Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность политики как сложного социального явления

ТЕМА 4.

 

 

1. Определение политики.

2. Структура политики.

3. Функции политики.

Литература

 

Байчоров А.М. Введение в политологию. Минск, 1991.

Борисов Л.П. Политология. М., 1996.

Кривогуз И.М. Политология. М., 1996.

Матвеев Л.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1999

Мельников А.Л., Сословская Е.Л. Основы политологии. М., 1993.

Политология. Курс лекций под ред. М.Н.Марченко. М., 1993.

Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. М., 1995

Поскольку человек – существо общественное, постольку он может существовать, развиваться, совершенствоваться только во взаимодействии с другими, себе подобными. Продукт взаимодействия людей есть общество. Вне общества человека нет. Поэтому общество является исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей.

Вся их жизнь пронизана разнообразными, многоаспектными, разноплановыми, многосторонними связями. Это связи между нациями, социальными слоями и группами, а также внутри их. Складываются они в процессе экономической, социальной, политической, культурной и иной жизнедеятельности людей. Вот эти связи получили название общественных отношений.

Из всего многообразия общественных отношений на первый план выступают экономические, производственные отношения (базисные). Экономические отношения первичны: во-первых, не зависят от воли, сознания, желания людей; во-вторых, не зависят от других видов общественных отношений, хотя, конечно же, испытывают их воздействие, ибо экономические отношения – вид общественных отношений, а все виды общественных отношений взаимосвязаны, взаимовоздействуют.

На втором плане – политические, правовые, нравственные, религиозные и другие отношения (надстроечные). Все они вторичны: во-первых, зависят от воли, сознания и желания людей; во-вторых, зависят от базисных и ими определяются, хотя, как уже говорилось, оказывают сильное обратное воздействие на базисные – экономические отношения.

Важнейший вид надстроечных отношений – политические, ибо, порождённые экономическими отношениями, политические отношения призваны способствовать сохранению, упрочению, развитию и совершенствованию всей системы общественных отношений, в том числе и экономических.

Политические отношения весьма многообразны, многогранны, многомерны. Это всеобщее начало, ибо политика связана не только с государством, политическими партиями, движениями, но и с такими субъектами и сферами общественной жизни, как семья, школа, экономика, социальная сфера, культура, здравоохранение, международные отношения.

Короче говоря, вся жизнь людей пронизана политикой.

Политика – особая, специфическая форма общественной деятельности, а потому и место политики в системе общественных отношений особое, специфическое.

В самом общем виде политика есть отношения между нациями, социальными слоями, группами населения, государствами и соответствующая им деятельность.

Поскольку содержание политики фактически неисчерпаемо, постольку в научной литературе существует множество подходов, концепций к пониманию политики, её определению.

1. Экономический подход. Прежде всего, в марксистско-ленинской литературе. Политика – надстройка над экономическим базисом (К.Маркс). Политика концентрированное выражение экономики (В.И.Ленин).

2 Стратификационное определение политики. Политика рассматривается как борьба классов (в марксистской литературе) или как соперничество заинтересованных групп (стратов), обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов (А.Бентли).

3. Правовые дефиниции политики. Политика – порождение права, прежде всего, естественного права: права на жизнь, безопасность, свободу, лежащих в основе законов, политики и деятельности государства. Политика государства должна быть направлена в первую очередь именно на охрану естественных прав человека (Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж. Локк, И.Кант)

4. Этическая интерпретация политики. Политика есть деятельность, направленная на достижение общего блага (благо – одна из категорий этики). Через политику во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость (также одна из категорий этики) и достигается благо каждого человека, а потому политика -–высшая форма жизнедеятельности людей. Этический подход к политике ориентирует субъектов политики на соблюдение нравственных норм в политической деятельности, что особенно важно сегодня, когда политику стали называть “грязным делом”. Но ведь не политика в этом виновата. Виноваты те, кто делает политику. Во имя кого, в чьих интересах они занимаются политикой. Политика нравственна, если её субъекты пользуются ею не на собственную корысть, не ради личных амбиций, не ради блага родственников, узкого окружения, а на благо граждан страны, всего народа, государства, на благо Отечества. (Аристотель, Э. Дюркгейм).

5. Властный подход к политике. Итальянский мыслитель Н.Макиавелли ещё в начале ХУ1 в. считал политикой совокупность средств, необходимых для прихода к власти, удержания власти и полезного её использования.

6. Институциональные дефиниции политики. Политика определяется через властные институты, важнейшим из которых является государство. Политика есть, прежде всего, участие в делах государства, направленность государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства (В.И.Ленин).

7. Антропологическое понимание политики. Политика рассматривается как форма общения людей, способ существования человека, т.е. политика, заложена в самой природе человека, человек рождается с готовой идеей политики (Аристотель).

8. Конфликтно-консенсусное определение политики. Политика есть конфликт, борьба, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. Политика есть попытка осуществить правление порядка и справедливости на основе консенсуса всех слоёв и политических сил общества. Конфликты в политике всегда имеют место, но без консенсуса немыслимо существование государства, общества (М.Дюверже).

9. Деятельностное понимание политики. Политика есть процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Ценность такого подхода к политике в том, что он позволяет четко проследить все стадии реализации политики:

- определение целей политики;

- принятие решений;

- мобилизация всех ресурсов для достижения поставленных целей;

- регулирование политической деятельности;

- контроль за осуществлением этой деятельности;

- анализ полученных результатов и формулирование новых целей политики.

10. Телеологический подход к политике (от греческого teleos – цель). Политика есть деятельность по эффективному достижению коллективных целей (Т.Парсонс)

11. Системная интерпретация политики. Политика есть относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, ограниченный от остальных сфер общественной жизни и находящийся с ними в непрерывном взаимодействии (Д.Истон, Г.Алмонд) Важнейшая задача политики - интеграция общества.

Итак, политика – особая, специфическая деятельность, связанная с отношениями между государствами, нациями, социальными слоями, различными группами, центральным вопросом которой является завоевание, удержание и использование власти.

Вот почему всякий процесс, всякая деятельность приобретает политический характер, как только они хоть в какой-то мере затрагивают вопрос о власти.

Поскольку политика весьма сложное социальное явление, постольку следует говорить о её структуре.

В политологической литературе на этот счёт много мнений, подходов. Однако, прежде всего в структуре политики выделяются три момента:

1. Форма политики – её организационная структура: политические институты (государства, политические партии, общественные организации, движения); нормы, регулирующие отношения внутри самой системы. Благодаря форме политика приобретает характер устойчивости, стабильности, надёжности.

2. Содержание политики – её цели, идеалы, ценности, решаемые ею проблемы, мотивы и механизмы принятия политических решений.

3. Процесс политики – сложная, многоплановая, многосторонняя, нередко противоречивая практическая политическая деятельность самых различных субъектов: от отдельной личности до нации и государства в целом.

В структуре политики как сложного социального явления можно выделить

Следующие элементы:

1. Политическое сознание: теории, концепции, взгляды, мнения, установки, ориентации; чувства, эмоции, ощущения, менталитет.

2.Нормативные идеи: программы, избирательные платформы политических партий или кандидатов на высшие государственные должности.

3. Институты власти: государство и его учреждения (парламент, президент, правительство, правоохранительные органы); политические партии, политические движения, общественные организации и т.д.

4. Отношения властвования: господство и подчинение, политическая борьба и сотрудничество, конфликт и консенсус, соперничество и взаимопомощь и т.п.

Политика в системе общественных отношений должна быть легитимной. Только такая политика будет авторитетной и наиболее эффективной, ибо легитимными станут её цели, средства, направления, методы, принятия и осуществления решений, оформленных в соответствующих документах. Конечно, в жизни всякое может случиться, поэтому возможны и некоторые отклонения, нарушения стратегической линии. Но всё равно легитимную политику народ признаёт, поддерживает, одобряет, как это видно на примере политики президента Республики Беларусь.

Согласно М. Веберу, легитимация политики троякая.

1. Традиционалистская. Такая легитимация основана на неписаных законах традиций, нравов, обычаев, привычек, менталитета, культуры.

2. Харизматическая (от греческого charisma- милость, благодать, божий дар). Основана на признании исключительной одаренности данной личности, политического деятеля, вождя (фюрера), наделенного сверхъестественными (божественными) качествами. Подавляющее большинство населения верит ему как Богу. Примеры харизматических лидеров: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Гитлер, Сталин, Мао Цзе-дун, И. Тито, Ф.Кастро.

3. Рациональная (от латинского – rationalis- разумный). Основана на принятых в государстве законах и других юридических актах, разумных суждениях, постулатах.

В легитимной политике концентрируются важнейшие общественные проблемы, потребности, интересы нации, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Эти интересы противоречивы. Поэтому политики во имя единства общества, гражданского мира своей деятельности должны проявлять мудрость высшей степени, т.е. проводить политику как науку и как искусство.

Политика как наука требует недопустимости отрыва от реальной жизни, учета объективного положения вещей, конкретной ситуации, определенных обстоятельств, достоверной, подлинной информации.

Политика как искусство требует хорошего знания расстановки политических сил, их интересов, целей, стремлений, желаний; их слабых и сильных сторон, психологии поведения масс.

Политика как искусство основывается на мудрости принимаемых политических решений, умелом маневрировании, верном и точном психологическим расчете, гибкости политической игры, умении претворять стремления и намерения в реальные действия, умении воздерживаться от всего случайного, необдуманного, личных счетов, пристрастий и т.п.

Политические лидеры должны быть весьма осторожными и ответственными при выдвижении лозунгов (вспомним, пожалуй, самый знаменитый лозунг: Все во имя человека, все для блага человека, а что сегодня имеет этот человек?); планов и программ (Программа КПСС заканчивалась не менее знаменитым обещанием: Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, и обещалось это к началу 80-х годов. Прошло 20 лет и что же?); задач (когда Н.С.Хрущев поставил задачу: догнать и обогнать США по молоку и мясу на душу населения. Догнали?); предложений (довести зарплату учителей до среднего уровня зарплаты в промышленности. Сделали?); обещаний (первый и последний президент СССР обещал к 2000 году каждой семье отдельную квартиру или отдельный дом. Получили?).

Все это и многое другое произносилось, фиксировалось, пропагандировалось, рекламировалось. И что же мы сегодня имеем? Так может в политике лучше обходиться без красивых слов? Не превращать ее в популистскую - такую политическую деятельность, которая преследует цель обеспечить популярность в народе путем необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, заигрывания с массами.

Установив, что представляет собой политика в системе общественных отношений, мы можем четко сформулировать ее функции.

 

Ш

Функции политики следующие:

1. Поддержание, сохранение, укрепление целостности обўества.

2. Обеспечение правопорядка и организованности, дисциплинированности и ответственности всех граждан.

3. Разработка и реализация целей всего общества и его структур путем мобилизации всех ресурсов.

4. Обеспечение социальной справедливости, справедливого распределения материальных и духовных благ.

5. Предотвращение и ликвидация всевозможных конфликтов и агрессии со стороны.

6.Защита прав и свобод граждан.

7 Привлечение граждан к управлению делами общества и государства.

Есть и другие функции, ибо политика – безгранично сложный социальный феномен.

Таким образом, политика не только сложная, но и необычное социальное явление. С одной стороны, никто не может жить, существовать вне политики, с другой стороны, многие не только не занимаются политикой, но даже знать о ней ничего не хотят, тем более, если слышали, как ее называют “грязным делом”. Именно в этом необычность и противоречивость политики.

Итак, политика – сложное социальное явление, возникшее вместе с государством. Политика существовала, существует и будет существовать, пока существует общество и его важнейший институт – государство.

 

ТЕМА 5

 

Социальная среда политики

 

1. Личность как субъект социальной среды политики.

2. Общности людей как основные субъекты социальной среды политики.

3. Социальная стратификация.

 

Литература

Байчоров А.М. Введение в политологию. Минск, 1991

Борисов Л.П. Политология. М., 1996.

Кривогуз И.М. Политология. М., 1999.

Матвеев Л.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1999.

Политология. Курс лекций под ред. М.Н.Марченко. М., 1993

Пугачёв В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

 

Вся жизнь человека в той или иной мере связана с политикой. Хотел бы он этого или нет, значения не имеет. Но положение вещей именно таково: человек не существует вне политики, политика не существует вне людей. Это значит, политика имеет свою социальную среду. Благодаря ей политика развивается, изменяется, наполняется новым содержанием, обогащается, совершенствуется, оказывая обратное воздействие на свою среду. Среда порождает политику, среда же и испытывает на себе её влияние.

Социальная среда политики есть совокупность отдельных личностей и различного рода общностей людей, неразрывно связанных с политикой.

Субъекты социальной среды политики весьма различны. Они отличаются масштабностью (или отдельный человек или целая нация); степенью влияния на политические процессы, принятие политических решений (одно дело- политическая партия и совсем иное дело – общество рыболовов или клуб филателистов).

Отдельно взятую личность мы можем назвать субъектом социальной среды политики, но скорее теоретически, так как практически многие люди просто не желают заниматься политикой, сознательно избегают её, даже не участвуют в избирательных компаниях. Тем не менее, каждый человек может заниматься политикой, во-первых, потому, что, как утверждал еще Аристотель, человек-существо политическое, во-вторых, для занятия политикой никаких особых способностей, наклонностей, знаний не требуется. А поэтому даже если человек сознательно избегает политики, он все равно, в конечном счете, причастен к ней.

Человек, которому совсем безразлично, кто будет президентом страны: А.Лукашенко или В.Кебич, С.Богданкевич или С. Калякин, в конце концов, когда-нибудь да и поинтересуется: а кто же все-таки нами управляет. Но это ведь вопрос политический, свидетельство причастности к политике, хотя он и не хотел к ней “прикоснуться”.

П.

 

У каждого человека свои интересы. Но есть такие интересы, которые совпадают у многих людей. Тогда эти люди объединяются в группы, ассоциации. Возникают те или иные объединения: политические партии, общественные организации, движения, добровольные и любительские общества, профессиональные и творческие союзы. Вот эти объединения, общности людей и составляют основу социальной среды политики.

Общности людей формируются, складываются, практически действуют на основе общих целей, идеалов.

Исторически первой общностью людей была этническая (от греческого ethnos - племя, народ). Для нее характерны: общая территория, единый язык, общая культура, менталитет, единый образ жизни, свои традиции, обычаи, нравы, привычки; единство социально-экономической жизни.

Сегодня этнос обычно называют нацией. Более широкое понятие – народ, так как один народ может объединять две и больше наций. Например, белорусский народ - это не только белорусы по национальности (к статии, нация и национальность – понятия родственные, но вовсе не совпадающие), но и представители многих других национальностей, постоянно проживающие на территории Беларуси, т.е. все население нашей республики.

Однако такое мнение не бесспорно. Говорят же: татарский народ, проживающий в Беларуси.

Нация и народ – субъект и объект политики. Не существует государственной политики без учета национальных интересов. Важнейший национальный интерес- суверенитет, т.е. независимость, свобода, самостоятельность, территориальная целостность страны. Именно эти политические ценности и сплачивают народ на борьбу за их защиту вплоть до отечественных войн, чем полна Всемирная история и история Беларуси.

Обычно о времени формирования нации как крупнейшей общности людей принято считать ХУШ-Х1Х века. Но даже в ХХ1 веке в мире (Африка, Азия) сохранились многочисленные родоплеменные общности. Так, в Афганистане сегодня порядка 40 самых настоящих племен со своими вождями и шаманами. Так эти общности также являются субъектами социальной среды политики.

Субъектами социальной среды политики выступают демографические общности – половозрастные группы населения.

В политике участвуют женщины. Весьма весомым стало феминистское движение (от латинского famina - женщина). Это не только борьба женщин за равноправие с мужчинами во всех отношениях, но это и борьба женщин за участие в активной политической жизни, участие в органах государственной власти. Женщины начинают создавать свои политические партии. Есть такая партия и в Беларуси.

С точки зрения возрастного параметра следует выделить, прежде всего, молодежь и пенсионеров. В нашей Республике молодых людей от 15 до 29 лет 21%, пенсионеров – 20%.

У пенсионеров свои интересы, у молодежи, конечно же, иные. Но те и другие в большей или меньшей мере страдают от нестабильности общества, а юноши и девушки подвергаются такому негативу, как безработица.

Пенсионеры и молодежь - внушительная часть электората в любой стране, поэтому политики просто вынуждены считаться с этими группами, если они хотят удержаться у власти.

В современной социологии и политологии широко используется понятие социальная стратификация.

 

Ш

 

Страт – это определенный социальный слой населения, отличающийся от других заранее установленными параметрами (критерии, признаки).

1. Экономический. Каков экономический статус данного индивида (предприниматель или наемный рабочий).

2 Политический. Каковы престиж, знание, почести индивида, кто он – управляющий или управляемый (подчиненный).

3. Профессиональный. Деление людей на страты по профессиональному признаку.

Согласно современной западной стратификации в западном обществе выделяют 4 основных страта.

1. Высший страт. Занимает высшие эшелоны государственной власти. Будучи малочисленным, этот страт концентрирует в своих руках значительную часть национального богатства. Так, в Великобритании высший страт - 1% населения, а владеет 21% национального богатства.

2. Средний страт. Это служащие и интеллигенция. Самый многочисленный страт. В отдельных странах до 60% населения. Очень сложен по структуре. Поэтому различают 3 слоя: а) традиционный: фермеры, владельцы магазинов, небольших предприятий, особенно ремонтно-обслуживающего направления (мастерские, парикмахерские, фотографии, ателье, кафе и т.д.); б) высший слой: управленцы, менеджеры, врачи, преподаватели вузов, творческие работники; в) низший слой: торговцы, учителя, медработники, служащие.

3. Рабочий класс. Работники физического труда. Однако и здесь неоднородный состав, а потому выделяют 2 слоя: а) высший - квалифицированные рабочие; б) низший – малоквалифицированные и неквалифицированные работники.

4. Крестьянство – работники земледелия и животноводства, исключая фермеров.

Что касается социальной структуры белорусского общества, то сегодня отказались от традиционного деления его на 3 группы (страты): рабочий класс, колхозное крестьянство (2 класса), народная интеллигенция (крупный социальный слой).

Журналисты (не социологи, не экономисты, не политологи) сегодня разделили наше общество не по занятости, как это делалось раньше, а по размерам доходов на 5 групп: очень богатые, богатые, средние, бедные и очень бедные. Причем, по свидетельству некоторых наших специалистов, такого колоссального разрыва в доходах очень богатых и очень бедных не знала и не знает ни одна страна в мире, как у нас, в Беларуси.

Конечно, и раньше в нашей великой стране, в том числе и в Беларуси существовала неравенство вопреки обратным утверждениям государственной идеологии, но все же не в таких поразительных масштабах, как это имеет место сегодня на постсоветской территории, что лишний раз свидетельствует о том, как смена политики ведет к коренным изменениям жизни людей, к сожалению, далеко не всегда в лучшую сторону.

И так, социальную среду политики составляет множество самых разных субъектов, от отдельной личности до нации и народа. Отношение между ними и внутри их самих, отношение по вертикали и горизонтали и связанное с ними соответствующая деятельность и есть политика.

 

ТЕМА 6

 

Политика и власть

 

1.Определение власти.

2. Компоненты власти и её естественность.

3. Типология власти; её задачи и функции.

 

Литература

Байчоров А.М. Введение в политологию. Минск, 1991.

Борисов А.П. Политология. М., 1996.

Кривогуз И.М. Политология. М., 1999.

Матвеев А.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1999.

Мельников А.Л., Сословская Е.Л. Основы политологии. Москва, 1993.

Политология. Курс лекций. Под ред. М.Н.Марченко. М., 1993.

Пугачев В.П., Соловьев А.Н. Введение в политологию. М., 1995.

 

Главный вопрос политикі – власть. В конечном счете, люди занимаются политикой во имя власти, ради власти.

Поскольку политика и власть - понятия близкие, однопорядковые, а политика, как уже говорилось, весьма сложный, многогранный социальный феномен, постольку и власть – очень многомерное, многоаспектное явление.

В политической литературе выделяют, прежде всего, 2 аспекта власти: субстанциональный и реляционный (от лат. Relativus - относительный).

Субстанциональный момент власти - это материя власти. Власть завоевывается, власть передается по наследству. Человек обладает властью. Значит, что –то есть, чем -то владеют, а именно возможностью диктовать другим свою волю: приказывать, контролировать, наказывать, проверять, убеждать, поощрять.

Обладание возможностью требовать от других выполнения своих обязанностей – это еще не власть, а если и власть, то весьма небольшая – власть порядка (конечно же, такая власть обществу даже очень нужна).

Власть там и тогда, где и когда можно менять порядок. Это уже большая власть.

Таким образом, власть – не просто наличие полномочий, а возможность менять порядок, распоряжаться другими людьми.

Реляционный аспект власти означает, что власть есть отношение между двумя субъектами: один диктует волю другому.

Вся жизнь людей пронизана этими властными отношениями. Они существуют везде, всегда и постоянно. Это отношения между начальниками и подчиненными.

Два аспекта власти взаимосвязаны, едины. Их разделить можно только в абстракции.

Власть проявляется через влияние, насилие, господство. Один человек влияет на другого с определенной целью и благодаря определенным санкциям. А это значит: не сделал, не выполнил, – будешь наказан. Такое влияние подкрепляется принуждением, насилием. Однако последнее не обязательно.

Власть есть всегда и везде.

Человек может вообще не знать о существовании власти, но это не значит, что ее не было или нет в данный момент. В обществе такого не бывает, ибо власть - это своеобразный способ существования человека.

Власть требует знаний. Знания дают человеку власть, особенно в демократическом обществе. По аналогии: знания – сила можно сказать: знания – власть.

Власть - реализация намеченных политическим субъектом определенных целей, с которыми далеко не все согласны. Поэтому власть всегда принудительна, ибо она направлена на подчинение воле одних (или даже одного) многих других людей, вплоть до всего общества, всего народа. Однако не верна сущность власти сводить к принуждению, насилию, тем более подавлению.

Что бы все сферы общественной жизни нормально функционировали, непрерывно развивались, совершенствовались, объективно необходима координация действий участников этих сфер, что выражается в организации и управлении. Именно организация и управление и есть важнейшее проявление власти. Это суть власти. Так что главное во власти не насилие и подавление, а организация и управление, без чего не может существовать ни одно общество на любом уровне, этапе его развития, иначе полнейший развал, анархия, хаос, а это – гибель для государства, общества

Поскольку с властью ассоциируется чаще всего все-таки принуждение, подавление, ограничение воли других людей, постольку отношение к власти тех, кто её лишен, негативное, как к чему-то чуждому, как к какому- то злу, которое надо терпеть, ибо без власти общество существовать не может.

Англичанин Эктон как-то сказал: всякая власть – зло, абсолютная власть – зло абсолютное. Но только благодаря этому злу, т.е. власти, в обществе может быть обеспечены надлежащий порядок, стабильность, целостность, единство, исполнение норм и правил поведения.

Поддержание целостности общества достигается путем координации и согласования интересов различных социальных групп, что ведет к установлению в обществе более или менее стабильного, устойчивого порядка, дисциплины, организованности. Что бы всего этого достигнуть, требуются специальные органы, которые и осуществляют в необходимом объеме власть, властные функции.

Итак, власть есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющие воздействия на деятельность, поведение людей через такие средства, как авторитет, право, насилие.

В политической литературе имеется множество определений власти как важнейшей политологической категории. Эти определения систематизированы, и можно выделить следующие направления:

1.Телеологические дефиниции. Власть есть способность и возможность достижения поставленных целей (Б.Рассел).

2. Бихевиористский подход. Власть есть особый тип поведения, при котором один – командует, другой – подчиняется (Г.Лассуэлл).

3. Психологическая интерпретация власти. Важнейшая разновидность её – психоанализ, классиком которого является З.Фрейд: власть и особенно обладание ею есть субъективная компенсация физической или духовной неполноценности.

4. Системное определение. Власть есть порождение системы. Это способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей (К.Дойч).

5. Структурно-функциональное направление. Власть есть способ самоорганизации общности людей, основанный на целесообразности разделению функций управления и исполнения (Д.Истон, Г.Алмонд).

 

П.

Компоненты власти следующие:

1. Субъект - непосредственный носитель, агент, активное, направляющее начало власти

Субъектами власти могут быть отдельные личности, трудовые коллективы, группы населения, социальные слои, нация, народ, государство и международные структуры (ООН, ЕСХ, СЕ).

Чтобы отдельному человеку быть субъектом власти, ему необходимо обладать определенными качествами, среди множества которых особо следует выделить такие, как интеллект, воля, организаторские способности, решительность, принципиальность, ответственность. Если кто - то не желает или не может брать на себя ответственность, то ему нельзя становиться субъектом власти, тем более высших эшелонов (президент, премьер, министр и т.д.).

Субъект власти должен быть компетентен в тех делах, к которым ему придется иметь постоянное отношение; знать настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы власти.

2 Объект власти. Власть всегда направлена на другого. Этот другой и есть объект власти.

Власть невозможна без подчинения субъекту. Если такой связи нет, то нет и власти. А без власти общество существовать не может. Тогда дилемма: либо восстановление власти в полном объеме, либо анархия, хаос, а это – пропасть, катастрофа, гибель для общества.

Абсолютное большинство людей во всем мире добровольно повинуются, подчиняются. Почему?

1. Такова психология людей, понимание необходимости подчиняться другим, ибо без этого невозможна общественная жизнь.

2. Характер предъявляемых к человеку требований соответствует его установкам, ориентациям.

3. Воздействие на человека конкретных обстоятельств и тех средств, которыми пользуется субъект власти.

4. Авторитет субъекта власти (руководителя, начальника). Отсюда и распространенное выражение: только ради вас сделаю.

5. Степень политической культуры исполнителя, привычка подчиняться.

6. Страх перед наказанием.

7. Нежелание брать на себя ответственность: лучше быть подчиненным, исполнителем, только что бы не отвечать.

8. Заинтересованность в исполнении приказов, распоряжений, указаний субъектов власти (поощрение, продвижение по служебной лестнице и т.д.).

Деление компонентов власти на субъект и объект относительно, условно, ибо одно и то же лицо, в одно и то же время, но в разных отношениях выступает и субъектом власти и объектом власти.

Власть естественна. Ее никто не придумал. Она возникла не по воле, какого то гения.

Следующими моментами объясняется естественность власти.

1. Власть возникает как потребность общества в саморегуляции, в сохранении своей целостности и стабильности.

2 Преемственность. Власть, однажды возникнув как естественная необходимость человека, уже никогда больше не исчезает. Она передается от одного субъекта к другому. Конечно, видоизменяется, радикально преобразуется, но постоянно сохраняется.

3. Динамичность. Характер, тип, форма, содержание власти подвижны, изменчиво по мере развития мировой цивилизации и цивилизации в конкретном обществе (стране).

4. Конкретно историческая естественность власти. Имеется в виду учет конкретных условий развития данного общества, определенный уровень его цивилизации, национальные традиции, обычаи, нравы, привычки, менталитет народа, что, в конечном счете, сказывается на естественности власти.

5. Сочетание рационального и иррационального начал. Рациональность власти в том, что на основе разумных законов, установлений достигается единство, целостность, стабильность общества, не допускаются всякие социальные эксцессы.

Иррациональность власти в том, что она испытывает на себе чувства, эмоции, ощущения, переживания, настроения, что вполне естественно.

Ш

Поскольку власть явление многомерное, разностороннее, постольку и типология власти весьма сложна. Остановимся лишь на некоторых моментах.

1. По субъектам власть различают личную, групповую, государственную, политическую.

2. По методам осуществления власть представляется как господство, подавления, насилие, принуждение, убеждение, подчинение, послушание.

3. По объему власть бывает: единоличная, элитарная, коллегиальная, демократическая.

4. По режиму правления власть делится на тоталитарную, авторитарную, либеральную, демократическую.

5. По сферам функционирования: экономическая, социальная, культурно-информационная, принудительная.

Особо скажем о государственной власти как власти политической. Ее особенности таковы:

1. Легальное использование силы в пределах всего государства, для чего оно располагает сетью карательных органов.

2. Верховенство, обязательность решений на всей территории страны, для всех граждан.

3. Публичность - всеобщность и безличность, что означает обращение от имени всего народа ко всем гражданам.

4. Наличие единого центра для принятия решений и контроля за их исполнением.

5. Многообразие ресурсов власти – тех средств, использование которых обеспечивает успешное функционирование власти.

Власть как организационное и регулятивно- контрольное средство общественной жизни проявляется, реализуется в различных формах: законах, декретах, указах, постановлениях, распоряжениях, приказах, указаниях, просьбах, предписаниях и т.д. Через эти формы осуществляются планы, замыслы, перспективы, намерения субъектов власти.

Задачи и функции власти.

1. Осуществление руководством обществом и государством.

2. Формирование политической системы и политических отношений.

3. Организация всей политической жизни общества.

4. Управление всеми сферами общественной жизни.

5. Предотвращение и разрешение любых конфликтов.

6. Достижение консенсуса между противостоящими политическими силами.

7. Поддержание общественного порядка и стабильности общества.

8. Контроль за деятельностью всех институтов государственной власти.

9. Создание, поддержание и сохранение типа правления и государственного строя, политического режима.

10.Гарантия прав и свобод граждан, социальная защита их интересов.

 

Технология осуществления власти.

1. Представление политических интересов. Граждане заявляют властям о своих политических запросах, чаяниях, потребностях. Все это изучается, соизмеряется с реальностью, обобщается.

2. Принятие решения. Все обобщено, взвешено, отобрано; рассмотрены альтернативные варианты решения. Принимается окончательное решение.

3. Реализация решения. Расписывается: кому, что, где, когда, в какие сроки, какими средствами исполнить.

4. Контроль за ходом исполнения решения.

Итак, власть и политика неразрывно связаны между собой. Власть - средство осуществления политики. Политика приводит к власти. Борьба за власть, ее удержание и использование и есть политика.

 

ТЕМА 7.

Теории демократии.

 

1. Афинская демократия как эталон древней демократии.

2. Либеральная демократия нового времени.

3. Плюралистическая демократия.

 

Литература.

Байчоров А.М. Введение в политологию. Минск, 1991.

Борисов Л.П. Политология. М., 1996.

Кривогуз И.М. Политология. М., 1996.

Матвеев Л.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

Политология. Курс лекций. Под ред. М.Н.Марченко. М., 1993.

Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992.

 

Демократия (от греческого demоkratia – власть народа, народовластие) – такой политический строй, в котором практически осуществляются формы народовластия, закрепленного в законах свободы и равноправия граждан.

Демократия признает власть большинства, верховенство закона, выборность основных органов государственной власти.

Смысл демократии: правление народа, избранное народом и для народа.

Современная демократия обязана либерализму (от латинского liberalis - свободный). Истоки либерализма восходят к эпохе буржуазных революций ХУП – ХУШ вв. Однако, популярен либерализм стал в первой половине Х1Х века, когда в ряде стран (Франция, Великобритания, Италия и др.) появились политические партии либералов. Они потребовали конституционного правления, основанного на разделении властей на три ветви, обеспечении политических прав граждан.

Родиной либерализма является Великобритания. Началом мучительно медленной либерализации общественной жизни в Англии послужило принятие ещё в 1215г. Великой Хартии Вольностей, а спустя более 450 лет английский парламент в 1689г. принял “Билль о правах”.

Конечно, Хартия и Билль – не Конституция. Они не свидетельствуют о демократии. Ведь согласно Хартии вольности представлялись не народу, а аристократии за счет ограничения власти короля. Но важно то, что в Хартии и Билле провозглашалось право граждан на личную свободу и безопасность. Вот что записано в Хартии: Ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственности, унижен, изгнан, наказан каким-либо другим способом, иначе как по закону.

Идеи либерализма впервые в более завершенной форме разработали английский философ Дж. Локк (ХУПв.) и французский мыслитель Ш. Монтескье (ХУШв.) Однако эти идеи о правах и свободах выдвигались не относительно всего населения, а лишь относительно собственников, аристократии, чтобы оградить их от произвола со стороны короля, монарха, способствовать частнопредпринимательской деятельности.

Итак, демократия - такое устройство общества, в котором высшими ценностями являются свобода, равенство, права человека, суверенитет народа. Демократия - тот идеал общественной жизни, к которому должны стремиться, добиваться, реализовывать. Именно в таком понимании история демократии начинается с античной.

Первым, кто стал говорить о демократии, был древний грек Геродот (5 век до н. э.). Демократия – государство, построенное на равенстве. Должности занимались по жребию. Должностные лица должны были отчитываться о своей деятельности, особенно финансовой.

Афинская демократия – эталон древней демократии. Афины имели особый духовный фон (основу) для появления именно демократии.

1. Для древних греков особое значение имело слово: споры, дискуссии, диалоги, риторика, сила убеждения оратора.

2.Открытость, публичность общественной жизни: коллективное принятие решений, распространение знаний, публичное времяпровождение.

3. Проникновение в сознание древних греков идея равенства и свободы. Древние греки были убеждены: всякое добровольное сообщество возможно, если его участники равны.

Расцвет демократии в Афинах приходится на 5-4 века до н.э.

Принципы афинской демократии:

1. Свобода слова. Любой гражданин (не рабы) мог выступить, внести предложения, поставить вопрос.

2. Равенство в занятии должностей. Раз все должны управлять, то вопрос решается по жребию. Однако полководцев, стратегов выбирали, назначали по опыту и знаниям, а не дилетантов, которые могли бы погубить и армию и народ.

3. Равенство перед законом.

Главная черта афинской демократии - предоставление максимальных возможностей для граждан участвовать в управлении обществом и государством.

Недостатки афинской демократии:

1. Это была мужская демократия. Все женщины не имели права голоса.

2. Ограниченный характер афинской демократии. Она распространялась на 15-20 тысяч граждан, так как пространственные возможности не позволяли большему числу придти на собрание, да и оратора не услышат все.

3. Нет конкретных исполнителей. Минимум ответственности. Это безответственная демократия.

4. Политическое устройство общественной жизни отличалось не профессионализмом. Это была демократия дилетантов.

Следует сказать и о древнеримской демократии. Она представляла собой попытку создать прообраз разделения власти. В куриях (провинциях) пытались утвердить власть народа в виде народного собрания.

Сенат как выборный орган из патрициев (от лат. patricii – pater - отец) выдвигал двух равноправных консулов. Каждый из них обладал правом вета. Сенат назначал еще цензора, который осуществлял функции контроля.

Известный древнеримский государственный деятель Цецерон (106-43 до н.э.) считал наилучшей формой правления государством смешанную, которая соединяла бы элементы монархии (царская власть), аристократии (власть оптиматов – от лат. Optimates - наилучшие) и демократии (власть народа). Это позволяло, по Цецерону, избежать произвола одного (монарха) и предотвратить тиранию большинства (демократии).

Таким образом, древнегреческая и древнеримская демократии заложили тот фундамент, на котором стали создаваться теории демократии нового времени.

 

П.

 

Как уже было сказано, начало современному пониманию демократии положили Дж. Локк и Ш. Монтескье. Монтескье впервые сформулировал принцип разделения властей на три ветви.

Его соотечественник Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778) выдвинул идею о неправомерности власти, которая действует против воли и интересов народа. Идеалом французского просветителя было государство, обеспечивающее равенство и свободу граждан, установление суверенитета народа. Народ должен принимать участие в принятии политических решений; на основе общей воли сообща принимает идею общего блага, определяет пути его достижения.

Теория демократии Руссо строится на двух постулатах:

1. Народ состоит из разумных и мыслящих лиц.

2. Существует некое общее благо, путь к счастью для всех.

То общество демократическое, в котором все люди вовлечены в демократический процесс, совместно принимают решения, находят оптимальный путь для достижения общего блага.

Итак, по Руссо, власть должна принадлежать народу.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной заботы: государство заботится о гражданах, граждане заботятся о благе государства.

Руссо выступал за ограничение частной собственности, выравнивание ее размеров.

Народ, будучи единым, цельным, неделимым, не имеет большинства и меньшинства, а потому и не существует права и свободы меньшинств. Власть народа не знает ограничений. Но если кто-то отказывается подчиниться общей воле, то он должен быть принужден к этому; его силой заставят быть свободным, ибо государство делает все во имя свободы народа, а этот некто и есть частица неделимого народа. Воля же народа выражается непосредственно на собраниях.

Французские просветители рассматривали три формы государственного правления: монархия, республика, демократия. Если в республике властвует народ, это и есть демократия – демократическая республика. Если властвуют аристократия – аристократическая республика.

Демократическая республика основана на любви граждан к закону и Отечеству, а так же на готовности жертвовать своими интересами во имя общих интересов.

Гражданин живет в сообществе и для сообщества. В таком государстве можно делать все, что дозволено законом.

Как бы ни казались привлекательными мысли французских просветителей о демократии, они несут в себе противоречия и слабость. Ведь люди очень разные, со своими понятиями о добре и зле, а потому придти к единому, общему пониманию блага объективно невозможно, хотя, конечно же, есть такие общие блага (прочный мир, дружба народов, солидарность, стабильность общества, гражданский мир, взаимоуважение, взаимопомощь и т.д.). Но самое худшее то, что люди в своем большинстве равнодушны к тем процессам, которые непосредственно не связаны с их жизнью. Люди уклоняются от политических процессов.

Итак, либеральная демократия характеризуется следующими моментами:

1. Под народом как носителем власти понималось не все население, а, прежде всего собственники, причем, мужская часть, женщины вообще лишались избирательного права.

2. Индивидуалистичность – признание личности первичным и главным источником власти.

3. Формальный характер демократии. Ограниченное понимание свободы. Свобода не как возможность каждого активно участвовать в политической жизни общества, а как пассивное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства.

4. Ограничение компетенции и сферы деятельности государства такими направлениями:

- охрана общественного порядка;

- невмешательство в дела гражданского общества;

- гарантия безопасности и прав человека;

- обеспечение защиты Отечества.

5. Разделение власти на три ветви. Эффективный контроль в целях предотвращения злоупотреблений властью.

6. Ограничение власти большинства над меньшинством. Меньшинство обязано подчиняться большинству, но лишь в строго определенных позициях.

Таким образом, демократия - крупный шаг вперед в развитии общества, мировой цивилизации.

Первым серьезным критиком либеральной демократии был Дж. Шумпетер. Он показал опасность манипуляции мнением широких масс со стороны опытных политиков-профессионалов. Опасность в том, что может быть сформулирована общая воля, которая на самом деле вовсе не есть общая воля, а результат пораждения тех политиков, которые заинтересованы в этой так называемой “общей воле”. Стало быть, эта общая воля не формируется, а производится заинтересованными политиками определенными методами и средствами. Поэтому демократия вовсе не есть власть народа. Народ лишь избирает определенный промежуточный институт, который формирует исполнительскую власть. В дальнейшем народ фактически устранен от политической власти. Значит, идет борьба за власть между определенными группами или даже личностями, а народ только отдает свои голоса в этой конкурентной борьбе тому или иному кандидату. Выходит, за власть борются лишь группы или личности, а народ только голосует. Стало быть, политический процесс индивидуализируется, а не демократизируется.

Шумпетер определил следующие условия нормального функционирования демократии:

1. Наличие групп достаточно квалифицированных представителей, которых можно избирать на важные государственные должности.

2. Государственные органы должны принимать решения, понятные и приемлемые народу и относительно которых народ может высказать свое мнение, отношение к ним.

3. Должна быть хорошо организованная и квалифицированная бюрократия с чувством ответственности и которая, дорожит честью мундира.

4. Обеспечить демократический самоконтроль для пользы общего дела. Осуществляться этот контроль должен сознательно и добровольно на основе понимания общих ценностей и национальных интересов.

 

Ш

Новый этап в развитии идей демократии – конец ХУШ-Х1Х века. В это время рушились монархии. Возникали республики. Демократия становится не только идеей для размышления, теоретизирования, но и потребностью политической жизни.

В 1787г. принята Конституция США. В ней законодательно закреплены три ветви власти, что свидетельствует о демократизации американского общества.

Из современных теорий демократии распространение получила плюралистическая. Один из её авторов - крупный американский политолог Р.Даль.

Эта теория отказалась от идеи прямого участия народа в политическом процессе и тем самым похоронила принцип классической теории демократии – формирование общей воли и общего блага. Не народ, а группа является главным субъектом политической власти.

В прежних теориях демократии индивид рассматривался как главное действующее лицо. Теперь он просто участник голосования. Не существует личности без группы. Только в группе формируется личность благодаря внутригрупповым и межгрупповым отношениям. Вне этих отношений и нет личности. Следовательно, именно группа и есть носитель демократической власти.

Концепцию группового участия в политике стал разрабатывать А. Бентли.

Групп множество. Один и тот же индивид одновременно может входить в несколько групп: социальную, демографическую, профессиональную, культурную, этническую, семейную, спортивную, религиозную и т.д.

Каждая группа участвует в политике, потому что имеет свои собственные интересы и пытается их реализовать. Народ же не может выступать главным субъектом политической власти, потому что он весьма сложное и внутренне противоречивое образование, включающее разные соперничающие группы в борьбе за власть. Более сильные группы через государственные органы добиваются решений именно в своих интересах. Слабейшим приходится уступать.

По Бентли, назначение демократии – стимулировать плюрализм в обществе, дать возможность всем гражданам объединяться в различные ассоциации (партии, союзы, общества, движения); открыто выражать свои интересы, находить компромиссы и консенсусы между противостоящими группами, не допуская конфликтов.

Плюралистическая демократия характеризуется диффузностью власти – её рассеиванием: президент – администрация президента – конгресс – сенат – правительство – федеральный суд. Далее власть рассеивается от центра к провинциям.

Таким образом, демократия есть форма правления, позволяющая социальным группам свободно выражать и отстаивать свои цели и интересы путём компромиссов и консенсусов.

Характерные моменты плюралистической демократии:

1. Социальные группы – основные субъекты политической системы общества, обеспечивающие и реализующие интересы, права и свободы личности.

2. Компромисс и консенсус, – главные средства во взаимоотношениях между конкурирующими группами в борьбе за власть.

3. Конкуренция и баланс групповых интересов – социальная основа демократической власти.

4. Групповые интересы выступают генераторами политики.

5. Государство – институт, отвечающий за нормальное функционирование всех звеньев политической системы общества и обеспечивающий социальную справедливость, общественный порядок, права и свободы граждан, достойные условия жизни каждого человека.

6. Государство – главный арбитр (судья и адвокат), гарантирующий соблюдение законов и правил игры в борьбе за власть.

7. Диффузия власти.

Плюралистическая демократия сегодня существует в большинстве цивилизационных стран мира.

Конечно, и сегодня далеко не все граждане политически активные, входят в те или иные группы, партии, союзы. В Западных странах только 1/3 взрослого населения входят в какие-то объединения. Остальные – пассивные.

Социальное равенство и социальная справедливость в самых демократических западных странах – лишь идеал, мечта, далеки от реальности. Тем не менее, во многих странах мира низшие слои населения добились достаточно обеспеченного уровня жизни и социальной защиты своих интересов.

В одиннадцатой теме мы вернемся к характеристике демократического режима.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления Западной политологии | Функции государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.301 сек.