КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и система цен
Взаимоотношения между предприятиями регулирует система взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики. Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков: - В зависимости от стадии товародвижения. Товар обычно проходит три стадии, на которых устанавливаются следующие виды цен: 1) отпускная цена предприятия-производителя (ЦОТП) – это цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятиями-производителями и другими предприятиями, кроме населения. Она устанавливается с учетом качества продукции на основе затрат производителя, конъюнктуры рынка, условий поставки, сезонности спроса.
ЦОТП= Себестоимость продукции +Прибыль + Косвенные налоги 2) отпускная (оптовая) цена оптовых предприятий и организаций (ЦОПТ)). Она формируется при продаже предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям и покупателям с учетом рыночных факторов. Эта цена одновременно является ценой приобретения товара розничной торговой организацией. ЦОПТ = ЦОТП + Наценка оптовых организаций
Наценка оптовых организаций должна быть достаточной для возмещения издержек этих организаций, уплаты всех налогов и неналоговых платежей, а также получение прибыли, которая пойдет на нужды оптовых предприятий.
3) розничная цена (ЦРОЗН) – цена, по которой товар приобретает население у розничных торговых предприятий любых форм собственности, а также на рынках
ЦРОЗН= ЦОПТ + Наценка рознично-торговой организации
Наценка рознично-торговой организации должна быть достаточной для покрытия издержек, уплаты налогов и платежей, получения прибыли торговой организацией. Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. - По способу установления цены, т.е. по степени участия государства. По данному признаку различают: цены регулируемые и свободные. Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые государственными органами ценообразования. Регулируемые цены могут иметь фиксированную величину и предельную. Фиксированные цены – это такие регулируемые цены, которые устанавливаются органами ценообразования в твердовыраженной денежной величине (на структурообразующую продукцию). Предельные цены – это такие регулируемые цены, величина которых ограничена верхним и (или) нижним пределами. Регулируемые цены в РБ применяют на продукцию предприятий-монополистов, на социально значимые товары. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон под воздействием рыночных регуляторов (спроса и предложения), а также на биржах, аукционах, торгах. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами достаточно гибкое. С продвижением реформ в Республике Беларусь свободные цены все более вытесняют регулируемые. - В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли различают: 1) оптово-отпускные цены на промышленную продукцию; 2) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены, по которым сельхозпроизводители реализуют продукцию государственным и негосударственным предприятиям и фирмам для дальнейшей переработки. Они имеют огромное значение в отраслях АПК, т.к. прямо влияют на себестоимость продукции перерабатывающих отраслей, а значит на прибыль и отпускную цену на продукцию этих отраслей;
3) сметные цены в строительстве; 4) тарифы на производственные и непроизводственные услуги (транспортные, юридические и др.). Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. - По условиям поставки различают: 1) цена НЕТТО – это цена на месте купли-продажи; 2) цена БРУТТО – это цена с учетом условий купли-продажи, т.е. вида и размера налогов, таможенных пошлин, страховки, наличие скидок и условий франкирования. Термин «франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара поставщик возмещает транспортные расходы. Например, цена франко - станция назначения означает, что цена включает расходы до станции получателя, а получатель сам выгружает и доставляет на склад. Цена франко – станция отправителя означает, что поставщик несет расходы по транспортировке и погрузке до места отправления, а далее расходы несет получатель. Во внешнеторговой деятельности применяются стандартные термины КАЕ, CIF, FOB и др. Например цена FOB означает, что поставщик оплачивает расходы только по доставке и погрузке; цена CIF означает, что расходы по перевозке, таможенные сборы и страховку несет продавец. - По формам продаж различают: 1) Контрактные цены – устанавливаются по согласованию сторон данного контракта. 2) Трансфертные цены – применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных, но входящих в одну ассоциацию; применяются международными корпорациями в сделках между подразделениями находящимися в разных странах. 3) Биржевые цены – применяются на товары, реализуемые через биржевую торговлю (товарищеские биржи, биржи недвижимости и др.). 4) Цены торгов – это особая форма торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты, а он выбирает приемлемый для него. Различают стартовую и продажную цену торгов. - С учетом территориального распространения различают: 1) Единые (республиканские) – это цены одного уровня на всей территории республики. Устанавливаются и контролируются центральными государственными органами управления (тарифы на перевозки, плата за электроэнергию, квартплата). 2) Местные цены – формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием, как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция различают: 1) Цены внутриреспубликанского рынка. 2) Цены внешнего рынка (со странами СНГ). 3) Мировые цены – применяются в торговле по мере развития международной специализации. Оказывают активное влияние в качестве оптимальных ориентиров на внутренние и внешние рынки. Различают также цены на импортируемые товары и экспортируемые товары. Это деление зависит от движения потоков во внешней торговле. - По степени устойчивости во времени различают: - Твердые цены. - Скользящие. - Сезонные. - Ступенчатые. 1) Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент заключения договора и действуют в течение всего срока поставки продукции по данному договору. В течение этого периода они не меняются. 2) Скользящие цены – устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления. Рассчитываются по принципу скольжения, который позволяет учитывать изменения в издержках производства. 3) Сезонные цены – используются в течение только определенного периода времени. В отраслях имеющих сезонный характер производства они определяются дифференцировано по периодам года. 4) Ступенчатые цены - представляют собой последовательно снижающийся ряд цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определяемой шкале (на продукцию подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла). - По степени обоснованности; от использования в планировании, анализе и учете различают: 1) Базисные цены – применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные товары. 2) Справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, справочниках; используют как ориентировочную информацию при анализе уровня цен. 3) Фактическая цена сделки – учитывает применение различных надбавок и скидок. 4) Цена потребления – это затраты потребителя не только по приобретению и доставке, но и на эксплуатацию данного товара.
5) Планово-расчетные цены – используются во внутрипроизводственном планировании. 6) Учетные цены используются для оценки движения материальных ценностей и их учета. В зависимости от принятой учетной политики в учете используются:
покупные цены учетные цены продажные цены ¯ ¯ ¯ покупка учет продажа
Цена покупная позволяет определять, во что обходится предприятию покупка товарно-материальных ресурсов и позволяет проконтролировать расчеты с поставщиками. Она зависит от источника поступления, то есть товаропроизводителя или от посредника в пределах или за пределами Республики Беларусь. Учетная и продажная цены - те, по которым реализуется товар. Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие цены (цены на текущий период времени) и сопоставимые цены (применяются в статистике, в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей, их динамики и позволяют исключить влияние изменения цен).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |