Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие психического воздействия

Допрос несовершеннолетних.

 

Схватка идет на уровне ребенок — взрослый.

Особенности психики иесоверш-х:

1) малая способность волевого контроля;

2) инерционность эмоционального канала;

3) высокая степень внушаемости; внушаемые формулировки стабильны, т.е. одни и те же фразы, позы, настроения;

4) запрет следователя воздействовать на область признания.; крайне подвержены выпадам в отношении их статуса.

Общая структура допроса

1)вводная часть;

2)свободный рассказ;

3)вопросы сл-ля (уточняющие);

4)заключ. стадия (формулировки).

Подобная схема может быть применима к несов-му. Считается, что во время свободного рассказа можно зафиксировать неистинность, но это не так. Мы вынуждены не только анализировать его слова, но и его самого. Выход — дубляж этих стадий. Все домашние заготовки произносятся с одной интонацией,:в одном контексте, одними словами; увеличивается возможность элементов проговаривания и здесь уже возможности безграничны.

Лингвист, анализ речи в нашей лит-ре не выработан. Но по определенным материалам;можно вычислить момент истинности. Преет -к объясняет свое прест-е. При попытке описать картину, которая не существовала, то человек усложняет или упрощает ее. Если во время рассказа' постоянно используется местоимение, то использование существительного будет

Методика определения истинности:

1. Анализ невербалистических реакций:

1)жесты — отражение внутреннего напряжения;

2)статическая трактовка жестов в стрессовой ситуации не допустима. Лица, которые знают о подобной методике, меньше способны контролировать свои жесты.

2. Физиогномические реакции — определение внутреннего содержания по внешним проявлениям. Но лицо, которое не увлекается скульптурой, не может выражать эмоции на лице.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОПРОСА, ЕГО ЗАДАЧИ.

Допрос — следственное действие, которое состоит в получении сл-лем от допрашиваемого лица устных сведений, имеющих значение по делу с занесением показаний в протокол.

В психическом аспекте допрос — это заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляяется регламент, законом воздействие на... с целью получения от него полных и достоверных сведений об интересующих следователя событиях. Особенностью межличностного общения явл. то, что оно направляется инициативой следователя. Поэтому ему присуща затруднительность, скованность, что требует от следователя особой коммуникабельности, применения особых средств актуализации общения, псих, воздействия. Именно в псих, воздействии некоторые авторы видят сущность допроса. На практике все авторы обоснованно приходят к выводу о том, что правомерное псих, воздействие — основное средство достижения целей допроса. К такому выводу можно прийти, если обратиться к пониманию псих, воздействия. Психическое воздействие присутствует при любом общении, человек не осознает этого. Воздействие оказывается как невербальными, так и вербальными средствами.

Воспитание всегда обеспечивается псих, воздействием.

Цели общения определяют сущность, направленность, средства псих; воздействия.

В соответствии с УПК, нормами этики, достижениями психологии определяются пределы, степень, направленность воздействия (правомерного). Следователь отличает правомерное псих, воздействие от псих, насилия (не доказывается законом). Но признанно неэтичным использование обмана, ложного обещания, использование общего "невежества" допрашиваемого, неизменных побуждений допрашиваемого (это насилие).

Ряд приемов психического воздействия располагается на грани дозволенного и при неумелом использовании они могут приобрести харарактер психического насилия. Прием использования слабых мест допрашиваемого.

Определение правомерности — гл. задача следователя. Осн. критерием правомерности является наличие у допрашиваемого
свободного выбора той или иной позиции. Неисключено, что следователь может получать вопреки желанию допрашиваемого определенные показания, но по сути дела они должны быть результатом свободного волеизъявления. Следователь должен воздействовать не на содержание показаний, а на мотивационную сферу допраш-го. Следователь должен:

1)выявить желание дать правдивые показания;

2)вызвать благоприятное псих, состояние; в то же время ослабить противодействие побуждению сокрытия истины;

3) преодолеть неблагоприятное псих, состояние допрашиваемого лица. ф

Общая задача допроса — получение достоверных сведений (соответствующих действительности). Для ее достижения следователю необходимо выяснить:

1) тактическую позицию допр-го;

2) наличие/отсутствие добросовестного заблуждения, вызванного особыми условиями восприятия события. Наличие/отсутсвие неполноты восприятия;

3) наличие забывания инф-ии. Поэтому есть различные ситуации допроса. В данной тактической ситуации получение достоверных сведений тр-ся решение промежуточных задач.

В ситуации, когда лицо дает правдивые, достоверные показания, роль сл-ля сводится к тщательной фиксации показаний.

Более сложная ситуация, когда лицо желает показать правду, но показывает недостаточно и неполно. Следователь должен:

1)вскрыть возможное добросовестное заблуждение, неполноту восприятия и отразить эти обст-ва в показаниях, чтобы избежать неправильного отражения событий;

2) оказать помощь для восстановления в памяти забытой части и воспроизведение ее.

Самая сложная ситуация, когда лицо умышленно скывает правду. Задачи:

1) изобличение во лжи;

2) добиться через воздействие на мотивационную сферу личности, изменяя его негативные псих, установки;

3) активизировать установку на дачу правдивых показаний.

Стратегические задачи:

1) воспитание, т.е. выявление и ослабление отриц. взглядов, ценностей, наклонностей и привычек;

2) попытка выявления положительных свойств личности.

Эти задачи взаимосвязаны. Без достижения стратегических задач трудно достичь тактические.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение личности допрашиваемого | Характеристика основных судебно-психологических методов воздействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.