Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыцарство

 

Рыцарская культура начала формироваться в X-XIII веках. Во всей Западной Европе основу войска периода Средневековья составляла тяжелая конница. Почти каждый знаменитый человек был военным. Немецкое слово Ritter широко распространилось ближе к концу Средневековья. Поначалу рыцарь именовался на латинский манер miles (воин). Любой свободный человек мог служить в кавалерии, при этом он назывался «рыцарем» или «конным всадником» (caballarius).

Средневековые законы четко определяют, кто мог стать рыцарем – это всякий свободный человек, у которого два поколения предков носит оружие.

Таким образом, средневековые рыцари были ярко выраженной общественной группой, главным критерием отнесения к которой являлись не социальное положение, не личный статус, не богатство, а образ жизни. В структуре общества рыцари стояли особняком от знати, от простых свободных людей, не имеющих права носить оружие в повседневной жизни. Ближе к концу эпохи образ рыцаря романтизировался, что было связано с тем, что рыцарство постепенно становилось уделом богатых, знатных людей. Учреждение ордена Звезды (1352 г.) явилось кульминацией рыцарского романтизма, опиравшегося « на обычаи рыцарей Круглого Стола ». Посвятивший себя военной службе феодал постепенно переходил на стезю государственной службы, забывая при этом чисто военные обязанности. Воинский долг представал в виде рыцарской чести. Обязательным атрибутом рыцарства являлись турниры и поединки, неслыханные обеты, служение даме.

Говоря о системе рыцарских идей как о поведении по правилам чести и в согласии с требованиями добродетели, возможно определить связь между рыцарством и эволюцией международного права. Известно, что получение выкупа за пленников знатного рода было делом особой важности в войнах Средневековья, и именно в этом пункте рыцарская честь и принципы международного права сближаются.

Среди глубоких человеческих чувств нет более подходящего, чем гордость, для превращения ее в честность, патриотизм и совесть.

Лучшие элементы патриотизма – дух жертвенности, стремление к справедливости и защите угнетенных – взросли на почве рыцарственности. В классической стране рыцарства – Франции – впервые возникают волнующие интонации в словах о любви к родине в сочетании с чувством справедливости.

Рыцарство никогда бы не сделалось жизненным идеалом на период нескольких столетий, если бы оно не заключало в себе высокие социальные ценности. Вероятно, в преувеличении благородных и фантастических взглядов была его сила.

В Средневековой культуре наряду с доминирующим и недосягаемым религиозным идеалом утверждается рыцарский идеал красоты. В рыцарском мировосприятии формируются культ естественной (земной) любви, право на земное счастье, устремленность к служению прекрасной даме. Так, в понимании героев «Тристана и Изольды» любовь - не адское наваждение, не опасная болезнь, а чувство, возвышающее человека. Плотские желания, презираемые церковью, обнажают чувственность героев и окружающей их природы.

Только феномен рыцарской любви смог вместить в себя все подлинное совершенство, чистоту, благородство любовных отношений рыцаря и прекрасной дамы. Рыцарская любовь побуждала к процессу духовного самоуглубления, тем самым росток земной любви пустил корни в человеческом бытии. Человек любящий учился ценить различные формы красоты, доверять искреннему проявлению чувств. Факт калокагатии, счастливого совпадения мужчины и женщины более всего вдохновлял любящих и любимых, воспринимался не как грех, а становился в их представлении высоким идеалом, которому уже не суждено было разрушиться и после трагических испытаний – вечного спутника земной любви.

Таким образом, рыцарь приобретает еще одну ипостась: человека изысканного, влюбленного и умеющего изящно выразить чувство, одним словом – куртуазного. Данный идеал закрепился в литературном жанре куртуазного романа, где впервые развивается достаточно тонкий психологический анализ. Одним из ярчайших представителей жанра был Критьен де Труа.

В куртуазной лирике существует две основных школы – поэзия Прованса, где в эпоху Высокого Средневековья находился культурный центр французских земель, и поэзия германских миннезингеров. Прованс – место зарождения куртуазной культуры, здесь был выработан кодекс куртуазной любви. Участники поэтического движения писали на провансальском языке, называя себя трубадурами. Вплоть до покорения Прованса французскими королями в XIII веке и полного разрушения провансальской культуры, эта лирическая традиция продолжалась, оказав существенное влияние на литературный процесс стран Европы. Поэзия трубадуров не признавала анонимности, стихи писали даже женщины. Имелось несколько типов стихотворений – плач, песня, альба – песня влюбленного на заре. Воспевавшаяся любовь – возвышенная – не должна была находить ответного чувства. Для усиления мотива неразделенности чувства трубадуры чаще всего воспевали любовь рыцаря к супруге своего сеньора. Возвышенная любовь противопоставлялась плотской, «ложной», испытываемой к простолюдинке, какой-нибудь пастушке.

По словам А.С.Пушкина, трубадуры играли рифмою, придумывали затруднительные формы, обращались к новым источникам вдохновения, воспевали любовь и войну.

На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры – в Германии. Их музыкально-песенное творчество было связано с церковными традициями, славящее культ Девы Марии. В стихах нет изощренной рифмовки, попроще стихотворные размеры. Особенно известно имя немецкого поэта – миннезингера Тангейзера (1205-1270), создавшего множество танцевальных песен. Именно ему посвятил свою оперу немецкий композитор Рихард Вагнер – «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».

Вопросы для самоконтроля

1. Какие события средневековой истории способствовали переходу к тяжелой коннице и появлению рыцарей?

2. Какие понятия включал в себя кодекс рыцарской чести?

3. Что входит в понятие куртуазии?

4. Охарактеризуйте творчество трубадуров.

5. Охарактеризуйте творчество труверов.

6. Охарактеризуйте творчество миннезингеров.

7. Прослушайте фрагменты оперы Р.Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».

8. Какова роль рыцарства в развитии феномена любви?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Карнавал | Лекция 5. В эпоху Высокого Средневековья особенно остро ощущался недостаток образованных людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.