Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика философии Возрождения

Важное место в духовной культуре Ренессанса занимала философия. Характерными особенностями философии этого периода являются антисхоластическая направленность воззрений и трудов мыслителей той эпохи. Другая особенность — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Если для философии средневековья характерен теоцентризм, то генеральным вектором ренессансной философской мысли стал антропоцентризм: человек становится не только важнейшим объектом философской рефлексии, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к проблеме человека, его земному существованию ознаменовало начало новой культурной эпохи, которая, зародившись в

Италии на рубеже XV—XVI в., становится общеевропейским феноменом.

Гуманизм (термин берет свое начало от римского оратора Цицерона, понимавшего его как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению) ведет свое начало от деятельности поэта и философа Франческо Петрарки (1304—1374). Свое неприятие схоластической учености, характерной для средневековья, он демонстрирует в трактате “О невежестве собственном и многих других”. В этой работе он говорит о своем невежестве (мнимом), подчеркивая таким образом абсолютную бесполезность схоластики в современном ему мире.

В этом же трактате он призывает к переосмыслению античного наследия. Петрарка считает, что нужно отвергнуть слепое подражание античным образцам, но при этом необходимо достичь столь же высокого уровня и даже превзойти его. Именно эта идея стала ведущей в отношении гуманизма к античности.

Философию Петрарка рассматривал как науку о человеке и призывал переориентировать ее именно на этот объект познания. Своим творчеством Петрарка заложил основы формирования личностного самосознания той эпохи. В результате человек ренессанса постепенно отходит от универсальных средневековых понятий, связанных с тем, что личность тем ценнее, чем более ее поведение соответствует нормам, принятым в обществе или социальной группе; средневековый человек был обязан вписать себя в богоустановленный порядок — это была высшая общественная добродетель.

Гуманисты разработали новый подход к пониманию природы и сущности человека; в нем решающую роль играет понятие “деятельность”. Таким образом, человеческая личность ценна не социальным происхождением или положением в сословной иерархии, а исключительно в силу личных заслуг и плодотворной деятельности.

Во второй половине XV в. в гуманизме появились новые идеи. Идея достоинства личности стала важнейшей. Она, указывая на особые человеческие свойства по сравнению с другими существами, ставила человека в особое положение в мире. Одним из проповедников этой идеи был Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). В своей “Речи о достоинстве человека” он не только поместил человека в центр мира, но и отверг церковную догму, утверждающую, что человек создан по образу и подобюию Бога. Но при этом Пико говорит о предоставленной Богом человеку возможности создавать себя самостоятельно.

Превознося могущество человека и его величие, мыслители Ренессанса удивляются его восхитительными творениями и закономерно приходят к сближению человека с Богом. Между тем гуманисты не являлись ни еретиками, ни атеистами, напротив, большинство из них были искреннее верующими людьми, тем не менее они коренным образом расходились с христианской религией, утверждавшей первенство Бога и вторичность человека. Гуманисты же ставили на первый план человека. Свою задачу они видели в освобождении человека от печати первородного греха, которым его “наградило” христианство, выдвинувшее положение, согласно которому человек от рождения — существо греховное. Мыслители Возрождения говорят о прекрасности человека, о человеке как существе творческом, созидательном, что однако не мешало им видеть его недостатки. Сущностной чертой гуманистического мировоззрения была его антиклерикальная направленность, стремление ограничить притязания церкви и ду-

ховенства на власть в обществе.

Важное место в философии Возрождения занимают концепции, обращающиеся к социально- и политико-философским проблемам: политическая теория Никколо Макиавелли (1469—1527) и социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Фомы Аквинского | Никколо Макиавелли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.