КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
БуддизмДжайнизм. Чарвака. Чарвака (санскр. «чарв» – есть, жевать; «чару» – приятный, доходчивый; «вак» – слово) – материалистическое учение древней и средневековой Индии. Нередко отождествляется с локаятой (букв.: учение, «направленное на этот мир»), более древнего происхождения, возникший примерно в середине I тысячелетия до н.э. Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех элементов — земля, огонь, вода и воздух. Жизнь рассматривается как производное от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств. В этическом плане приверженцы этого учения придерживались гедонизма, признавая целями существования человека богатство и наслаждение.
Возник в VI в. до н. э. Его основателем считается Махавира Вардхамана, получивший прозвище Джина — Победитель. В центре данного учения находится проблема бытия личности, сущность которой усматривается в двух аспектах — духовном (джива) и материальном (аджива). Карма связывает между собой дживу и адживу, но при этом карма рассматривается здесь как тонкая материя, в отличие от упанишад, где она — закон воздания. Соединение посредством кармы дживы и адживы приводит к возникновению личности. Душа проходит бесконечную цепь перерождений, в которых ее сопровождает карма. Связь с кармой приводит к постоянному перерождению души, но как только связь эта прервется через аскезу и правильное познание, это приведет к освобождению от материального мира (прекращение перерождений, достижение мокши). После этого душа переходит в высшую духовную сферу. Причиной этого является то, что духовная сущность индивида существует в двух формах бытия: совершенной и несовершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором случае джива освобождается от связи с материальным и обретает возможность управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства — нирвану, являющуюся наивысшим состоянием души. Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, которое опирается исключительно на опыт и разум, и совершенное, основанное на интуиции, постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Совершенное познание доступно только тем, кто сумел освободиться от зависимости материального мира.
Буддизм - учение, созданное принцем Сиддхартхой Гаутамой (623 - 544 гг. до н. э.), заключается в трех ключевых идеях: 1) ненасилие; 2) благоговение перед любой формой жизни; 3) избавление от страстей - причины страданий. Принц, наделенный физическими достоинствами, интеллектуальными совершенствами, богатством, властью был «обречен» на праздную и беззаботную жизнь, но однажды Гаутама увидел страдания человеческие и путь спасения - путь аскезы. Гаутама становится отшельником, пытаясь найти путь спасения человечества от страданий. Он создает новое учение, сформулировав «четыре благородные истины буддизма»: 1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется, т. е. пятикратная привязанность к земному - вся человеческая жизнь, включая и наслаждение, есть страдание); 2) причина страданий - страсти, желания человека (Будда говорил: «Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения»; принципиально важно, что источник страданий - само желание жизни; 3)чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана - это состояние преодоленности страданий, отсутствие страданий. Ее сущность - отсутствие желаний, страстей, уход от мира; полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей); 4) путь, ведущий к нирване - это восьмичленный путь спасения: 1. Истинное воззрение или усвоение четырех благородных истин буддизма. 2. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы. 3. Истинная речь: воздержание от лжи, от слов, не относящихся к нравственной цели. 4. Истинные поступки: нанасилие, ненанесение вреда живому. 5. Истинный образ. жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения: 6. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвращаться. 7. Истинное памятование: постоянно помнить о том, что все преходяще. 8. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека. Учение буддизма потребовало создания тщательно разработанной философии и особой логической системы (это единственная в мире логика, не восходящая к учению Аристотеля – логика навья-ньяя или «новый метод»). Фундаментальной философской энциклопедией буддизма стал трактат «Абхидхармакоша», написанный в V в. Васубандху. В нем по-новому интерпретируются главные концепции буддизма (четыре благородные истины, закон причини следствий, закон морального возмездия, путь спасения, перерождения, нирвана и др.) на основе теории элементов бытия (дхарма). Трактат Васубандху отличается четкой постановкой вопросов, терминологической определенностью, логикой, тонким анализом и доказательностью. Его можно сравнить по фундаментальности с произведениями Аристотеля и Гегеля. Дхарма - элемент бытия, психофизический компонент, составляющий человеческую личность. Дхарма материальна и не материальна. Как правило, дхарма существует лишь в настоящий момент, хотя возникновение ее из небытия и исчезновение в небытии также предполагает какую-то форму ее жизни. Существует бесконечное множество дхарм, беспрестанное возникновение которых на один миг и составляет материальный и нематериальный мир человеческого бьпия и личность. Дхармы делятся на «омраченные» и «неомраченные»; это дало возможность разработать технику освобождения человеком самого себя от «омраченных» элементов и приобретения благоприятных условий на пути для достижения нирваны, которая трактуется Васубандху как форма небытия, противоположная бытию. Существование человека – мгновенное мерцание мириадов дхарм, возникающих из небытия и уходящих в небытие, каждая из которых обладает четырьмя признаками: возникновением, пребыванием, старением и разрушением. Буддийское понимание кармы: 1) волевые усилия и целенаправленные действия, сопровождающие волевые усилия; 2) воля вселенной, всеобщая сила, которая поддерживает текущую жизнь и моделирует ее формы в различных мирах, жизненное усилие. На первом пункте настаивали сторонники хинаяны («малая колесница» или «узкий путь спасения»; - только путь монаха), на втором - последователи махаяны («большая колесница», или «широкий путь спасения», когда просветленный может лично спастись сам, но остается в море страданий, чтобы спасти других). Решающее воздействие кармы происходит после физической смерти человека. Именно в момент смерти - рождения карма в соответствии с накопленными добродетелями и пороками реальной жизни должна «перетряхнуть» все составляющие личность дхармы, распределить заслуги не только на предстоящее существование, но и определить интенсивность их воздействия в последующей жизни. В этот момент карма должна определить место рождения, родителей, страну, расу, облик, характер, состояние сознания и т. д. Концепция кармы призвана обеспечить нравственную ответственность за свои поступки, слова и мысли. Она имеет не только всеобщий характер, но и «является чем-то роковым в том смысле, что человек, не может избежать последствий своих поступков». С другой стороны, буддизм несколько ограничивает действия кармы и предоставляет человеку определенную свободу для сознательного выбора своих действий; действия и поступки, вероятно, предопределены кармой, но у человека остается возможность совершить их при той или иной степени благости или греховности мысли. То есть можно говорить о существовании определенной области для проявления некоторой свободы воли. Наиболее общим условием ее осуществления будет направление усилия сознания в сторону благоприятного, неблагоприятного или нейтрального. Такой подход позволяет перевести теорию в плоскость практической деятельности человека и задать направление движения именно в сторону буддийского этического идеала. Буддизм отрицает Бога - создателя вселенной и творца живого существа. Более того, он отрицает и душу человека. Перенесение моральной ответственности с Бога на самого человека было важным моментом в развитии учения о человеке в индийской философии. Человек в буддизме стал творцом собственной судьбы и самого себя. Лекция № 4. Тема: Исторические типы философствования. Философия Древнего Востока (Китай). Первые школы древнекитайской философии. 1. Философия Древнего Китая: общая характеристика. Зарождение китайской философии происходило в период династий Шан (XVII—XII вв. до н. э.) и Чжоу (XI—III вв. до н. э.) в рамках мифологии, в которой к тому времени уже был выделен принцип, управляющий миропорядком. При династии Шан таким высшим началом, божеством, создавшим все существующее, считался шанди (верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о “воле неба” как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей. Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться и философское мышление. Уже при династии Шан складываются представления о темном и светлом началах. Темное и светлое стали рассматривать как свойства, внутренне присущие предметам, противостояние которых вызывает развитие и изменения в вещах и процессах. Эти взгляды были впервые зафиксированы в надписях на гадательных книгах и костях, в которых солнечный день назывался светлым, а пасмурный — не светлым. Эти и им подобные представления, развиваясь начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием. Светлое начало стало выражать уже не только “светлый день”, но и свойство неба, солнца, твердости, силы, мужчины и т. д., а темное начало — свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины и т. д. Постепенно представления о темном и светлом приобретают и абстрактное значение. Представления о светлом и темном началах получило развитие в “Книге перемен” (“И цзин”). Название книги связано с происходящими изменениями. Это гадательная книга, в которой исследуются изменения, происходящие с темными и светлыми началами, о счастливых и несчастливых событиях. В “Книге перемен” можно проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) — Инь и Ян, которые приобретают здесь уже понятийную форму. Ян — это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь — женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. “Книга перемен” и прослеживает дао — путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека — понять свое место в мире, “соединять свою силу с небом и землей”. Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) — Чжаньго (V—III вв. до н. э.) во время правления династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.). Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их корень лежит в культуре Дао. Различия между ними заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующего использования понятия Дао.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |