Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прообразы тоталитаризма в истории культуры

14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий

Уже древние культуры напряженно размышляли над поразительной способностью человека соскальзывать в бесконечное зло (античные мифы). Формы деструктивного проявления человеческой натуры многолики, за ними могут скрываться различные причины. Внешний мир вливается в индивида тысячью желаний, влечений, зовов, но лишь ничтожная их часть может реализоваться. Неосуществленное порождает неудовлетворенность, отрицательную энергию. Как преодолеть внутренний разлад, диссонанс? Человек содержит в себе потенциальную глубочайшую потребность в максимальном совершенстве. Только через совершенствование духовного мира, приобщение к культурному наследию человек выстраивает систему собственных ценностей. Однако тоталитарные структуры никогда особенно не нуждались в творческом, одухотворенном человеке. Идеалом авторитарного государства были прямая линия, однообразие, жесткая регламентация всех сторон общественной и индивидуальной жизни.

Главное назначение индивида заключалось в безупречном исполнении государственных программ, всевозможных инструкций, мировых и национальных проектов.

Подавляющая доля устремлений любого государства находится в заметной дисгармонии со свободным развитием индивидуума, человеческого духа вообще. Культура всегда противостояла власти как важнейший фактор ее ограничения и сдерживания. Склонность любой власти к насилию, ее стремление распространить себя на внутренний мир подданных, так или иначе духовно подчинить их объясняют живучесть идей анархизма и извечное диссидентство интеллигенции. Просвещенная часть общества часто питает иллюзии в отношении союза, договора с властью по поводу «совершенствования» государства. Примерами таких «союзов» изобилует не только русская история. Так, противоречивые понятия «империя» и «свобода» соединялись в сознании русского дворянина после победы над Наполеоном. Это соединение фиксировалось на нравственном, а не на правовом уровне. Идеал свободного служения благу Отечества стал основой мировоззрения в культуре XIX века. По своей гуманистической направленности национальный порыв гордой свободы был очень близок ренессансному ощущению обновляющегося, молодого мира.

Однако русское самодержавие, имперская власть не собиралась поступаться своей монополией на государственную преобразовательную деятельность. Так в «благородном» соглашении просвещенного дворянства и власти образовалась трагическая «трещина» непонимания – декабризм. Начался последовательный откат к всевластию государства, преследуется свобода, что не могло не взорвать государственные структуры изнутри. Меньше века потребовалось, чтобы произошел надлом от триумфа к тирании и краху власти в 1917 г. Наше историческое прошлое постоянно вопрошается настоящим, значит, в национальном сознании остается нерешенным вопрос о соотношении понятий «власть» и «свобода».

Свободолюбивую душу взращивает свободная культура. Такую роль воспитателя взяла на себя в свое время русская литература.

До начала XX века антидемократические формы правления чаще всего отождествлялись с сохранявшимся кое-где самодержавием, отсутствием парламентаризма, с нарушением самим государством собственных законов и, конечно, с существовавшими под республиканскими вывесками «классическими» диктатурами, как это, например, имело место в Латинской Америке. Несколько упрощая, можно сказать, что понятие авторитаризма связывалось с неограниченной властью какого-либо правителя и его ближайшего окружения. Правда, следует признать, что правитель мог быть человеком гуманным и образованным и опираться на людей, близких ему но духу. В этом случае независимо от формы правления культура не только не страдала, но и испытывала определенный взлет. Так возникло понятие «просвещенная монархия», примерами которой могли бы служить начало царствования Фридриха II в Пруссии, правление Екатерины II в России, Карла III в Испании и др.

Недооценка творческих возможностей «безымянной массы» и молчаливое признание героев и элит в качестве основной движущей силы человеческого прогресса, к сожалению, часто питает антидемократическую практику, в какие бы привлекательные одежды она порой ни рядилась. А на основе определенной практики формируются соответствующие политические режимы, которые так или иначе пытаются воз­действовать на культуру и использовать ее в своих интересах. Неслучайно, например, некоторые идеи Ф.Ницше, в частности концепция «сверхчеловека», были взяты на вооружение германским нацизмом. При этом ни один авторитарный режим, будь то абсолютная монархия, фашистская или коммунистическая диктатура, открыто не признает своего антинародного характера, неизменно выступая от имени всей нации.

Однако после Октября 1917 года, бросившего вызов «старому миру», наряду с отжившими свой век монархиями и традиционно понимаемыми диктатурами, под прямым влиянием идеологии и практики большевизма стала формироваться новая форма авторитарной государственной влас­ти тоталитаризм.

Правда, термин этот был предложен значительно позднее, хотя само явление имело своего прямого прародителя с вызы­вающе откровенным обозначением «диктатура пролетариата». Подобная откровенность проистекала от марксистского понимания государства прежде всего как инструмента господства не какой-то сравнительно узкой интеллектуальной или духовной элиты, а целого класса, в данном слу­чае - пролетариата. К сожалению, - и это достаточно хорошо извест­но, — реально к власти пришел не класс, а ВКП(б), уничтожившая старый культурный слой и опиравшаяся на далеко не самую просвещенную и нравственную часть общества.

В чем же заключаются особенности тоталитаризма и его воздействия на культуру по сравнению с прежними формами авторитарного правления? Как всегда, многое можно понять из этимологии самого термина. «Tolalis» (позд.лат.) означает «законченный», «полный», «абсолютный», то есть речь идет о некой превосходной степени диктатуры, когда она ведет к абсо­лютному подавлению личности и пронизывает и контролирует буквально все сферы жизни. А это невозможно сделать ни отдельному «герою» или «вождю», ни какой-либо сравнительно узкой административной элите. В отличие от «злого» монарха или «жестокого» тирана с их приближенными, коллективным диктатором становится само бюрократическое государство.

Если оно попадает в руки многочисленной и хорошо организованной по военному образцу партии «нового типа», отвергающей так называемый «абстрактный» гуманизм, будь то на расовой (НСДАП), националистической (итальянская фашистская партия) или классовой основе (ВКП(б), то перед нами и будет истинный источник тоталитаризма. В его практическом осуществлении, то есть во всеобъемлющем руководстве и контро­ле, принимают участие миллионы людей, подлинной драмой которых стало поклонение ложным идеологическим мифам и отсутствие необхо­димой культуры.

Остановимся более обстоя­тельно на некоторых характерных проявлениях тоталитаризма в духовной сфере, которую в первую очередь стремится подчинить тоталитарное государство.

Во-первых, монополизация и стандартизация системы образования и воспитания, представляющие собой неразрывную и ревниво контролируемую цепь, от дошкольных учреждений до докторантуры, где готовятся научные кадры высшей квалификации. При этом допуск в академическую и художественную псевдоэлиту производится не на основе способностей и талантов, а по признакам социального происхождения или национальности. Свидетельство последнего — типичный для тоталитарных государств скрытый или открытый антисемитизм. Вся эта система работает «под колпаком» единой идеологии, носящей расистский, националистический или классовый характер с обязательным подчеркиванием приоритета коллек­тива над личностью и соответствующими молодежными организациями.

Частное и платное образование и университетская автономия при этом обычно отсутствуют или влачат жалкое существование. Важной чертой тоталитаризма в области научного знания является запрет на отдельные нежелательные для государства темы и даже дискриминация целых наук. Так, например, при Гитлере преследовался марксизм-ленинизм, а при Сталине с неменьшим ожесточением преследовались генетика, фрейдизм, позднее - кибернетика. В искусстве наблюдалась такая же картина: анекдотичным выглядит запрет в СССР, до сговора Гитлера и Сталина, «фашистской» музыки Вагнера и ее немедленная «реабилитация» после подписания пакта Молотова-Риббентропа, когда в срочном порядке в Большом театре были поставлены оперы «Валькирия» и «Майстерзингеры».

Во-вторых, монополизация средств массовой информации и превращение их в послушный инструмент манипулирования общественным сознанием.

Это делается, с одной стороны, методом жестокой цензуры, а с другой - путем гипертрофии пропагандистской функции радио, телевидения и прессы в ущерб их информационному назначению. Цензуре подвергается все, что угрожает государственной власти, особенно в сфере общественной мысли и политики. Объективная передача сведений о событиях в стране и мире максимально сокращается, и ее место занимают идеологические мифы, восхваление режима, развлекательный материал, различного рода призывы и лозунги. Наоборот в условиях развитых парламентских демократий предпочтение обычно отдается не такого рода методам искусственного укрепления государст­венности, а так называемому «свободному потоку информации», хотя и там не обходится без пропагандистской «приправы», которая носит, однако, более замаскированный и утонченный характер. Вообще же в мире, вступающем в электронно-информационную эру, понятие «пропа­ганда» все чаще приобретает отрицательный оттенок и воспринимается как препятствие на пути прогресса и одно из остаточных «зол» предшествующей цивилизации. Ни в одной из стран, претендующих на демократический статус, никогда не существовало, например, такого государственного органа как министерство пропаганды. В то же время общеизвестно и весьма показательно, что первым в истории «министром народного просвещения и пропаганды» (какое красноречивое сочетание!) был в нацистской Германии главный идеологический подручный Гит­лера - доктор Йозеф Геббельс. Именно он считается у специалистов по общественной психологии «отцом» современных методов манипулирования массовым сознанием, взятых позднее на вооружение многими диктаторс­кими и тоталитарными режимами, в том числе и деятелями сталинского «агитпропа».

В-третьих, поскольку одним из главных общественных слоев, не признающих монополии государственной власти на духовное самоопределение народов, является критически мыслящая «диссидентская» интеллигенция, то диктаторское, тоталитарное государство обычно относится к ней с крайним недоверием и, как правило, подвергает ее всяческого рода преследованиям. И дело здесь не только в том, что она активно выступает против социальной несправедливости, а в более тонком психологическом нюансе: А.И.Солженицын как-то весьма справедливо заметил, что власть боится не тех, кто против нее, и не тех, кто с нею, она боится тех, кто выше ее.

Вообще антиинтеллектуализм - неотъемлемая черта лю­бого режима, проявляющего склонность к авторитарным и диктаторским методам управления. В этой связи широко известны преследования не­мецкой интеллигенции после прихода Гитлера к власти; массовая эмигра­ция, высылка и физическое уничтожение российской интеллигенции большевиками в годы революции и гражданской войны; мартиролог советского диссидентства в сталинскую и постсталинскую эпоху.

Дискриминация передовой интеллигенции в условиях тоталитарного государства, чаще всего ориентированного на популизм, иногда принимает и более утонченные, не насильственные формы, в зависимости от общего культурного уровня правящей верхушки. В то время как режимом сознательно создается привилегированный, высокооплачиваемый слой продажных интеллектуалов, писателей и служителей искусства, основная масса работников умственного труда и духовной сферы (учителя, врачи, инженеры, работники культурных учреждений, критически настроенные лица «свободных профессий» и т.д.) вынуждены влачить полунищенское существование.

История мировой культуры полна примеров дискриминации, пресле­дований и террора со стороны государства в отношении инакомыслящих, хотя нельзя не признать, что объективно они далеко не всегда слу­жили добру, прогрессу и гуманизму, если вспомнить, например, деятель­ность террористов-интеллигентов и левого, и правого толка и вообще любых «борцов за народное счастье», признающих и проповедующих насилие.

В-четвертых, характерным признаком тоталитаризма в духовной сфере является стремление государства не только лишить народ исторической памяти, но и изолировать его от внешнего мира разного рода «железными занавесами», «берлинскими стенами» и т.п. Насильно насаждаемые мас­совые беспамятство и изоляционизм призваны скрыть от подданных культурное убожество режима на фоне общего поступательного развития мировой цивилизации. Для погрязших в самовосхвалении и самоуверен­ности «фюреров» и «вождей» тоталитаризма славное прошлое собствен­ного народа и достижения соседей - нежелательные и неприятные конкуренты. Поэтому история, как правило, замалчивается и искажается, а другие общественные системы, прежде всего демократические, подвер­гаются очернению. Наверное нигде так наглядно не ощущаются подоб­ные устремления тоталитарной власти, как в строго контролируемых ею энциклопедических словарях. Там, где отсутствует свобода мысли и сво­бода слова, энциклопедии — эти сокровищницы и бесстрастные летописцы культуры страдают одними и теми же пороками: в них или просто от­сутствуют неугодные режиму имена и факты, или их значение тенден­циозно фальсифицируется, или информация о них сводится к минимуму. При этом все, что «работает» на режим, будь то идеологические мифы или конкретные события и лица, получает несправедливо расширенное освещение.

Одним из многих и ярких свидетельств сказанного может служить «Энциклопедический словарь» в 3-х томах, изданный массовым тиражом в год смерти Сталина (1953). По количеству выделенных в нем строчек Гете, например, уступает Ворошилову (91 против 97), великий Достоевский не «дотягивает» до марксиста Плеханова (68 против 86). Нечего и говорить, что на подобном фоне выдающемуся отечественному философу Н.Бердяеву, - и только потому, что его когда-то критиковал Ленин, - посвящено всего несколько слов: «реакционный русский философ, белоэмигрант; ярый враг советской власти». Если говорить о других рассмотренных нами культурологах, то Данилевский и Тойнби в энциклопедии вообще не упоминаются, о Тайлоре сказано, что его теория «носит идеалистический характер», о Фрейде, что он «автор антинаучного течения», а Сорокин и Шпенглер представлены кик «идеологи империализма».

В-пятых, тоталитаризму в духовной сфере соответствует и еще одна непреложная закономерность: с ним всегда, в той или иной степени, связано такое общественно-психологическое явление, как культ личности.

Это не значит, конечно, что тот или иной «вождь» единолично представляет систему и принимает все решения; но его обожествление необходимо, для превращения рядовых граждан в некое подобие идолопоклонников, слепо верящих в своего кумира. Что касается правящей верхушки, то она сознательно поддерживает культы, будь то культ умершего Ленина, сменившего его Сталина или какого-либо новоявленного «вождя», для того чтобы легче держать в повиновении загипнотизированную массу. Отсюда пирамиды и мавзолеи, многочисленные памятники и портреты живых и мертвых руководителей, их беззастенчивое восхваление в средствах массовой информации, инспирирование верноподданнических чувств, разного рода идеологические мероприятия и годовщины, новые ритуалы, приобщающие граждан к новой политической вере.

Говоря о проявлении культа личности в прошлом и настоящем, важно отметить, что он неизменно вел к таким губительным для культуры действиям, как борьба с религией. Вожди поумнее пытались подчинить себе церковь и поставить ее на службу государству. Другие, видя в религиозной вере угрозу своим доктринам, а в Боге – чуть ли не личного конкурента, обрушивали на духовенство волну репрессий. Все это сопровождалось разрушением и уничтожением величайших и культурных ценностей, человеческой духовности вообще, свидетельство чего - наше недавнее трагическое прошлое.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Объясните основное содержание понятий: тоталитаризм, диссидентство, массовая культура, ритуал.

2.В каком типе культуры заинтересовано тоталитарное государство?

3.Как влияет тоталитарное государство на культуру, формированию каких стилей способствует?

4.Противоречивы ли отношения культуры и демократического государства?

5.Возможен ли союз культуры и тоталитаризма (власти)? Каковы нравственные потери или приобретения от подобного союза?

6.Существуют ли в окружающей Вас культурной реальности прообразы тоталитаризма?

7.Почему против государственной власти нередко выступает интеллигенция?

8.Как и когда появился тоталитаризм и в чем его сущность? В чем заключаются наиболее характерные проявления тоталитаризма в области культуры?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 14. Советская литература второй половины XX в | Глобальные проблемы современной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.