Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неналоговые доходы местных бюджетов

Налоговые доходы бюджетов городских округов

 

1. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60 процентов;

государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса.

3. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Кодекса. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 58 настоящего Кодекса.

 

 

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают:

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 80 процентов.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов;

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают:

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов.

В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских округов поступают:

доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В бюджеты муниципальных районов поступают:

доходы от продажи земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В бюджеты поселений поступают:

доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

 

Для обеспечения достоверности отчетных данных Управления Федерального казначейства по Свердловской области с отчетными данными Министерства финансов Свердловской области и Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (в части администрируемых налогов, сборов и платежей) ежемесячно осуществлялась сверка сумм доходов, перечисленных со счета № 40101 Управления, с суммами доходов поступивших в областной бюджет, бюджеты муниципальных образований области и государственных внебюджетных фондов. Расхождений в данных учета Управления, Минфина Свердловской области и УФНС России по Свердловской области на отчетные даты не установлено.

Численность плательщиков налогов сборов и иных платежей в бюджеты составляла 150 тысяч юридических лиц и 4 миллиона физических лиц.

Контроль за поступлением платежей в бюджет по 400 кодам бюджетной классификации осуществляли 55 налоговых инспекций и 1 147 администраторов неналоговых доходов.

За отчетный период на счет Управления № 40101 поступили доходы в сумме 298 535,0 млн. рублей.

Из суммы поступивших доходов выбыло (возвращено) доходов в сумме 22 459,4 млн. рублей или 7,5 % и 276 075,6 млн. рублей или 92,5 % перечислено в соответствующие бюджеты:

-федеральный бюджет – 77 267,2 млн. рублей;

-областной бюджет – 98 259,5 млн. рублей;

-бюджеты городских округов и муниципальных районов – 42 448,0 млн. рублей;

-бюджеты государственных внебюджетных фондов – 57 918,7 млн. рублей;

-УФК по Смоленской области – 182,2 млн. рублей.

 

Основная часть доходов федерального бюджета на территории Свердловской области сформирована за счет поступлений трех видов налогов: налога на добавленную стоимость, единого социального налога и налога на прибыль. В совокупности доходы от этих налогов обеспечили поступление в сумме 65 846,9 млн. рублей или 85,2 % от общего объема доходов федерального бюджета.

Структура доходов федерального бюджета в разрезе основных источников поступлений представлена в диаграмме.

Структура доходов федерального бюджета за 2008 год

 

 

Раздел 3. Расходы бюджета, их планирование и финансирование

Лекция 3.1. – Содержание и назначение расходов бюджета, методология и организация их планирования

Содержание и назначение расходов бюджета. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходные обязательства определяются как обязательства любого уровня бюджетной системы, возникающие вследствие действия на данный момент принятых нормативных актов. В ст. 84 - 86 Бюджетного кодекса РФ отражены расходные обязательства и расходы бюджетов всех уровней. Поскольку на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне ежегодно могут приниматься решения, обязывающие к финансированию новых, ранее не финансировавшихся расходов, то перечень расходных обязательств не может быть постоянным. Например, расходные обязательства Российской Федерации определяются:

· действующими федеральными законами;

· принятыми указами Президента РФ;

· заключенными от имени Российской Федерации договорами и соглашениями;

· принятыми постановлениями Правительства РФ

и подлежат обязательному включению в расходную часть федерального бюджета и отражению в разделах классификации расходов РФ.

Расходные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований вытекают из действующих на данный момент правовых норм, принятых органами исполнительной власти соответствующего уровня, соглашений и договоров, заключенных от имени субъектов РФ или местных администраций.

Расходы федерального бюджета. При формировании бюджетных проектировок федерального бюджета на 2007–2009 годы впервые использовался реестр расходных обязательств РФ, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов расходов, включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

В соответствии со ст. 87 Бюджетного кодекса РФ под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов и иных нормативных правовых актов соответствующего бюджета, обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств с оценкой объемов бюджетных ассигнований для их реализации. Реестр расходных обязательств РФ, а также своды реестров расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований должны представляться в Министерство финансов России.

Например, структура реестра расходных обязательств Российской Федерации в 2007 году была следующей: «публичные расходные обязательства», подлежащие безусловному исполнению «прямых» финансовых обязательств государства перед гражданами (пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных гарантий), составляли в 2007 году 38% от общего объема расходных обязательств. Трансферты государственными внебюджетными фондами и межбюджетные трансферты при этом составляли 33% расходов федерального бюджета, по оказанию государственных услуг – 30%, обслуживанию государственного долга – 7%, обязательства по междугородним договорам – 3%.

Общепризнанно, что включение всех бюджетных обязательств в реестр расходных обязательств позволит гарантировать их исполнение, а значит, резко повысить ответственность соответствующих ведомств за достижение планируемых результатов. При этом появится возможность для принятия в соответствии с целями и приоритетами государственной политики новых расходных обязательств, обеспеченных реальными источниками финансирования не только на очередной финансовый год, но и на среднесрочную перспективу.

В целом расходы федерального бюджета можно разделить на две составляющие, так называемые процентные и непроцентные расходы. Как следует из самого названия, процентные расходы представляют собой те расходы федерального бюджета, которые направляются на обслуживание государственного долга (как внутреннего, так и внешнего). К непроцентным относятся все расходы федерального бюджета, кроме расходов по обслуживанию государственного долга.

Следует отметить, что доля процентных расходов в федеральном бюджете невелика и не превышает в последние годы 5% расходов, в то время как в конце 90-х годов она составляла более 14% расходов.

Спецификой федерального бюджета является финансирование общегосударственных расходов на национальную оборону и международную деятельность (100% расходов); ассигнования на национальную оборону вместе с расходами на финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности - они составляют примерно треть бюджетных расходов; фундаментальные научные исследования (95%). В объеме общегосударственных расходов средства федерального бюджета на высшее образование составляют 90%, на социальную политику – около 40%, на культуру и искусство – более 20%, на поддержку отраслей народного хозяйства 6%, межбюджетные трансферты (33,3%), из них бюджетам других уровней (8,9%).

В качестве примера исполнения расходной части федерального бюджета в субъектах РФ рассмотрим расходные обязательства Свердловской области.

Расходы субъектов РФ. Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям:

· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

· обеспечение реализации региональных целевых программ;

· формирование государственной собственности субъектов РФ;

· реализация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.

Состав и структуру расходов региональных бюджетов рассмотрим на примере Свердловской области.

Главное место (более 40%) в расходах Свердловской области занимают расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика); ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др.); – более 10%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 11,7%. В бюджете Свердловской области также высока доля расходов на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям, которая достигает 31,6% общих расходов.

Г.П. Поляк отмечает, что региональные бюджеты являются весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (44% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику – 58% расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства – более 57% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства – более 30%, здравоохранения – 45%, культуры и искусства – 32%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому постоянно возрастает такая статья расходов региональных бюджетов, как ассигнования на охрану окружающей среды, которые составляют примерно 30% бюджетных расходов на эти цели.

Прежде почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но в связи с работой предприятий и организаций в новых экономических условиях их участие в природоохранных мероприятиях снижается, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Следует также отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды часто недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а средства расходуются нерационально.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.

Расходы местных бюджетов. Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

· содержание органов местного самоуправления;

· формирование муниципальной собственности и управление ею;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· содержание муниципальных архивов;

· проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 68%, на образование – 58% (на дошкольное воспитание – 83%, начальное и общее среднее образование – 83%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 41%, культуру и искусство – 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 22%, сельского хозяйства и рыболовства – 11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 27%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов является финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, образование и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, – также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство. Актуальная проблема – благоустройство наших городов и сел и более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Монополии действующих в городах служб нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Исправить ситуацию позволит введение подрядов на обслуживание участков городских территорий на конкурсной основе городскими специализированными организациями по благоустройству, жилищно-эксплуатационными организациями.

Наибольший удельный вес в расходах г. Екатеринбурга занимают расходы на образование, составляющие 30,7%, и на жилищно-коммунальное хозяйство – 24,6%.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговые доходы муниципальных районов | Лекция 3.2. – Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.