перечисленный выше тип стратегий. Данная метастратегия в современных условиях имеет ограниченное применение в силу незрелости рыночной инфраструктуры (особенно характерной для сферы страхования), но является перспективной, так как позволяет снизить риски.

 

 

Экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. Однако, с переходом России на рыночные отношения та методологическая база, которая была наработана и широко использовалась в бытность плановой экономики, морально устарела и не может быть использована для экономического обоснования инвестиций. Поэтому перед учеными-экономистами и практиками России появилась серьезная проблема – создание адекватной рыночной экономике методологической основы экономического обоснования инвестиций. В этих условиях большой теоретический и практический интерес представляют методические подходы по определению выгодности вложения инвестиций в странах с развитой рыночной экономикой. Рассмотрим базовые принципы и методические подходы, используемые в зарубежной практике и литературе для оценки эффективности реальных инвестиций.

Материалы, обосновывающие инвестиции, рекомендуется готовить в принятой во всем мире форме бизнес-плана, который должен дать возможность инвестору комплексно оценить проект и в первую очередь показать его выгодность.

В настоящее время в России наиболее известны следующие западные методики по разработке бизнес-планов:

  • UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
  • World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);
  • фирмы «Goldman Sach & Co» (крупнейший банковский дом Уолл-стрит, один из лидеров мирового инвестиционного бизнеса);
  • Ernst & Young (интернациональная консультационно-аудиторская фирма).

Рассмотрим основные составляющие структуры бизнес-плана инвестиционного проекта.

 

 

1. Анкета предприятия

Название и адрес предприятия.

Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале.

Фамилия, имя, отчество руководителя предприятия.

Суть проекта.

Финансирование проекта (в процентах):

– собственные средства;

– заемные средства (отдельно – отечественные и иностранные).

Характер строительства.

Сметная стоимость проекта.

Срок строительства.

Срок окупаемости проекта;

Кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация.

Наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование и даты утверждения).

2. Вводная часть или резюме проекта

Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. Необходимо показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств.

Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то указать их.

3. Анализ положения дел в отрасли

Назначение раздела – указать на тенденции развития отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая) и место предприятия в ней.

Анализ включает в себя следующие разделы:

- оценка потребности в продукции, производимой в соответствии с инвестиционным проектом, и спроса на нее;

- данные об объемах производства подобной продукции в регионе и в России;

- значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона;

- выявление демографических, экономических, социальных, политических тенденций и отраслевых факторов, которые могут оказать влияние на развитие рынка предлагаемой продукции (услуги);

- ожидаемый объем выпускаемой продукции после выхода на проектные мощности инвестируемого проекта в процентном отношении к выпуску подобной продукции в субъекте Российской Федерации, в федеральном округе и в России;

- потенциальные конкуренты (указать наименование и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны). Сравнение уровня используемых технологий конкурентов и предприятия, реализующего инвестиционный проект;

- аналоги проекта, появившиеся за последние три года (место появления);

- история предприятия – инициатора инвестиционного проекта, его достижения в отрасли;

- возможности в области исследований, разработок, освоения новой продукции (услуг).

4. Производственный план

Назначение раздела – аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели согласно проектно-сметной документации.

  1. программа производства и реализации продукции (услуг). Принятая технология производства.
  2. требования к организации производства.
  3. состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок. Лизинг оборудования.
  4. поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
  5. альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
  6. численность работающих и затраты на оплату труда.
  7. стоимость производственных основных фондов.
  8. форма амортизации (простая, ускоренная). Норма амортизационных отчислений. Основания для применения нормы ускоренной амортизации.
  9. годовые затраты на выпуск продукции. Переменные и постоянные затраты. Себестоимость единицы продукции.
  10. стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации, в т.ч. строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты. Общая стоимость инвестиционного проекта.
  11. обеспечение экологической и технической безопасности.

5. План маркетинга

В разделе должно быть показано, что объем затрат на сбыт продукции определен и реализации продукции не вызовет серьезных проблем.

  1. патентная ситуация. Защита товара в стране лицензиата на внутреннем и экспортном рынках. Возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав предприятия. Конечные потребители. Является ли предприятие монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам.
  2. организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием предприятий, привлекаемых к реализации продукта.
  3. обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции. Торгово-сбытовые издержки.
  4. каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия.
  5. обоснование цены на продукцию. Оптовая цена товара определяется исходя из сложившейся конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, а также уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности предприятия.
  6. расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания.
  7. программа по реализации рекламы. Примерный объем затрат.
  8. программа реализации продукции. Выручка от продажи в целом и по отдельным товарам рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также о ценах. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.

6. Организационный план

  1. Статус предприятия, уставный капитал, структура, финансовое положение.
  2. Форма собственности предприятия. Состав собственников предприятия, распределение долей между ними.
  3. Члены совета директоров, краткие биографические справки.
  4. Обладатель права подписи финансовых документов.
  5. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
  6. Поддержка проекта местными органами власти.

7. Финансовый план

Рассматривается структура источников финансирования по источникам. Согласие коммерческих банков или других заимодателей, включая иностранных, на предоставление средств должно быть документально подтверждено с обязательным указанием условий предоставления кредитов: процентная ставка, сроки предоставления и схема погашения кредита, условия обеспечения.

Финансовые результаты реализации инвестиционного проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции и объем чистой прибыли по кварталам и годам.

Одним из принципов оценки эффективности проекта является оценка возврата инвестируемого капитала на основе показателя денежного потока «кэш-фло», формируемого за счет сумм чистой прибыли и амортизационных отчислений в процессе эксплуатации инвестиционного проекта.

Вторым принципом оценки является обязательное приведение к настоящей стоимости, как инвестируемого капитала, так и сумм денежного потока.

Третьим принципом оценки является выбор дифференцированной ставки процента (ставки дисконтирования) в процессе дисконтирования денежного потока для различных инвестиционных проектов.

Наконец, четвертым принципом оценки является вариация форм используемой ставки процента для дисконтирования в зависимости от целей оценки.

В основе классических методов инвестиционного анализа используется «План денежных потоков». Термин «кэш-фло» используется для определения текущего остатка денежных средств на расчетном счете предприятия. Этот остаток формируется за счет притока (доходов от реализации продукции и услуг, амортизационных отчислений, доходов от реализации активов предприятия, взносов в уставный фонд и займов) и оттока (затрат на производство продукции и услуг, общих издержек предприятия, затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат) денежных средств.

Все поступления и платежи отображаются в «Плане денежных потоков» в периоды времени, соответствующие датам осуществления этих платежей, т.е. с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов. Остаток денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплаты налогов и личное потребление. Как известно, предприятие не может работать без капитала. Достаточным можно считать такое количество собственного и привлеченного капитала, при котором величина кэш-баланса во все периоды деятельности предприятия будет положительной. Наличие отрицательной величины, в какой-либо из периодов времени означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы.

Существуют различные формы расчета «Плана денежных потоков». Методика UNIDO предлагает рассчитывать денежные потоки с помощью таблицы 8.

Таблица 8

План денежных потоков (Кэш-фло)

№ п/п Наименование статьи T 1 T 2
  Объем продаж    
  Переменные издержки    
  Операционные (общие) издержки    
  Проценты по кредитам    
  Налоги и прочие выплаты    
6 = 1 – 2 – 3 – 4 – 5 Кэш-фло от производственной деятельности    
  Выплаты на приобретение активов    
  Поступления от продажи активов    
9 = 8 – 7 Кэш-фло от инвестиционной деятельности    
  Акционерный капитал    
  Заемный капитал    
  Выплаты в погашение займов    
  Выплаты дивидендов    
14 = 10 + 11 – 12 – 13 Кэш-фло от финансовой деятельности    
15 = 16 (для предыдущего периода) Кэш-баланс на начало периода    
16 = 6 + 9 + 14 + 15 Кэш-баланс на конец периода    

Также существует методика расчета денежных потоков на основе корректировки чистой прибыли полученной предприятием. Данная методика представлена в Распоряжении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05.12.1994 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления». Расчет денежных потоков проводится по следующей форме.

Таблица 9

План денежных потоков (Кэш-фло)

  Год
  1 квартал 2 квартал
               
1. Чистая прибыль                    
2. Чистый денежный поток, всего: (стр.2.1. + стр.2.2. + (–) стр.2.3. – (+) стр.2.4. – стр.2.5. + (–) стр.2.6. – стр.2.7. – стр.2.8.)                    
2.1. Чистая прибыль                    
2.2. Износ                    
2.3. Рост (погашение) задолженности                    
2.4. Рост (погашение) дебиторской задолженности                    
2.5. Выплата процентов                    
2.6. Средства от продажи (покупки) основных средств                    
2.7. Капитальные вложения                    
2.8. Прирост оборотного капитала                    
3. Остаток денежных средств на начало периода                    
4. Накопленная денежная наличность на конец периода (стр.2 + стр.3)                    

В мировой практике наиболее широкое распространение получила методика оценки эффективности реальных инвестиций на основе системы следующих взаимосвязанных показателей. Представим сущность этих показателей более подробно.

Рассмотрим механизм управления инвестициями предприятия. Общим критерием эффективности является уровень прибыли, полученной на вложенный капитал. При этом под прибыльностью понимается не просто прирост капитала, а такой темп его роста, который полностью компенсирует общее изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, обеспечивает минимальный уровень доходности и покрывает риск инвестора, связанный с осуществлением проекта. Существует два основных подхода, в соответствии с которыми, методы оценки эффективности капитальных вложений можно разделить на две группы:

  • простые (статические);
  • динамические (методы дисконтирования).

К статическим методам оценки эффективности инвестиций можно отнести расчет срока окупаемости и нормы прибыли.

Срок окупаемости инвестиций – это расчетный период возмещения первоначальных вложений за счет прибыли от проектной деятельности. К достоинствам этого метода можно отнести простоту и наглядность расчетов. Точность расчетов по такому методу в большой степени зависит от частоты разбиения срока жизни проекта на интервалы планирования.

Простая норма прибыли – коэффициент, рассчитываемый по данному методу показывает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. Сравнивая рассчитанную величину нормы прибыли с минимальным или средним уровнем доходности, инвестор может прийти к заключению о целесообразности дальнейшего анализа данного инвестиционного проекта.

Динамические методы оценки эффективности капитальных вложений базируются на принципах дисконтирования, которые дают возможность избавиться от основного недостатка статических методов оценки – невозможности учета ценности будущих денежных потоков по отношению к отчетному периоду. Рассмотрим наиболее распространенные критерии оценки эффективности инвестиций, основанные на методах дисконтирования.

Чистая текущая стоимость (NPV) – представляет собой разницу между приведенной к текущему моменту (при помощи дисконтирования) суммы поступлений от реализации проекта и суммой инвестиционных и других дисконтированных затрат, возникающих в ходе реализации проекта:

T СFt

NPV = ∑ ---------- – Io

t = 0 t

(1 + i)

где СFt – денежные поступления в год t;

Т – срок реализации проекта;

i – ставка дисконтирования;

Io – приведенная стоимость первоначальных инвестиций.

Для финансирования принимаются проекты с положительной величиной NPV.

Индекс прибыльности (PI) – показывает относительную прибыльность проекта, или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта, в расчете на один рубль вложений. Он рассчитывается путем деления дисконтированной стоимости притоков денежных средств на приведенную стоимость денежных оттоков:

Т CFt

∑ --------------

t = 0 t

(1 + i)

PI = ----------------------------

Io

Проект принимается для финансирования, если индекс прибыльности больше 1. Этот метод можно использовать для ранжирования проектов с различными суммами затрат.

Внутренняя норма процента (IRR) – это ставка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость проекта равна нулю, т.е. приведенная стоимость ожидаемых притоков денежных средств равна приведенной стоимости их оттоков.

T СFt

NPV = ∑ ---------- – Io = 0

t = 0 t

(1 + i)

Если IRR превышает требуемую норму доходности в данной отрасли, то проект имеет смысл принять.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модуль 6. Инвестиционная стратегия предприятия | Понятие информационной системы и информационной технологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.