Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие политической мысли в Европе и России (основные этапы)

Ранняя политическая мысль развивается в рамках философии; и первый ее этап в Европе – греческая античность, где особое значение имеют идеи великого триумвирата: Сократа, Платона и Аристотеля. Их объединяет неприятие демократии, представляющей собой «господство худшего большинства над лучшим меньшинством». И наилучшим образом правления они считали аристократию: доминирование «лучшего меньшинства». Убедительным аргументом против демократии явилась смерть «умнейшего из греков» Сократа, приговоренного самым демократичным афинским судом.

Платон называет свой философский труд «Государство» – это важнейшая тема политологии. Государство должно соответствовать структуре человеческой души. Ее низшая часть – вожделеющая, представлена в государстве людьми физического труда; средняя – аффективная, чувствующая – воинами, важнейший из аффектов – любовь к Родине; третья – разумная – философами, призванными управлять государством. Платон считал, что мощь «полиса» (города-государства) ослаблена тем, что в нем существует постоянная борьба двух классов – богатых и бедных.

И в этом пункте с ним полемизирует самый энциклопедичный из древних мыслителей Аристотель («Платон мне друг, но истина дороже»). Философ утверждает, что в полисе три класса граждан: «богатые, из которых получаются наглецы и крупные мерзавцы. Бедные, из которых получаются подлецы и мелкие мерзавцы. Настоящие граждане полиса – средний слой, ибо средний достаток порождает в людях умеренность». Высказанная две с лишним тысячи лет назад мысль греческого философа вполне актуальна. Подумайте над вопросом: «Есть ли в современной России средний класс? Если нет, то, что помешало ему сформироваться?» Размышляя, опирайтесь на понятие «социальная структура общества». Существует 2 основных типа социальных структур:

 

I. Δ-пирамидальная   II. ◊-ромбовидная

Нетрудно понять, какая из них соответствует среднему классу.

Наконец, Аристотель определял саму сущность человека через политику: человек – животное политическое.

Средневековая политическая мысль (IV-XIVвв.) находилась под безраздельным влиянием религии, истиной в последней инстанции для нее было Священное Писание – Библия. Особое значение имели две кардинальные идеи: «Нет власти, которая не от Бога» и «Богу – Богово, Кесарю – кесарево». Подумайте, как можно прокомментировать первую мысль, если иметь в виду отвратительную власть тирана, деспота, власть криминального авторитета, «дедовщину» в армии; какой принцип устройства власти в демократическом обществе предвосхищает Библия во втором высказывании?

Политическая мысль в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) характеризуется духовной революцией в сознании образованной части европейского общества: вертикальная иерархия устройства жизни, на вершине которой находился Бог, сменилась горизонтальной, где в центре встал человек; религия Богочеловека сменилась религией человекобога.

 


Бог

Король

Дворянин

Купец

Крестьянин

ЧЕЛОВЕК_______

В европейском сознании были отменены запреты (табу), налагаемые религией; человек мог развиваться без ограничений, «во все стороны» добра и зла, исчезло понятие греха. Новое умонастроение – гуманизм («все в человеке, все для человека! Человек это звучит гордо!») было тесно сопряжено со смертным грехом в христианстве – гордыней, породившей самые острые глобальные проблемы развития человечества, угрожающие самому его существованию (сравните, credo Ф.М. Достоевского: «Смирись, о, гордый человек. Поработай на ниве народной!»). Глобальные проблемы не привнесены извне, они порождение человека, поставившего себя в центр мироздания.

Центральное место в политическом сознании эпохи Возрождения занимает итальянский мыслитель Н. Макиавелли В своем трактате «Государь» мыслитель утверждает, что цель правителя завоевать, удержать, использовать власть, опираясь на силу и выгоду, пользуясь правилом «цель оправдывает средства».

В новое время (17-18 вв.) центральное место занимает договóрная теория происхождения государства (т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье). Возникновение государства спасло человечество от взаимного уничтожения.

Французский мыслитель Ш. Монтескье, крупнейший представитель географического детерминизма, является одним из основоположников геополитики – науки о взаимодействии политических и природных факторов. Значение этой политической науки все более возрастает в связи с обострением борьбы за природные ресурсы. Геополитический прогноз на XXI в.: «Политика будет определяться борьбой за природные ресурсы, и в центре этой борьбы оказалась Россия».

Таким образом, развитие европейской политической мысли подготовило к середине XIX в. появление политологии. В 1857 г. в Колумбийском колледже в США открывается первая кафедра истории политических учений и начинается подготовка профессиональных политологов. Подумайте, почему политология возникла именно в США? Вспомните, как возникла эта очень успешная страна и кто такие «янки»?

В 1948 г. по рекомендации ООН политология была включена в учебные программы вузов во всех развитых странах мира, кроме стран социализма.

Почему политология не преподавалась в СССР?

В российской политической мысли процесс возникновения древнерусского государства – Киевская Русь – попыталась осмыслить, так называемая, норманнская теория. Она опиралась на древнерусскую летопись «Повесть временных лет. Откуда есть и пошла русская земля, и кто в Киеве стал княжети». В качестве главного аргумента использовался известный фрагмент летописи о призвании варягов – норманнов Рюриковичей: «… земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и будете нами княжити». Теория разрабатывалась немецкими учеными, по контракту работавшими в российской Академии наук и выполняла определенный политический заказ. Она пыталась доказать, что славяне не в состоянии управлять собой, им в этом отношении надо помогать. Подумайте, есть ли в норманизме рациональное зерно?

Норманнская теория не выдерживает исторической критики. Во-первых, призванные на Русь норманны находились на гораздо более низкой ступени экономического, социального, культурного развития. Единственно в чем они превосходили древних русичей – в воинском искусстве. Процесс возникновения государства исключительно сложен, охватывает все стороны жизни и не может осуществляться без активного участия народа. Во-вторых, в древние времена, когда внутриплеменные конфликты были типичны, приглашение представителей других этносов для выхода из междоусобицы было частым явлением. Например, коренной этнос Англии, бриты, призвали представителей немецких племен – англосаксов.

В период феодальной раздробленности (XII – XIII вв.) в русской политической мысли борются две идеи: разъединительная, санкционирующая раздробленность («каждый да держит отчину свою» – съезд князей в Любече в 1097 г.) и объединительная, проходящая через всю древнерусскую литературу («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли русской», «Задонщина»).

В период складывания централизованного государства вокруг Москвы объединительная идея в форме неограниченной княжеско-царской власти начинает побеждать. Особенно талантливо она представлена в переписке Ивана Грозного с его политическим оппонентом князем Андреем Курбским: «Царство без грозы как конь без узды. Аз есмь зверь, но над зверьми и царствую», – пишет грозный царь.

В новое время (XIX в.) русская интеллигенция раскололась на два лагеря: «западников» и «славянофилов», споривших о путях развития России. Спор продолжается по сей день. Кстати, как Вы думаете, кто преобладает в современной политической власти в России?

В царствование Александра II осуществлялись глубокие демократические реформы, активно развивалась политическая мысль. В России начала действовать самая прогрессивная форма судопроизводства - суды присяжных заседателей. Процесс демократизации был прерван убийством царя-освободителя революционерами.

В начале XX в., в предреволюционный период, последним царем российскому обществу были предоставлены значительные политические свободы, возник парламент (Государственная Дума), сформировалась система политических партий. Тогда же в России появилась группа выдающихся политических мыслителей (И. Ильин, Н. Бердяев, Г. Федоров; евразийцы: Н. Трубецкой, П. Савицкий, позже – Л. Гумилев). Однако, очередная политическая «оттепель» была прервана приходом к власти большевиков, направивших страну на путь тоталитарного развития.

Современный период демократизации – «перестройка» характеризуется крайне противоречивыми, болезненными реформами, появлением политологии как науки и учебной дисциплины, формированием кадров российских политологов.

 

Предмет политологии, цель и задачи науки.

Политология – наука о политике и ее ядре – власти. Цель политологии – совершенствование системы управления обществом на макро-уровне. Для достижения данной цели политология решает следующие задачи:

- трансформация политического сознания с обыденного уровня на научно-теоретический (иными словами, политологический);

- качественное повышение политической культуры народа для превращения его из объекта политики, т.е. толпы, слепо идущей за лидером, в субъект политики, т.е. ее сознательных активных участников;

- формирование личности в ее наиболее важном и сложном компоненте – овладение управленческими знаниями и навыками;

- прогнозирование развития общества является особенно сложной, своего рода сверхзадачей.

Мы приводили пример геополитического прогноза на XXI в. Существует прогноз о близкой смене мирового лидера к 20-30 гг. XXI в. в лице Китая. Прогнозируется к этому времени 3-я мировая война в результате столкновения Запада с мусульманским миром. Наконец, существует и особенно тревожный глобальный прогноз о гибели человечества в ближайшем будущем. Речь идет о научных прогнозах, просчитанных с помощью математических методов. И все это не значит, что научный прогноз фатально неизбежен. Прогноз представляет собой экстраполяцию существующих тенденций развития человечества. Он – предупреждение, сигнал о том, что дальше так жить нельзя, сохраняя существующие тенденции. Например, нельзя стихийно, бесконтрольно наращивать потребление; развитие цивилизации в ущерб культуре неизбежно приведет к необратимому разрушению природы, а вместе с ней – к гибели человечества. Следовательно, необходимо изменить основной вектор развития человечества: от цивилизации потребления перейти к цивилизации культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На рубеже XX – XXI вв | Политика как социальное явление, особенности российской политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.