Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности предприятия

12.1. Прибыль и рентабельность туристского предприятия

12.2. Порог рентабельности и запас финансовой прочности туристского предприятия

12.3. Выявление резервов роста основных результирующих показателей предприятия

12.4. Оценка эффективности деятельности туристского предприятия

1. Прибыль и рентабельность туристского предприятия

ЦЕЛИ И ВИДЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Экономический анализ хозяйственной деятельности ту­ристских организаций - это комплексное изучение их ра­боты с целью объективной оценки достигнутых результа­тов, определение путей повышения эффективности произ­водства туристского продукта и качества обслуживания клиентов.

Необходимость возникновения экономического анализа продиктована желанием субъектов предпринимательской деятельности иметь подтвержденные объективными расче­тами данные, отражающие реальное финансовое, имуще­ственное и иное положение дел на конкретной фирме, а так­же ближайшие и дальние перспективы ее развития. Немало­важную роль играет также желание знать, каким образом можно усовершенствовать процесс работы для получе­ния максимально возможной прибыли при наличии опре­деленного потенциала материальных, денежных и других средств.

Предметом экономического анализа хозяйственной дея­тельности туристско-экскурсионных организаций являются хозяйственные процессы, связанные с производственной и коммерческой деятельностью отдельных фирм и с разви­тием туристской отрасли в целом.

Основная цель экономического анализа - получение небольшого числа параметров (экономических показа­телей), дающих объективную и точную картину хозяй­ственного состояния предприятия, его прибылей и убыт­ков, изменений в структуре основных и оборотных фон­дов, нематериальных активов, в объемах продаж и их ди­намике, а также в структуре управления предприятием, в расчетах с дебиторами и кредиторами и т. д. При этом пользователя может интересовать как текущее состо­яние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу. Вид анализа зависит и от целей конкретных пользователей экономической ин­формации.

Задачами экономического анализа являются:

• оценка обоснованности и напряженности бизнес-плана;

• определение базовых показателей для прогноза на пред­стоящий период;

• оценка результатов хозяйственной деятельности, про­верка выполнения плана организации с выделением причин невыполнения (объективных и субъективных);

• подведение итогов деятельности организаций на основе определения влияния отдельных подразделений и работни­ков на общие результаты;

• выявление резервов повышения конкурентоспособнос­ти организации;

• прогнозирование ожидаемых результатов, в том числе и от инновационной деятельности;

• подготовка вариантов для выбора оптимальных управ­ленческих решений.

Направления внутреннего экономического анализа:

анализ финансовых показателей. Целью этого анализа является более подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его де­ятельности в истекшем периоде, а также возможностей на ближайшую перспективу;

аудит-анализ. Предназначен для выработки конкрет­ных рекомендаций управленческому персоналу по повыше­нию эффективности экономики предприятия;

анализ движения товаров. Производится с целью оценки эффективности частных управленческих решений, свя­занных с закупками товаров, маркетинговой политикой и пр. Он позволяет оперативно проводить необходимые из­менения, которые увеличивают объем продаж и прибыль;

анализ издержек обращения. Направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы предпри­ятия за счет более рационального использования ресурсов.

В практике экономического и финансового анализа, как правило, используются следующие основные методики:

горизонтальный (временной) анализ — сравнение каж­дой позиции отчетности с предыдущим периодом или ря­дом предшествующих периодов и определение основной тенденции в динамике показателя;

вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

анализ относительных показателей (коэффициен­тов) - расчет отношений между отдельными позициями от­чета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Полный (комплексный) анализ предполагает изучение всех видов деятельности туристского предприятия и их вза­имосвязей, общую методику расчета основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия для оценки общего положения дел путем сравнения расчетных показателей с некоторыми экспертными значениями; опре­деление динамики его развития. Результаты комплексного анализа оформляются в виде пояснительной записки к годо­вому отчету.

Тематический (локальный) анализ ограничивается изу­чением отдельных направлений деятельности туристского предприятия, т. е. является лишь частью комплексного ана­лиза. Локальный анализ - это перечень специализирован­ных методик по особо подобранному кругу показателей, позволяющих проанализировать некоторое направление де­ятельности предприятия с целью вступления с ним в конк­ретную форму партнерских отношений.

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Хозяйственно-финансовая деятельность туристских баз и гостиниц характеризуется следующими основными показателями:

а) количество мест - всего, в том числе круглогодичных, сезонных, собственных, арендованных;

б) объем обслуживания туристов (человек, чел.-дней);

в) доходы;

г) себестоимость обслуживания,

д) план по труду и заработной плате;

е) прибыль.

Деятельность туристских баз и гостиниц, занимающихся строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, оценивается показателями ввода в эксплуатацию основных фондов, количеством вводимых койко-мест, объемными по­казателями по капитальному строительству и строительно-монтажным работам, капитальному ремонту и благоустрой­ству, а также показателями использования труда основного и вспомогательного персонала.

В условиях конкурентной борьбы фирму интересуют ко­нечные экономические результаты. Эти результаты внешне выражаются в объеме продаж, в прибыли и предельном доходе.

Объем продаж, или общая величина реализованной про­дукции, представляет собой объем продукции, выраженный в рыночной цене, т. е. произведение цены на количество то­вара. В западной экономической литературе реализованная продукция рассматривается как одна из форм дохода. При этом доход интерпретируется как всякие денежные сред­ства, полученные в результате предпринимательской или иной деятельности за определенный период времени. Тра­диционно весь объем продаж, или вся валовая выручка, рас­сматривается как валовой, или общий, доход.

Валовая выручка (валовой доход) является для турфирм результирующим показателем, который корректирует даже рассчитанные на основе экспертных оценок рейтинговые предложения туристских направлений. Решающую роль в этом корректировании играет цена отдельных туристских направлений. В табл. 8.2 отражены указанные зависимости.

Например, по рейтингу популярности Турция находится на первом месте, но так как цена в Испанию на 3/4 выше, то по валовой выручке первое место принадлежит Испании. Также эта закономерность распространяется на Грецию и Кипр, Францию и Чехию, Тунис и Болгарию, Израиль и Финляндию.

Особое место в системе коммерческого расчета занимает прибыль (доход). В общем виде прибыль - это разность между стоимостью валовой продукции и валовыми издерж­ками или ценой продукции и затратами на ее производство и реализацию.

В современной экономической литературе различают прибыль экономическую и бухгалтерскую.

Экономическая прибыль это разность между валовым объемом продаж и экономическими издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные.

Бухгалтерская прибыль это разность между валовым объемом продаж и бухгалтерски­ми, или явными, издержками.

Помимо этого, принято рассчитывать прибыль на едини­цу продукции (среднюю прибыль) как частное от деления валовой прибыли на объем продаж.

С точки зрения процес­сов распределения выделяется чистая прибыль как пра­вило, это разность между валовой выручкой, валовыми из­держками и выплатами налогов.

Прибыль как основной мотив в конкурентной борьбе по­буждает фирму искать способы ее максимизации. Для условий совершенной конкуренции в качестве основного спо­соба используется сопоставление предельных издержек с предельными доходами. Чтобы понять этот способ макси­мизации прибыли, необходимо знать категорию предельно­го дохода. Предельный доход - это дополнительный доход от продаж одной дополнительной единицы продукции. Он определяется как разность между объемами продаж в дан­ный период, если за этот период объем продаж увеличится на одну единицу продукта.

При установившейся равновесной цене за один тур в определенной рекреационной зоне уста­навливается оптимальный объем контролируемых туров. При наборе туров фирма достигает максимума прибыли 600 долл. с одного туриста.

При этом фирму на рынке ожидают три классические си­туации:

• предельный доход выше предельных издержек – фирма расширяет свое производство, увеличивая объем продаж;

• предельный доход равен (или примерно равен) предель­ным издержкам - прибыль максимальна, выпуск продукции становится стабильным;

• предельный доход меньше предельных издержек - про­изводство становится невыгодным и подлежит реоргани­зации.

В условиях классического рынка, при совершенной кон­куренции, предельный доход равен цене товара. В услови­ях несовершенной конкуренции предельный доход ниже цены, поскольку несовершенный конкурент, монополист, чтобы продать дополнительную единицу товара и не до­пустить других конкурентов на свой рынок, вынужден сни­жать цену.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Экономическое воздействие туризма | Туристского предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.029 сек.