Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Лекция № 5: Прокурорский надзор и органы прокуратуры

Лекция № 5: Прокурорский надзор и органы прокуратуры.

 

План:

Введение

1. Система органов прокуратуры

2. Работники прокуратуры и требования, предъявляемые к ним

3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации

4. Функции органов прокуратуры

5. Военная прокуратура

 

В ходе изложения лекционного материала студентам необходимо уяснить:

· прокуроры для выполнения своих основных функций наделены широким кругом., полномочий. Эти полномочия зависят от вида, осуществляемого прокурором надзора, а также от вида его деятельности;

· особое внимание следует уделить рассмотрению полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. А для этого необходимо обратиться к названным Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», к УПК РСФСР;

· следует разобраться, в чем различие между протестом, представлением и постановлением прокурора. Знать в каких случаях они выносятся и каковы их правовые последствия для органов и должностных лиц, которым эти акты адресованы;

· необходимо уяснить, какие требования предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, порядок назначения их на должность. Обратить внимание на гарантии неприкосновенности прокуроров, меры материальной, социальной и правовой защиты.

В заключение заметим, что обратившись к ст. 54 Закона «О прокуратуре РФ» студенты должны уяснить значение содержащегося в этом законе наименования «прокурор».

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, а также уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выполняет иные функции, установленные законом. Прокуратура действует на основании Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., с изменениями и дополнениями от 21 ноября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г.27.

По своему правовому назначению этот закон занимает особое место среди иных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. Его особенность определяется прежде всего универсальностью, он регулирует деятельность прокуроров в полном объеме как по предмету и пределам надзора, так и полномочиям прокуроров по устранению установленных нарушений закона. В то же время Закон не подменяет и не заменяет соответствующих норм законодательства по сложившимся отраслям права: уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административного, трудового, исправительно-трудового и т.д. Более того, в отдельных случаях он отсылает к нормам законов по отдельным отраслям права.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства по устранению нарушений закона имеют ряд специфических признаков, отличающих его от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов.

Во-первых, прокурорский надзор имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Его предметом являются соблюдение Конституции РФ, исполнение законов. Осуществляется надзор и за исполнением указов Президента РФ. Он распространяется на все министерства, органы представительной и исполнительной власти, а также на деятельность их должностных лиц. В этом заключается принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов надзора и контроля (административного, технического, экологического и т.п.).

В число объектов прокурорского надзора не входят лишь высшие представительные и исполнительные органы и соответствующие высшие должностные лица Российской Федерации и республик в ее составе, а также органы судебной власти.

Во-вторых, при осуществлении прокурорского надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность организаций, учреждений и должностных лиц (исключение составляет надзор прокурора за расследованием преступлений). Прокурор не обладает никакой административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями. Он не вправе применять сам меры наказания, в отличие, например, от сотрудника ГИБДД, который может оштрафовать нарушителя Правил дорожного движения. Однако при установлении такого нарушения закона прокурор может возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении и передать дело на разрешение суду.

Исходя из сказанного, под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров – за соблюдением Конституции РФ, за точным исполнением и единообразным применением законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Следует сказать, что Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает перечень и содержание правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в порядке общего надзора, которые он вправе применять и при осуществлении других отраслей надзора. К их числу относятся: протест (ст.23), представление (ст.24), постановление (ст.25), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст.25-1).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовой статус судей | Система органов прокуратуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.