Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французское Просвещение

♦ Ш. Монтескьё.

Шарль-Луи Монтескьё (1689 – 1755) – французский философ-просветитель, писатель и

историк, сотрудник «Энциклопе­дии», редактируемой Д. Дидро. Об­ладал обширными познаниями в об­ласти естественных и обществен­ных наук, искусства и религии. Главное философское произведение «О духе законов». Философская концепция Монтескьё основана на принципах деизма и механического материализма, которые, как он счи­тал, выведены им не из предрассуд­ков, а из самой природы вещей. Бог- создатель и охранитель законов природы, действию которых подчи­няется и он сам. Однако идея детер­минизма природы противоречила не только схоластическому телеологизму, но и его собственному деизму. Исходным пунктом теории позна­ния Монтескьё является отрицание наличия врожденных идей, априо­ризма и мистической интуиции, от­стаивание ценности опыта и здраво­го смысла. Источниками познания он считал внешний мир и деятель­ность человеческой души, обладаю­щей естественной способностью к познанию. В социологическом уче­нии Монтескьё теоретические выво­ды строит на обобщении огромного количества исторических фактов, критикуя фатализм теологического подхода к истории, обрекающего на пассивность государя и на примире­ние с социальной несправедливо­стью подданных. Он считал, что об­щественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, кото­рые, в свою очередь, определяются географической средой и полити­ческими законами. Хотя люди равны от природы, различия гео­графической среды обусловлива­ют существенные различия в по­литическом устройстве. В холод­ном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны, жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию. Но в холодных странах южане будут действо­вать, как и северные народы. Жа­ра и холод воздействуют на тело, а тело определяет состояние духа. Кроме того, просвещенные пра­вители способны в любых клима­тических условиях воспитать до­стойных граждан. Эта, хотя и непоследовательная, точка зрения отрицала религиозную идею предопределения. Первобытное состояние Монтескье представ­лял как состояние дружбы и мира, общения и взаимопомощи. Есте­ственное желание жить в обще­стве приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. В борь­бе классовых интересов Монте­скье видел борьбу политических принципов, критикуя не деспо­тизм, а идею деспотизма и экс­плуатации. Феодально-деспоти­ческому режиму противопостав­лял конституционно-монархиче­ский или республиканский, от­стаивал идею разделения вла­стей, воплощающую классовый компромисс между буржуазией и аристократией. Целью государст­венного правления является благо общества в его целом, которое мож­но достигнуть с помощью прогрес­сивных законов. Поэтому они явля­ются основой нравственности наро­да. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии - для верующих, если они не про­тиворечат законам государства. Рез­ко осуждал фанатизм и стремление к власти католической церкви, оцени­вал ее деятельность как препятствие общественному прогрессу.

♦ Ф. Вольтер.

Вольтер (псевд., наст. – Аруэ Француа Мари, 1694 – 1778) – французский философ, просветитель, писатель. Вольтер – деист, его Бог – великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные заповеди. Всё остальное, что есть в религиях – обряды, вера в чудеса и пр., - является суеверием. История – дело самих людей, ответственность за которую целиком лежит на них. В своей просветительской деятельности Вольтер отстаивал уважение к естественным правам человека, равенство в првах и обязанностях, право на свободу мысли, веротерпимость. В гносеологии Вольтер был сенсуалистом.

♦ Ж.-Ж. Руссо.

Руссо Жан-Жак (1712­ – 1778) - французский фило­соф-просветитель, писатель, ком­позитор, теоретик искусства. Ак­тивный сотрудник «энциклопе­дии», издаваемой Д. Дидро и Д' Аламбером. Ответив отрица­тельно на конкурсный вопрос Дижонской академии: «Способство­вало ли возрождение наук и ис­кусств улучшению нравов?», по­лучил премию и приобрел репу­тацию оригинального мыслителя. Наиболее известные философские произведения - «Рассуждение о происхождении и основания нера­венства между людьми» (1755) и«Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762) - вскоре после публикации переведены на несколько европей­ских языков. Руссо - автор педагогического трактата «Эмиль, или О воспитании», романа в духе сенти­ментализма «Юлия, или Новая Элоиза», стихов, опер, романсов. Из-за разногласий с просветителями (осо­бенно жесткой была полемика с Вольтером) уходит из «Энциклопе­дии». В философии представлял по­зицию деизма, и хотя критиковал христианство, но рассматривал Бога как активное бытие, гарантирующее сохранение порядка в природе. В те­ории познания разделял позицию сенсуализма, абсолютизировал роль чувств в познании, считая разум от­ветственным за человеческие за­блуждения, признавая при этом врожденность моральных принци­пов - стремление к добру и спра­ведливости. В социально-политиче­ской теории выражал позицию мелкобуржуазного эгалитаризма. Кри­терием анализа общественной жиз­ни считал «естественное состояние»равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации. Возникно­вение государства - результат общественного договора, отчуждав­шего все права и собственность ин­дивидов в распоряжение верховной власти. Верховная власть у Руссо ­не правительство, а принцип соци­альной организации, всеобщая воля граждан, гарант граждан­ских прав и свободы. Долг граж­данина у Руссо - высшая мо­ральная и религиозная доброде­тель; дух христианства способст­вует тирании и рабству, поэтому оно должно быть заменено «гражданской религией». Платой за прогресс Руссо считал падение нравственности и деспотизм в по­литике. Причину неравенства ви­дел в частной собственности, воз­никшей в результате обмана, пе­рераспределение которой всем поровну - реальный путь унич­тожения неравенства. Идеал по­литического устройства - демократическая республика, народ имеет право на революционное свержение деспотической власти. Не только религия, но и аристократическая система воспитания подавляет врожденные доброде­тели, детей следует воспитывать в естественных условиях, обучая ремеслу в соответствии с их спо­собностями, и наукам о природе. Искусство также должно воспи­тывать патриотизм, великодушие и справедливость. Резко негатив­но относился к аристократиче­скому искусству за его безнрав­ственность, т. е. за отсутствие идеи равенства и свободы. В фи­лософии Руссо отразилась социально-политическая и духовная ситуация предреволюционной Франции, его идеи стали основой революционной программы Ро­беспьера.

♦ Ж. Ламетри.

Жюльен Ламетри (1709—1751), французский философ и медик. Имея возможность практиковаться в области медицины, пришел к выводу, что душа — всего лишь функция сердца и мозга.

Его идеи были опубликованы в работе “Естественной истории души”, а затем, после того как автор книги подвергся преследованиям, а книга публично сожжена, он уезжает в Голландию, где пишет еще более радикальную работу “Человек-машина” (1747).

Ламетри пытается доказать, что человек представляет собой не что иное, как сложно организованную материю. Те, кто считает, что мышление предполагает существование бестелесной души, никак не обосновали, что тело неспособно к мышлению. Идеи возникают лишь тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Низшие животные также имеют органы чувств, а человек отличается от животных только количественно — большей степенью чувствительности и ума. Душа прекращает существование после смерти тела.

Между тем цель жизни человека — чувственные наслаждения, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе.

 

♦ Д. Дидро.

Дени Дидро (1713 – 1784) – французский философ, просветитель, руководитель и главный редактор Энциклопедии, писатель. Почётный член Петербургской академии наук и Академии художеств. По приглашению Екатерины II работал в Петербурге над проектами реформ. В начале философского пути был деистом, в дальнейшем – материалистом и атеистом. Считал материю единственной субстанцией, выводя всё многообразие форм бытия из присущего ей движения. Движение обусловлено гетерогенностью материи, столкновением разнокачественных элементов. Дидро отвергал теорию божественного происхождения сознания. Ощущение потенциально свойственно всей материи, сознание возникает в ходе усложнения материальных форм. В гносеологии был сенсуалистом.

 

♦ К. А. Гельвеций.

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) – французский фило­соф-материалист, последователь сенсуализма Дж. Локка, противник агностицизма, критик идеи бессмер­тия души и существования Бога. Од­но из главных сочинений Гельвеция - «Об уме» - было запрещено. Мышление и ощущение, согласно Гельвецию, являются свойствами вечной и бесконечной материи, находящейся в постоянном движении. Основа познания - ощущение, па­мять - это ослабленное ощущение, мышление - деятельность по ком­бинированию ощущений. Гельве­ций открыто признает пристраст­ность человеческого разума. Цен­ность наших идей и поступков опре­деляется, по его мнению, их полез­ностью, привлекательностью и поучительностью. Гельвеций отрицал изначальное неравенство умствен­ных способностей людей, врожден­ность морального чувства. Осно­ванием нравственных представ­лений и Социальных качеств яв­ляется интерес. Умение сочетать интересы индивида и общества ведет к процветанию нации. Гель­веций выступал за полное унич­тожение феодальной собственно­сти, был сторонником просве­щенного абсолютизма.

 

♦ Поль Гольбах.

Поль Гольбах (1723—1789) — французский философ-материалист, просветитель, энциклопедист; не только крупнейший представитель французского Просвещения, но и систематизатор мировоззрения своих современников.

Гольбах считал, что материальный мир, природа первичны и несотворимы, бесконечны во времени и пространстве; они существуют независимо от сознания человека. Материя, с его точки зрения, — это совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, которые обладают такими свойствами, как вес, фигура, протяженность, непроницаемость, движение. Все формы движения Гольбах сводит к механическому перемещению. Материя и движение неразрывно связаны. Движение будучи атрибутом материи так же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Он отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь специфическим образом организованным формам материи.

Существуют объективные закономерности материального мира, считал французский просветитель, и в их в основе лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями.

Человек, являясь частью природы, подчинен ее законам. Свободу воли Гольбах отрицал по причине обусловленности поведения людей. Как и другие сенсуалисты, он исходил из посылки, что источником познания является ощущение; познание же вообще является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Просветительская трактовка человека | Истоки и предпосылки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.