Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилевые особенности культуры Нового времени

Европейская культура XVII века

Лекция 6

Европейская культура XVII века являет собой многоплановый целостный этап в истории западноевропейского искусства. О наивысших художественных достижениях этой эпохи в Испании, Франции, Италии, Голландии, Фландрии мы уже говорили в прошлой лекции. В связи с тем, что именно в XVII веке складывается художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка – стиль, обратимся к рассмотрению сложившихся в XVII веке стилевых систем. Стилевые особенности барокко также были кратко охарактеризованы, поэтому речь пойдет о классицизме и реалистическом направлении в искусстве.

Франция XVII века – историческая арена развития классицизма, стиля, решающего изобразительными средствами задачу прославления могущества абсолютного монарха. Классицизм занял главенствующие позиции во Франции в эпоху Людовика XIV, ставшую апогеем абсолютизма.

Вместо драматических эффектов барочного зодчества классицизм выдвигает принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с разумной ясностью. Хотя XVII век представляет первый этап классицизма, когда особенности этого стиля не достигли наиболее строгого и чистого выраже­ния, общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасады — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была со­здана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма часто обращаются к античному наследию, изу­чая общие принципы античной архитектуры и прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы. Дух классицизма не благоприятствовал выражению религи­озно-мистических идей, и поэтому культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм оставил такие замечательные па­мятники художественного синтеза, как скульптура и декора­тивно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле.

В изобразительном искусстве классицизма одной из основ­ных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художе­ственное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип ра­зумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения. В противопо­ложность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности: так героям французского художника Пуссена свойственны волевая собранность и спо­койное самообладание, ясность и уравновешенность компози­ции. Фигуры в его живописных работах отличаются строгос­тью и классической законченностью. В средствах изобрази­тельного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль. Признавая красоту реального бытия, красоту природы, художники клас­сицизма отдавали предпочтение изображению природы, ко­торая служит не только активным фоном в сюжетных компо­зициях, но часто составляет определяющую основу в общем строе картины. В живописи классицизма (Пуссен и Клод Лоррен) пейзаж не только сложился как жанр, но и пережил определенный расцвет.

Классицизм стал стилем французской монархии преиму­щественно в архитектуре, в декоративно-прикладном искус­стве (монументально-декоративная живопись), а в парадном портрете репрезентативные качества барокко больше соот­ветствовали требованиям абсолютизма. Росписями прославился Шарль Лебрен, придворным мастером парадного порт­рета был Риго.

Наряду с барокко и классицизмом в живописи XVII века складывается принципиально новая, внестилевая фор­ма отражения действительности. Ее появление — одна из важнейших вех в истории мирового искусства. Суть ее в том, что художественный образ возникает не в рамках стиля, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Речь идет о непосредственной связи образов с реальной действительнос­тью. Художественное обобщение здесь достигается путем отбора наиболее типических образов, явлений действительно­сти и раскрытия их существенных особенностей. Уже само разнообразие реального мира служит причиной того, что и различные творческие направления, и отдельные мастера, представляющие эту новую художественную систему, отли­чаются исключительным разнообразием идей и образного языка. Среди гениальных художников, раскрывавших в сво­их произведениях существенные стороны эпохи, мы назовем Веласкеса и Рембрандта, а среди бытоописателей бюргер­ства и крестьянства — Франса Хальса (портрет) и Якоба ван Рейсдаля (пейзаж).

Новый внестилевой реалистический метод способствовал невиданному расширению возможностей изобразительного искусства. Возникли новые жанры: бытовой жанр, натюр­морт; сложился в самых развитых формах пейзаж, решаю­щие сдвиги произошли в жанрах, имевших вековые традиции (библейские и мифологические композиции, историческая картина, портрет). Это внестилевое искусство XVII века в научной литературе обозначается нередко термином «реа­лизм».

При различной степени распространенности новая художе­ственная система развивалась почти во всех странах Запад­ной Европы. Так, в Италии это Караваджо и его последовате­ли, во Фландрии одновременно с Рубенсом и его кругом - Брауэр; во Франции - Луи Ленен, в Испании - Веласкес.

Наиболее полное и последовательное выражение эти реа­листические тенденции нашли в голландском искусстве, где республиканско-буржуазный строй, отсутствие абсолютиз­ма и засилья церковной идеологии дали особенно благопри­ятные условия для развития прогрессивных художественных направлений. Творчество великих голландских художников опережает социально-историческое развитие общества, вы­ходя за его рамки и вступая с ним в конфликт.

Но нельзя не признать, что безусловные завоевания реали­стического (внестилевого) направления сопровождались уте­рей стилистической целостности, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый ансамбль. Живопись окончательно дифференцируется от архитектуры и скульптуры, усиливается процесс станковизации, т. е. созда­ния станковой живописи, не связанной с окружающими произведениями искусства. Намечаются признаки усилившегося расщепления пластических искусств.

Реализм требовал широких обобщений, типического в ре­альных образах. Вот почему выдающиеся мастера обращают­ся к библейским и мифологическим сюжетам, позволяющим довести обобщения до уровня мифа при глубокой жизненной и правдивой трактовке образов (Караваджо, Рембрандт).

Определенная степень единства, отличающего искусство XVII века различных европейских стран, объясняется не только общностью исторического развития, но и культурным обменом. Италия и, в частности, Рим, остается Меккой художников и превращается в международный художественный центр.

Утверждение протестантизма означало своеобразную духовную революцию в Европе XVII века. Она сформировала новые религиозно-идей­ные основы перехода общества от феодализма к капитализму, к созданию культуры нового типа - техногенной, главными элементами которой стали научно-технический прогресс и частное предпринимательство. Была достигнута экономическая, политическая и духовная свобода личности, осмыслена ее самоценность. Упрочился статус светского знания. Реформация переросла в Просвещение.

Один из первых ученых-эмпириков XVII в. английский философ и государственный деятель Ф. Бэкон разрабатывал методы эмпирического познания, он обосновал опытное знание как исходное и необходимое. Его оппонент Р. Декарт из Франции отстаивал приоритетность рациона­лизма в познании и науке. Их работы не столько противоречили друг другу, сколько друг друга дополняли. Наука, особенно механика и мате­матика, активно развивались. Многие знания использовались на практи­ке. Науки и разум рассматривались в качестве основы и главного средст­ва развития материальной и духовной культуры.

Утверждению светского образа жизни как новой культуры способствовали литература, поэзия, театр, музыкальное искус­ство. Повсюду возникали клубы, собрания, ассамблеи, ложи и другие формы общественной организации; сферы, где граждане в соответствии со своим социальным положением и интересами могли проводить время, решать какие-либо вопросы и утверждать себя. Критиковалось невежест­во и заблуждения рассудка.

В художественной культуре возникает классицизм и барокко как два основных стиля. Сложились также другие стили: ампир, рококо, сентиментализм, реализм. Рельефно проявляется критицизм, особенно по отношению к суевериям, бескультурности, религиозным мифам и религиозной морали. Вклад в утверждение и развитие идей Просвещения, их воплоще­ние на практике внесли философы Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс, Р.Де­карт, Б.Спиноза, П.Гольбах, К.Гельвеции, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, И.Кант, И.Фихте, просветители и мыслители Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, А.Баумгартен, Т.Джефферсон, математики и философы Г.Лейбниц, Д'Аламбер, представители искусства Г.Лессинг, Ф.Шиллер, П.Рубенс, И.Бах, Ж.Мольер, Э.Фальконе, В.Моцарт, в поэзии Ж.Лафонтен, И.Гете и многие другие. Активным участником эпохи Просвещения ста­ла Россия.

XVI-XVII века вошли в историю европей­ской культуры как Контрреформация.

Папство использовало инквизицию, монашеские ордена, помощь феодалов, активную проповедническую деятельность католических священников. Были созданы новые учебники и учебные заведения для подготовки духовенства. Для восстановления авторитета католической церкви использовались и лояльные к папе и церкви монархи и правительства. Войны этих веков во Франции, Испании, Германии, Чехии, Польше имели религиозно-политический характер.

Протестантизм был оттеснен, но отстоял свои по­зиции и остался непобежденным. Но и католическая церковь укрепила по­зиции, сохранила свое влияние на многие народы Европы, не добившись, однако, главной цели - восстановления единства западной христианской церкви.

Духовная культура Европы имела теперь три важных основания развития: католичество, протестантизм и светское знание, главное содержание которого формировала наука.

К XVIII веку из-за экономических, политических и духовных противо­речий наблюдается кризис гуманистических идей. Прошедшие первые буржуазно-демократические революции, в Нидерландах и Англии, не решили проблемы равенства, братства и свободы. Новое имущественное расслоение общества на основе частной собственности и наемного труда сохранило социально-классовое и сословное деление.

Тем не менее, новый тип культуры был в основном сформирован. Поэтому не случайно XVII-XIX века назва­ны Новым временем, существенной частью которого стало Просвещение.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните общий смысл понятий классицизм, реализм, Просвещение, Новое время, протестантизм.

2. Каковы основные идеи, темы произведений изобразительного искусства, архитектуры классического стиля?

3. Почему классицизм называют стилем французской монархии?

4. Как Вы понимаете укоренившийся в живописи XVII века принцип внестилевой формы отражения действительности?

5. Какие новые жанры возникают в искусстве XVII века?

6. Что такое станковая живопись?

7. Какие три самостоятельных направления христианства утверждаются в XVII веке?

8. Чем объясняется кризис гуманистических идей, проявившийся в XVII веке?

9. Почему период XVII-XIX веков в Европе именуется Новым временем?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Европейское барокко | Искусство рококо
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.