Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные расходы

Государственные расходы - часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Специфика государственных расходов - обеспечить денежными средствами потребности государственной сферы деятельности. Содержание и характер государственных расходов связан с функциями государства - экономической, социальной, военной, управленческой.

Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, укрепления обороноспособности страны и осуществления государственного управления. Государство выполняет свои функции через систему органов управления, либо принадлежащих ему предприятий, организаций, учреждений.

Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжении государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о взаимосвязи понятий "государственные доходы" и "Государственные расходы".

Вместе с тем отдельные виды государственных доходов, как правило, не закреплены за конкретными видами государственных расходов, что позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивая их на наиболее важных направлениях социально-экономического развития страны. Исключение составляют расходы, связанные с необходимостью обеспечения некоторых видов общественных потребностей достаточными источниками финансирования. Например, в состав бюджета любого уровня управления создаются бюджетные фонды, обеспечиваемые целевым закреплением поступающих доходов за соответствующими расходами. Целевое назначение имеют амортизационные отчисления на предприятиях.

 

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляют систему государственных расходов, построение которой базируется на принципах:

- целевое направление средств;

- безвозвратность расходования государственных средств;

- соблюдение режима экономики.

 

1) Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению согласно финансовых планах.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов. Такой подход призван обеспечить условия для получения максимального эффекта от использования имеющихся государственных ресурсов.

2) Принцип безвозвратности использование государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.

Принцип безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

3) Принцип соблюдения режима экономии характеризует систему форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

 

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

- самофинансирование;

- бюджетного финансирования;

- кредитного обеспечения.

 

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование - применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

 

Основные направления государственных расходов:

1) экономические расходы.

Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение:

- способствуют структурной перестройке общественного производства;

- усиливают наращивание научно-технического потенциала;

- содействуют модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства;

- играют активную роль в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий.

 

2) социальные расходы.

Обусловлены выполнением государством социальной функции. Основная часть государственных расходов социального характера (3/4) финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов.

Расходы государства на социальные цели имеют огромное значение:

- формируемые фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа;

- за счет социальных расходов государство финансирует мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы.

 

Важную экономическую и социальную роль имеют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, организациями, учреждениями.

Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат:

- затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий (текущая и инвестиционная);

- затраты, обусловленные социальными запросами трудового коллектива и отдельных работников.

 

Первый вид затрат необходим для обеспечения расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, эффективности их использования и получения высокого финансового результата, что увеличивает финансовые возможности государства.

Второй вид затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных потребностей работников государственных предприятий.

 

3)расходы на содержание государственного аппарата управления.

Расходы, связанные с выполнением государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным.

К государственным издержкам управления относятся управленческие расходы государственных предприятий, организаций и учреждений.

Проблема государственных расходов в области управления направлена на удешевление аппарата управления, что безусловно должно привести к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.

4) Военные расходы обусловлены выполнением государством оборонной функции. В экономической литературе "перестроечного периода" многие авторы необоснованно принижали роль военных расходов, считая в силу известных событий, связанных с распадом Варшавского договора и СССР, что военная функция государства будет играть все более подчиненную роль.

5) Расходы государства на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность. Данный вид расходов в федеральном бюджете согласно разделам функциональной классификации именуется как "Международная деятельность".

6) Расходы по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

Внутренний долг возникает, когда государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков, предприятий, внешний долг - когда государство становится заемщиком финансовых средств у другого государства или международных финансовых организаций.

По истечению определенного срока государство обязано погасить долг и выплатить проценты.

 

ЛЕКЦИЯ № 17: Местные финансы

Учебные вопросы:

1. Сущность и состав местных финансов

2. Роль местных финансов в решении экономических и социальных задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы мобилизации государственных доходов | ВВЕДЕНИЕ. Бюджетное устройство Российской Федерации предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов федерации и местных органов государственного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.