Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек

Человек – центральное фило­софское понятие, от интерпретации содержания которого зависит познавательная, социальная, ценност­ная ориентация любой философ­ской системы. Трудность, «неуло­вимость» определения данной ка­тегории связана с тем, что «чело­век» есть одновременно и лично­стно-ориентационная, и фило­софско-теоретическая проблема. Проблему человека как личност­но-ориентированную можно сформулировать следующим об­разом: «человек есть постоянная проблема для самого себя». Фи­лософско-теоретическое содер­жание категории «человек» тре­бует выяснения отношения чело­века к самому себе, к себе подо­бным, к обществу в целом, к при­роде, к Богу. Поскольку изучение человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира, постольку проблема чело­века оказывается центральной философской проблемой, пре­дельно сближается с предметом философии вообще. Центральное место данной проблемы в фило­софии было осознано не сразу. В древности человек рассматри­вался как часть космоса, как эле­мент мирового порядка. Разум как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с «естественным законом», то пре­вращал человека в один из много­численных модусов духовной субстанции. Только И. Кант от­крыто ставит проблему «Что та­кое человек?» в центр философ­ского исследования. По-своему развивая идеи, заложенные в хри­стианской концепции человека, Кант рассматривает его как сущест­во, принадлежащее и к миру приро­ды и к миру свободы. Соотношение двух указанных аспектов проблемы человека закрепляется во взаимо­связанной системе понятий «приро­да человека», «сущность человека». Понятие «природа человека» выра­жает ту ситуацию, в которой нахо­дится изначально каждый человек; это его «стартовые условия», проти­воречивое единство материального и духовного, природного и социаль­ного. В данном понятии отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего». Сущность человека - это результат свободного выбора из двух возмож­ностей, предоставленных индивиду его собственным существованием, его «природой». Не может быть «двух сущностей» человека как двух равноправных вариантов выбора. Сущность человека - это путь творчества, самопожертвования, свободы. Сущность человека никог­да не совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Сущность человека - это понятие из мира должного. Совпадение сущ­ности и природы человека характер­но для субстанционалистского под­хода к человеку, стремящегося най­ти неизменную основу его бытия, неизменные качества (натурализм просветителей, антропологизм Л. Фейербаха, фрейдизм, прагма­тизм). Для другой группы теорий ха­рактерен десубстанциональный, процессуальный подход к челове­ку, рассмотрение сущности чело­века в качестве регулятивного по­нятия, идеала (экзистенциализм, герменевтика, феноменология, отчасти марксистская концепция человека).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философская антропология | Смысл жизни. Личность - отдельный чело­век, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-воле­вых проявлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.