Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ориентация

Эволюция концепции маркетинга

Большинство специалистов, рассматривая эволюцию маркетинга, отождествляют его содержание с известными пятью концепциями Ф. Котлера. Имеются в виду производственная, сбытовая товарная,, а также концепции традиционного и социально-этического маркетинга.

Современная концепция маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию.

Идеология продаж, и взаимодействия с потребителем проходила ряд последовательных этапов развития, фактически прямо кореллируя с этапами промышленного развития.

Производственная ориентация

Идеология дефицита производства, характерна для основной части истории человечества до начала промышленной революции, можно выразить лозунгом «Если есть мастерская или завод, то без прибыли не останемся».

На сегодня эта идеология вполне успешно существует на рынке естественных монополий, например: Ж/д транспорт.

Сбытовая ориентация

60-е …. Это начало современного маркетинга, идеология, вызванная к жизни выравниванием качества товаров и обострением конкуренции.

Лозунг «При достаточных усилиях продать можно все».

На сегодня существует в области ограниченной, или некоммерческой конкуренции, например, оружие, станки, стройматериалы.

Товарная ориентация

Идеология начала промышленной революции, вполне успешно существовавшая, как основная, до 70-80 гг. 20 века.

Суть идеологии можно выразить словами: «Хороший товар найдет покупателя»

На сегодня эта идеология продолжает свое существование в зоне обезличенной торговли однородными товарами, например, биржевые товары.

Нефть, зерно, металлы

Рыночная ориентация

На сегодня самая массовая, это идеология, направленная на создание средств выживания фирм в предельно острой конкурентной среде, когда производство любого массового продукта в достаточном количестве с надлежащим качеством является нормальной ситуацией.

Лозунгом такого подхода к предпринимательской деятельности может быть выражение “Любите клиента, а не товар”.

Период, начиная с 80-х годов XX века связан с ориентацией на социально-этический маркетинг, который направлен не только на выявление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, их удовлетворение, но и с учетом требования сохранения и укрепления благополучия потребителя и общества в целом.

1. 4. Основные категории маркетинга

Сущность системы маркетинга раскрывается через совокупность социально-экономических категорий, представленных на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Основные категории маркетинга

 

В основе маркетинга, лежат нужды людей. Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Нужду нельзя создать и нельзя ей управлять.

Потребность - это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Потребностями можно управлять, если целенаправленно воздействовать на них. Потребности людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограниченны.

Запрос представляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью.

Товар - все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения или потребления.

Местом совершения сделок является рынок. Рынок - это совокупность реальных и потенциальных покупателей товаров.

 

Емкость рынка - это годовой объем реализуемых на рынке товаров в натуральном или стоимостном выражении.

Рыночная ниша или доля рынка - это часть емкости рынка, приходящаяся на долю определенной фирмы.

Существует целый ряд теорий мотивации потребностей. Наиболее известна теория мотивации потребностей Абрахама Маслоу.

Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для человека.

 

     
 
Это эмоциональные характеристики продукта
 
   
Это базовые требования к любому продукту


Потребность в самопознании (реализация собственного потенциала личности, таланта, способностей) 5
Потребность в самоутверждении (признание, образование, положение в обществе) 4
Социальные потребности (любовь, общение, принадлежность к определенной социальной группе) 3
Потребность в самосохранении (безопасность, одежда, жилище, чистая среда) 2
Физиологические потребности (сон, пища) 1

 

Рис. 1.3. Иерархия потребностей человека

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Маркетинг как техника | Принципы маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.