Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские взгляды И. Фихте

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий фило­соф, Фихте своеобразно развива­ет идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке», представляющее собой основоположения для всех систе­матических наук. Только таким образом, по мнению Фихте, мож­но ответить на кантовский вопрос о «возможности синтетических суждений априори»: «наукоуче­ние должно дать форму не только себе самому, но и всем другим возможным наукам», Основные идеи «системы реального мышле­ния» изложены в главном произ­ведении Фихте «Наукоучение» (1794), а также в различных более поздних изложениях, например«О достоинстве человека» (1795) или «Ясное, как солнце, сообще­ние широкой публике о сущности новейшей философию» (1800). Началом системы или основани­ем человеческого знания является самосознание как творческая дея­тельность, направленная на са­мое себя - то, что Фихте доста­точно неясно называет «Я», «Я» не дано, а свободно порождает, утверждает себя: «Я» первона­чально полагает безусловно свое собственное бытие», - формули­ровка первого основоположения. Это дало основание Фихте утвер­ждать, что его система - «первая система свободы». Столь же без­условным по форме, однако обус­ловленным по содержанию является второе основоположение: «Я» без­условно противополагается некото­рое «не-Я», - оно гласит, что среди действий эмпирического сознания, или «Я», есть некоторое противопо­ложение. Однако, поскольку только «Я» полагается безусловно, то и противополагаться можно тоже только одному «Я». Противополож­ность «Я» - «не-Я» - возникает как предмет «Я», отличенный от са­мого «Я», обладающий противопо­ложными характеристиками. Воз­никновение «не-Я» означает одно­временно изменение деятельности «Я», она становится теоретической, поскольку через противополагание обретает предмет созерцания: дея­тельность эмпирического сознания с необходимостью принимает фор­му предмета. Причем «противопо­лагание возможно лишь при усло­вии единства сознания полагающего и противополагающего»: их сосу­ществование в одном «Я» предпола­гает взаимоограничение – «Я», оп­ределяясь через «не-Я», выступает как «интеллигенция» или теорети­ческий субъект, но при этом то, что ограничивает его в «не-Я», есть его собственный продукт («без субъекта нет объекта»); в то же время «Я», бу­дучи самоопределяющим, т. е. прак­тическим субъектом, определяется при этом через «не-Я» («без объекта нет субъекта»). Третье обусловлен­ное по форме (так как задача устанавливаемого действия задана дву­мя предшествующими положени­ями) основоположение рассмат­ривает противоположности «Я» и «не-Я» не с точки зрения их взаи­моуничтожения, а с точки зрения их соединения: «Я» противопола­гаю в «Я» делимому «Я» - дели­мое «не-Я». Следуя логике Фих­те, необходимое объединение двух понятий возможно только в таком «Я», «сознание которого не определяется ничем внешним ему, а скорее само определяет од­ним своим сознанием все». Исс­ледователи выделяют второй этап философской эволюции Фихте ­начиная с 1800 г. и относят к это­му периоду такие работы, как «Назначение человека» (1800), «Факты сознанию) (1810): абсо­лютное «Я» понимается как акту­альное бытие, как реальность в противоположность деятельно­сти конечного «Я», являющегося лишь образом бытия. Концепция общества носит прогрессистский характер: от бессознательной ра­зумности через период духовного упадка к сознательной разумно­сти. Это еще один аспект прояв­ления активизма философской концепции Фихте, который он сам выразил в известном афориз­ме: «Человек может то, что он должен».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Гегеля | Философские взгляды Ф. Шеллинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.