Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм

Джайнизм.

Чарвака.

Чарвака (санскр. «чарв» – есть, жевать; «чару» – приятный, доходчивый; «вак» – слово) – материалистическое учение древней и средневековой Индии. Нередко отождествляется с локаятой (букв.: учение, «направленное на этот мир»), более древнего происхождения, возникший примерно в середине I тысячелетия до н.э. Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех элементов — земля, огонь, вода и воздух. Жизнь рассматривается как производное от этих элементов.

В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств. В этическом плане приверженцы этого учения придерживались гедонизма, признавая целями существования человека богатство и наслаждение.

 

Возник в VI в. до н. э. Его основателем считается Махавира Вардхамана, получивший прозвище Джина — Победитель. В центре данного учения находится проблема бытия личности, сущность которой усматривается в двух аспектах — духовном (джива) и материальном (аджива). Карма связывает между собой дживу и адживу, но при этом карма рассматривается здесь как тонкая материя, в отличие от упанишад, где она — закон воздания.

Соединение посредством кармы дживы и адживы приводит к возникновению личности. Душа проходит бесконечную цепь перерождений, в которых ее сопровождает карма.

Связь с кармой приводит к постоянному перерождению души, но как только связь эта прервется через аскезу и правильное познание, это приведет к освобождению от материального мира (прекращение перерождений, достижение мокши). После этого душа переходит в высшую духовную сферу. Причиной этого является то, что духовная сущность индивида существует в двух формах бытия: совершенной и несовершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором случае джива освобождается от связи с материальным и обретает возможность управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства — нирвану, являющуюся наивысшим состоянием души.

Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, которое опирается исключительно на опыт и разум, и совершенное, основанное на интуиции, постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Совершенное познание доступно только тем, кто сумел освободиться от зависимости материального мира.

 

Буддизм - учение, созданное принцем Сиддхартхой Гаутамой (623 - 544 гг. до н. э.), заключается в трех ключевых идеях: 1) ненасилие; 2) благоговение перед любой фор­мой жизни; 3) избавление от стра­стей - причины страданий. Принц, наделенный физическими достоин­ствами, интеллектуальными совер­шенствами, богатством, властью был «обречен» на праздную и безза­ботную жизнь, но однажды Гаутама увидел страдания человеческие и путь спасения - путь аскезы. Гаута­ма становится отшельником, пыта­ясь найти путь спасения человечест­ва от страданий. Он создает новое учение, сформулировав «четыре благородные истины буддизма»: 1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется, т. е. пятикратная привязанность к земно­му - вся человеческая жизнь, вклю­чая и наслаждение, есть страдание); 2) причина страданий - страсти, желания человека (Будда говорил: «Избегайте легкомыслия, чуждай­тесь страсти и наслаждения»; принципиально важно, что источник страданий - само желание жизни; 3)чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана - это состояние преодоленности страданий, от­сутствие страданий. Ее сущность - отсутствие желаний, страстей, уход от мира; полный покой, аб­солютная непроницаемость для желаний и страстей); 4) путь, ве­дущий к нирване - это восьми­членный путь спасения: 1. Истин­ное воззрение или усвоение четырех благородных истин буддизма. 2. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизнен­ной программы. 3. Истинная речь: воздержание от лжи, от слов, не относящихся к нравст­венной цели. 4. Истинные по­ступки: нанасилие, ненанесение вреда живому. 5. Истинный образ. жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения: 6. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвра­щаться. 7. Истинное памятова­ние: постоянно помнить о том, что все преходяще. 8. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека. Учение буддизма потребовало создания тщательно разработанной философии и осо­бой логической системы (это единственная в мире логика, не восходящая к учению Аристотеля – логика навья-ньяя или «новый ме­тод»). Фундаментальной философ­ской энциклопедией буддизма стал трактат «Абхидхармакоша», напи­санный в V в. Васубандху. В нем по-новому интерпретируются глав­ные концепции буддизма (четыре благородные истины, закон причини следствий, закон морального воз­мездия, путь спасения, перерожде­ния, нирвана и др.) на основе теории элементов бытия (дхарма). Трактат Васубандху отличается четкой по­становкой вопросов, терминологи­ческой определенностью, логикой, тонким анализом и доказательно­стью. Его можно сравнить по фунда­ментальности с произведениями Аристотеля и Гегеля. Дхарма - эле­мент бытия, психофизический ком­понент, составляющий человече­скую личность. Дхарма материальна и не материальна. Как правило, дхарма существует лишь в настоя­щий момент, хотя возникновение ее из небытия и исчезновение в небы­тии также предполагает какую-то форму ее жизни. Существует беско­нечное множество дхарм, беспре­станное возникновение которых на один миг и составляет материаль­ный и нематериальный мир челове­ческого бьпия и личность. Дхармы делятся на «омраченные» и «нео­мраченные»; это дало возможность разработать технику освобождения человеком самого себя от «омрачен­ных» элементов и приобретения благоприятных условий на пути для достижения нирваны, которая трактуется Васубандху как форма небытия, противоположная бы­тию. Существование человека ­– мгновенное мерцание мириадов дхарм, возникающих из небытия и уходящих в небытие, каждая из которых обладает четырьмя при­знаками: возникновением, пре­быванием, старением и разруше­нием.

Буддийское понимание кармы: 1) волевые усилия и целенаправ­ленные действия, сопровождаю­щие волевые усилия; 2) воля все­ленной, всеобщая сила, которая поддерживает текущую жизнь и моделирует ее формы в различ­ных мирах, жизненное усилие. На первом пункте настаивали сторонники хинаяны («малая ко­лесница» или «узкий путь спасе­ния»; - только путь монаха), на втором - последователи махая­ны («большая колесница», или «широкий путь спасения», когда просветленный может лично спа­стись сам, но остается в море страданий, чтобы спасти других). Решающее воздействие кармы происходит после физической смерти человека. Именно в мо­мент смерти - рождения карма в соответствии с накопленными добродетелями и пороками ре­альной жизни должна «перетрях­нуть» все составляющие лич­ность дхармы, распределить заслуги не только на предстоящее существо­вание, но и определить интенсив­ность их воздействия в последую­щей жизни. В этот момент карма должна определить место рождения, родителей, страну, расу, облик, ха­рактер, состояние сознания и т. д. Концепция кармы призвана обеспе­чить нравственную ответственность за свои поступки, слова и мысли. Она имеет не только всеобщий ха­рактер, но и «является чем-то роко­вым в том смысле, что человек, не может избежать последствий своих поступков». С другой стороны, буд­дизм несколько ограничивает дейст­вия кармы и предоставляет человеку определенную свободу для созна­тельного выбора своих действий; действия и поступки, вероятно, предопределены кармой, но у чело­века остается возможность совер­шить их при той или иной степени благости или греховности мысли. То есть можно говорить о существо­вании определенной области для проявления некоторой свободы во­ли. Наиболее общим условием ее осуществления будет направление усилия сознания в сторону благо­приятного, неблагоприятного или нейтрального. Такой подход позво­ляет перевести теорию в плоскость практической деятельности челове­ка и задать направление движения именно в сторону буддийского эти­ческого идеала. Буддизм отрицает Бога - создателя вселенной и твор­ца живого существа. Более того, он отрицает и душу человека. Пе­ренесение моральной ответствен­ности с Бога на самого человека было важным моментом в разви­тии учения о человеке в индий­ской философии. Человек в буд­дизме стал творцом собственной судьбы и самого себя.

Лекция № 4.

Тема: Исторические типы философствования. Философия Древнего Востока (Китай). Первые школы древнекитайской философии.

1. Философия Древнего Китая: общая характеристика.

Зарождение китайской философии происходило в период династий Шан (XVII—XII вв. до н. э.) и Чжоу (XI—III вв. до н. э.) в рамках мифологии, в которой к тому времени уже был выделен принцип, управляющий миропорядком. При династии Шан таким высшим началом, божеством, создавшим все существующее, считался шанди (верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о “воле неба” как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей.

Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться и философское мышление. Уже при династии Шан складываются представления о темном и светлом началах. Темное и светлое стали рассматривать как свойства, внутренне присущие предметам, противостояние которых вызывает развитие и изменения в вещах и процессах. Эти взгляды были впервые зафиксированы в надписях на гадательных книгах и костях, в которых солнечный день назывался светлым, а пасмурный — не светлым.

Эти и им подобные представления, развиваясь начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием. Светлое начало стало выражать уже не только “светлый день”, но и свойство неба, солнца, твердости, силы, мужчины и т. д., а темное начало — свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины и т. д. Постепенно представления о темном и светлом приобретают и абстрактное значение.

Представления о светлом и темном началах получило развитие в “Книге перемен” (“И цзин”). Название книги связано с происходящими изменениями. Это гадательная книга, в которой исследуются изменения, происходящие с темными и светлыми началами, о счастливых и несчастливых событиях. В “Книге перемен” можно проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) — Инь и Ян, которые приобретают здесь уже понятийную форму.

Ян — это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь — женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. “Книга перемен” и прослеживает дао — путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека — понять свое место в мире, “соединять свою силу с небом и землей”.

Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) — Чжаньго (V—III вв. до н. э.) во время правления династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.).

Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их корень лежит в культуре Дао. Различия между ними заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующего использования понятия Дао.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вайшешика | Конфуцианство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.