Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие динамического стереотипа и установки разграничение понятий «знание», «умение», «навыки»

Интерпритация и экстериоризация как психологические факторы развития личности.

Явления окружающей действительности имеют качество обнаруживать определенные закономерные связи. Человек познает эти закономерности и получает возможность использовать их. В ходе их познания человек начинает заменять предметные действия идеальными или психическими манипуляциями. Процесс перехода от внешнего действия к внутреннему – интериоризация, благодаря которой человек приобретает способность оперировать образами и предметами, которые в равное время отсутствуют в поле зрения.

П. Жане – ему принадлежит завершение идеи И.Ж. Пиаже: «размышления человека- это внутренний спор речи человека становиться мышлением».

Сеченов: «понимание голоса совести»

Во время интериоризации происходит не только количественные изменения, но и качественные, что связано с -------- переходом является словесный знак (слово). В деятельности человека неразрывно связаны внешние и внутренние стороны. Внешнюю деятельность можно рассматривать как экстериоризацию (переход от внутренней деятельности ко внешней).

Интериоризация объясняет как человек начиная с рождения в процессе развития овладевает различными видами деятельности, который воплощается в общественный опыт и в последствии формируется как личность.

Благодаря экстериоризации человек получает возможность реализовать на практике усвоенные ранее и в процессе интериоризации полученный опыт, верить в его эффективность и совершенствовать старое, изучать перспективу нового.

Интериоризация и экстериоризация – важные психологические факторы развития личности.

 

 

Приступая к новой деятельности человек не располагает информацией, действиями составляющими этот вид деятельности, и способами правильного вида использования его в конкретных условиях.

На восполнение этого пробела направлены научение - процесс усвоения опыта, обусловленный природными механизмами, и учение – процесс освоения ------, через цель освоить опыт. В результате процесса учения и научения человек овладевает знаниями - это результат усвоения информации о значимых свойствах, необходимых для успешной организации тех или иных видов идеальной или практической деятельности.

Одних знаний для деятельности недостаточно, в начале определенной деятельности человек вынужден контролировать определенные элементы действий в процессе повторения человек может их выполнять как единый целенаправленный акт, при этом не ставя цель сознательно подбирать способы выполнения действия, и следовательно, происходит автоматизация действия.

Образующееся в результате многократных повторений автоматически выполняемые элементы сознательной деятельности- навыки.

Навык – это сложившийся в результате многократных повторений и реализуемой на автоматическом бессознательном уровне результат освоения операций, из которых состоят определенные виды деятельности.

Речь идет о бессознательной регуляции движениями, а не деятельности. В результате повторного решения некоторые задачи человек получает возможность исключать ряд актов. Человек может направлять деятельность на решение боле сложных задач. Это механизмы природы.

В основе любого навыка лежит выработка им ---- и условно-рефлекторной связи. В результате образования нервного пути его закрепления при повторении в мозговых структурах определенная механизация процессов возбуждения и образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от одной связи к другой. Данная система условно-рефлекторной связи носит название динамический стереотип - это система условно-рефлекторной связи, обеспечивающая поиск оптимального режима движений и его соответствия поставленной задаче в сходных условиях.

Динамический стереотип- физиологическая база, образующего навыка. Навык- физическая проекция образования на физиологическом уровне изменений в результате повторения действий. Умение – это экстериоризация воплощения знания, навыков в реальных действиях.

Взаимодействуя с новыми объектами, человек использует знания и навыки, которые у него имеются и способность правильно выбирать и использовать имеющиеся знания и навыки в конкретных условиях осуществления деятельности можно рассматривать как умения. Более строго, умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Навык - способность совершать автоматические действия, без специального контроля, а привычка – это потребность совершать те или иные действия автоматически. Привычка побуждает человека поступать определенным образом.

Установка – это определенное внутреннее неосознаваемое состояние или готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающее устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Это неосознанная готовность действовать определенным образом и в определенном направлении в сходной ситуации.

Подвиды установки, кроме фиксирующей установки, существует первичная установка, которая возникает при встрече потребностей и ситуации удовлетворения потребности.

Классификация в зависимости от уровня установки:

1. Смысловые - определяются устойчивым мотивированием, выражают отношение личности к тем объектам, которые имеют «личностный смысл», который определяется устойчивыми мотивами смысловой установки, употребляющейся в криминологии.

2. Целевые – готовность субъекта совмещать определенные действия в соответствии с выработанной им целью, независимо от того, какие мотивы стоят за этой целью.

3. Операциональные (фиксированные) обнаруживаются в ходе решения задач на основе учета условий наличной ситуации и вероятного прогнозирования этих условий, опирается на прошлый опыт поведения в подобной ситуации.

 

Влияние установки:

- способствует определенной целенаправленности

- мобилизирует энергию, определяет устойчивость деятельности в определенной ситуации и имеют отрицательное значение, т.к. при изменении условий деятельности проявляется прямолинейность и затрудняет приспособление субъекта к новым условиям.

 

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Общение - важнейшая категория психологии.

Общение – средство приобщения личности к общественным знаниям, средство усвоения общественного опыта и условие развития мышления.

Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающей в себя:

1. Обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

2. Выработка единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона). Обмен не только словами, но и действиями, поступками.

3. Восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона).

Общение имеет свою специфику: если деятельность это объективно-субъективное отношение, то общение это субъективно-объективные отношения. Речь идет не только о воздействии субъекта на субъект, а взаимодействии, т.е. о встречных процессах.

 

Процесс общения имеет три стороны:

1. Коммуникативная - обмен информацией. Различаю вербальное и невербальное

Вербальная коммуникация – речь или речевая деятельность, т.е. процесс общения с помощью языка (система словесных знаков как средство существования, усвоения и передачи общественного опыта). Речь и язык обозначают отражение бытия, но речь идет о двух аспектах единого процесса. Речь- это язык действий. Речевая деятельность – форма существования сознания для партнеров в общении. В языке закладывается общий для пытающихся (как коммуникатора так и реципиента) средства и правила передачи мысли, без которых передача информации невозможна. При этом язык формируется в процессе речевого общения между людьми на протяжении жизни многих поколений. В самом языке мыслей нет, это набор средств для ее выражения.

Речь- это применение языка в процессе общения.

2. Способность слов, составляющих тот или иной язык, обозначать предметы, окружающие действительность - это качественные отличия языка человека от языка животного. Эта функция носит название сигникативная. Слово является средством абстракции и обращения признаков и свойств окружающих явлений, закономерностях, связях и отношений этих явлений. Эта функция носит название значения слова – это содержательная сторона любого знака. Знак опосредует познание.

Виды речи:

- устная (диалог, монолог)

- письменная

В общении используется неречевые знаковые системы- невербальная коммуникация:

А) оптико-кинетические (жесты, мимика, позы)

Б) паралингвистические (тембр голоса, диапазон)

В) экстралингвистические – включение в речь пауз и других средств (плач, покашливание)

Г) проксилические – система пространственной и временной локализации общения.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Предмет криминальной психологии заключается в закономерностях психических явлений, характерных для сферы «человек- преступление».

В криминальной психологии выделяют следующие структурные блоки:

- психологическое определение преступника

- понятие преступления

- генезис преступлений

- последствия преступного для личности совершившего преступление, жертвы, общества вцелом

 

Метод криминальной психологии- все методы, которые используются в психологии вообще.

Уголовно-правовое определение преступления по сути дела является оптимальным только для регулирования уголовно-правовых отношений. С точки зрения истинности оно ущербно.

 

ТЕОРИИ ПРИЧИННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

1. Мы все вышли из одной пробирки, или от одной обезьяны. Или все-таки человечесвто произошло от нескольких homo sapiens.

2. Теория итальянского ученого Ч. Ломбразо

А) существует группа личностей, которые являются стойкими носителями криминальных характеристик

Б) эти личности являются врожденными преступниками

В) личности, принадлежащие к этой группе, неподвластны коррекции

Ученый задался вопросом, чем эти личности отличаются от нормального человека. С т.з. философии это объяснить невозможно, психология была неразвита. Криминология только зарождалась, о социологии еще не слышали. Поэтому ученый взял признак, лежащий на поверхности- внешний признак деградации: непропорциональность фигуры, близко посажанные глаза, скошенный лоб, сильно прижатые уши, грубая форма рта и тому подобное.

Ломбразо мог ошибаться, но эти данные абсолютно верны с точки зрения математической статистики. Внешние признаки и готовность совершить преступление координирует напрямую.

Из любой теории можно сделать неадекватные выводы. Из этой теории вывели: если человека нельзя исправить, его нужно уничтожить, а этого нельзя делать. Реально взглянуть на проблему не смогли. Теория Ломбразо была характерна для 18 века- века уходящих сословий, социальных стратосов. Условия для жизни простые. Аристократ или плебей – это сословная замкнутость приводила к тому, что негативные характеристики, характерные для определенных групп, усиливались. Следовательно, Ломбразо был прав.

3. Теория Кречмера. Он не использует параметры Ломброзо, вывел теорию по общим основаниям: на преступность влияет психическая сбалансированность, которая напрямую зависит от телосложения.• Толстые - несильно склонны к совершению преступлений, но проявляют иногда замашки садизма. Для личностей "крепкого телосложения" характерны насильственные...

4. Немецкий ученый исследовал "47 кареотип ХХУ'.Для мужчин — XY, для женщин — XX. Ученый нашел в генах нескольких людей лишнюю женскую хромосому, которая способствовала резкому уменьшению волевого потенциала в ситуации агрессии. Человек может себя контролировать до определенного момента, который зависит от темперамента. Для лиц 47 кареотипа (с лишней хромосомой) этот момент гораздо ближе, чем у нормального человека. Такие люди обречены быть преступниками.

5. Теория депрессии утверждает, что преступность как явление, как нечто свойственное человеческой натуре возникает п момент экономического спада.

6. Теория социальной дезорганизации утверждает, что человек в своем бытие отклонился от неких канонов природы, его жизнь неестественна. Следовательно, преступность как явление, характерное для человека, присутствует преимущественно в городах.

7. Теория аномии утверждает, что преступность есть результат специфической социальной эволюции, один из вариантов развития индивидуума против социума.

8.-Теория субкультур - преступное поведение есть форма протеста против культуры. Преступность- это негативное благо По закону больших чисел объективно возникает преступная культура.

9. Теория обучения- преступности учатся.

10. Теория социальной связи. Человек ввиду развития производственных отношений утрачивает взаимосвязь, связи со своими близкими. У них формируется идеал, противоположный тому, которому научили в семье.

Насильственная преступность. До сих пор считалось, что человек сущность есть отражение УК. Законодатель не может отражать человеческую природу, следовательно, необходимо выделить группу преступлений, которые противны человеческой природе. Совершение насильственных преступлений выражается в поведении, противоестественном человеческой природе. Человеческая природа в 20 веке отрицает обращение к инстинктам как решение конфликтов. Синдром наемного убийцы: печень, слизистые заболевания.

Конфликт невозможен, если у человека нет проблемы, на решение которой направлен конфликт. Если человек живет в постоянном конфликте, значит у него много проблем, следовательно, насильственные преступления - это отражение проблемных сфер.

Имущественные преступления. Каждый человек должен выбирать сферу, где он мог бы быть лидером. Приобретая ценности сверх меры, он желает утвердиться в обществе.

Преступления, естественные для человека, - социальные преступления. Не веря в социальные идеалы, человек не признает противоправность налоговых преступлений.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и структура деятельности | Мотивация преступного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.