Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации

Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска

 

Информация и неопределенность. Риск. Критерии степени риска.

Венчурный капитал. Степени снижения риска.

Неопределенность. Информационная асимметрия: природа и проявления на рынках медицинских и других услуг, труда, страхования.

Проблемы оппортунистического поведения и моральная нагрузка.

Экономика аукционов. Спекуляция и ее роль в экономике

 

 

 

При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную мо­дель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрич­но, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопре­деленность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом. Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушает­ся, и возникает асимметричность информации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной ин­формации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возника­ет явление неопределенности - недостатка информации о вероятных бу­дущих событиях. Принято различать три типа неопределенности: вероятностную; эпистемологическую; полную. При вероятностной неопределенности (в качестве подкласса к ней может быть отнесена и статистическая неопределенность) каждый исход имеет некоторую вероятность наступления, причем предполагается, что эти вероятности известны. Можно считать, что вероятностная неопределенность задается «поведением» самого объекта исследования, поскольку субъект здесь выступает лишь как «наблюдатель». Эпистемологическая неопределенность представляет собой неопределенность более сложного типа. Она создается уже не только одним «поведением» объекта, но и неконтролируемой или не полностью контролируемой деятельностью исследователя. Полная неопределенность характеризуется отсутствием всякой информации как о состоянии объекта исследования, так и о намерениях или деятельности исследователя.

Тип неопределенности, характеризующий ту или иную ситуацию, определяется содержанием описывающей ее информации. Можно предложить следующую классификацию информации: детерминированная, которая однозначно характеризует явления или процессы; вероятностно-определенная, которая характеризует случайные события или величины с известными для настоящего и будущего законами распределения вероятностей; вероятностно-неполная, которая характеризует случайные события или величины, законы распределения которых или вообще неизвестны, или известны для прошлого, но не для будущего; собственно неполная, не обладающая свойствами статистической устойчивости. Очевидно, что для увеличения полноты и качества информации снижается уровень неопределенности.

В экономической теории существуют различные точки зрения относи­тельно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Однако существу­ет и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна не­многим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А.Хайек, не­смотря на его явные рыночные взгляды. По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому; предприниматель, обладающий информацией, получает возможность из­влекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.

Далее мы будем рассматривать в основном неоклассический подход как наиболее распространенный при анализе проблем неопределенности и асимметричности информации. С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации - одна из причин фиаско, или несостоятельности рынка. В результате асимметричной информации возникают интерналии (ин-тернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участника­ми данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сдел­ки (см. далее). Примеров интерналии множество: по­требитель купил товар, а он оказался некачественным; одна из сторон без­наказанно нарушила договор (репетитор взял деньги вперед, обещая на­учить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); на­ниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования и т. д. В чем же причина возникновения интерналии? Дело в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информа­цией. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Классический пример, во­шедший во многие учебники по экономике, изложен в статье американско­го экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описываю­щей ситуацию на рынке подержанных автомобилей. На рынке есть просто подержанные автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии. За такой автомобиль покупатель согласен уп­латить 6000 долл., а продавец согласен на любую цену выше 5000 долл. Но на этом же рынке другие продавцы пытаются сбыть так называемые «ли­моны» — дефектные автомобили (на американском жаргоне), за которые они были бы согласны получить цену выше 2000 долл., а покупатели заплати­ли бы за такой автомобиль не больше 3000 долл. Если бы информация рас­пределялась симметрично, существовали бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков — своя цена. Но в том-то и дело, что сим­метрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. Устанавливается средняя цена: 4500 долл. = (3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По такой цене продавцы хороших машин про­сто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность.

«Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором). Типичным примером отрицательной селекции, или неблагоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сце­нарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асимметричности информации. Люди лучше любой страховой компании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрас­тает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здоровые люди перестанут страхо­ваться, и доля больных будет увеличиваться. В конце концов может сложить­ся ситуация, когда страхуются только больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной. Мы наблюдаем уже известный нам случай: некаче­ственный «товар» вытесняет с рынка качественный. Страховая деятель­ность становится невыгодной, но она необходима. Поэтому часто страхо­вой деятельностью занимается государство. Помимо трансакционных из­держек, еще и асимметричность информации заставляет государство вклю­чаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности. Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной ин­формации на рынке становится отрицательная селекция.

С явлением отри­цательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновение морального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относить­ся к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, пе­рестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, кото­рая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подоб­ные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издер­жки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам пре­досторожности.

Наконец, следует сказать несколько слов о проблеме «принципал - агент». Собственник акций компании (принци­пал) и менеджер компании (агент) могут преследовать разные цели. Конеч­но, менеджер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типичными среди кото­рых обычно называют разрастание управленческого персонала и сокраще­ние рабочего дня. Принципал не имеет полной информации о целях своих управляющих, поэтому в принципе деятельность фирмы может быть дале­ко не всегда направлена на максимизацию прибыли, как это принято счи­тать в неоклассической теории.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынок ценных бумаг и его участники | Риск и способы его снижения. Страхование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.