Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просветительская трактовка человека

Характерна эволюция просветительского миропонимания, выразившаяся в отно­шении к человеку. В полемике с христи­анским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, французские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения это­го стремления: любить удовольствие и избегать страдания - та­кова природная сущность человека, а все природное по опреде­лению - хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуа­лизма просветителей. Не случайно Гельвеций и Кондильяк, в сущности, отождествляли чувство и разум; а Дидро, не согла­шаясь с полным их отождествлением, тем не менее считал ра­зум «общим чувством». В защиту человеческой природы высту­пил также Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливо­сти - таково убеждение французского философа. Руссо защи­щал тезис, что люди, в отличие от стадных животных, в «есте­ственном состоянии» живут поодиночке; руссоистские робин­зоны отличаются кротким нравом, доброжелательностью и справедливостью.

В XVIII в., таким образом, вновь возрождается та тенденция в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природно­го и социального, которая была характерна еще для античных софистов. Последние различали то, что существует «по приро­де», от того, что обязано своим бытием человеческим «установ­лениям». Не случайно софистов называют античными просве­тителями: так же как и французские материалисты, они исхо­дили из того, что человек есть существо природное, а потому именно чувственные склонности рассматриваются как основ­ное определение человеческого существа. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов-просвети­телей XVIII в. Особенностью французского материализма была ориентация на естествознание, прежде всего - на механику. Именно механистическая картина мира легла в основу пред­ставлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании. Так, согласно Гольбаху, реально не существует ниче­го, кроме материи и ее движения, которое есть способ сущест­вования материи. Движение французский философ сводит к механическому перемещению. Отсюда и упрощенные представ­ления о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось к пассивному отражению внешнего мира.

По мере того как идеи просветителей начали мало-помалу осуществляться в действительности - как в индивидуальном, так и в общественном плане, - все чаще возникала потреб­ность в их корректировке. Так, Дидро в «Племяннике Рамо» вскрыл диалектику просветительского сознания, поставив под вопрос излюбленный тезис XVIII в. о доброте человеческой природы самой по себе, в ее индивидуально-чувственном про­явлении. Самокритику просветительского сознания мы нахо­дим также у Дж. Свифта, Руссо и, наконец, у Канта, который в такой же мере является носителем идей Просвещения, как и их критиком.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Случайность и необходимость | Французское Просвещение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.