Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Лекция № 1: Основные понятия, предмет и система дисциплины

Лекция № 1: Основные понятия, предмет и система дисциплины

КУРС ЛЕКЦИЙ

Правоохранительные и судебные органы

 

 

Для студентов юридического факультета университета

 

Улан-Удэ

Содержание

 

1. Основные понятия, предмет и система дисциплины  
2. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее  
3. Районные суды – основное звено системы судов общей юрисдикции  
4. Верховный Суд РФ. Военная коллегия при Верховном Суде РФ  
5. Прокурорский надзор и органы прокуратуры.  
6. Министерство юстиции РФ и его органы  
7. Органы обеспечения государственной безопасности в РФ  
8. Юридическая помощь и ее организация  
9. Частная детективная и охранная деятельность  

 


 

План:

Введение

1. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки.

2. Система правоохранительных органов, ее единство и классификация.

3. Основы (принципы) построения и деятельности правоохранительных органов.

4. Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов.

Заключение

 

 

Учебная дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» относится к числу общепрофессиональных дисциплин и подлежит изучению во всех высших учебных заведениях, которые занимаются подготовкой юристов.

Значение ее определяется тем, что она имеет характер вводного учебного курса, предваряющего изучение других юридических дисциплин, таких, как «Административное право», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Финансовое право», «Уголовно-исполнительное право», «Оперативно-розыскная деятельность ОВД» и других.

Цели данного учебного предмета - способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение слушателями и курсантами исходных сведений о правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других юридических дисциплин. Основные задачи курса:

· познакомить студентов с действующей системой правоохранительных органов РФ;

· направлениями и целями их деятельности;

· дать исходные сведения о внутреннем построении (структуре) конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях;

· показать роль и значение каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с охраной права в стране;

· показать важность взаимодействия между правоохранительными органами в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Изучение настоящей дисциплины предполагает ознакомление студентов с некоторыми основными понятиями, без знания которых но возможно успешное изучение данного курса и других юридических дисциплин. Необходимо, прежде всего, уяснить, что понимается под термином «правоохранительная деятельность», какими признаками она обладает, позволяющими выделить ее в особый вид государственной деятельности.

Далее следует уяснить, что правоохранительная деятельность, по своему содержанию не является односложной. Она включает в себя ряд функций (конкретных направлений деятельности). Особое внимание следует уделить таким понятиям, как «Правосудие», «Прокурорский надзор», «Судопроизводство», «Предварительное расследование», «Юридическая помощь» и др. В первые дни обучения студентам необходимо разобраться с такими понятиями, как «Система», «Структура», «Компетенция», «Организация», «Функция» работы правоохранительных органов.

В настоящее время в России наряду с политическими и экономическими преобразованиями активно осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой – построение демократического государства.

В ст. I Конституции Российской Федерации закреплено: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство». Провозглашение Российской Федерации демократическим государством означает прежде всего то, что единственным источником власти в России является народ, который эту власть сам и осуществляет как непосредственно, так и через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Законность и правопорядок являются важнейшей составной частью всей политической системы нашего общества. Данный вывод прямо вытекает из положений Конституции России. В гл. I «Основы конституционного строя» провозглашено:

· «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст.4)

· и далее: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2 ст.15).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | I. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.