Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные практические приемы правомерного психического воздействия

В основе данных приемов лежит комбинирование указанных методов и создание конкретных условий применительно к ситуации. В условиях недостаточности информации о действиях следователя, о собранных им фактах действительно виновный, обв-ый, подозревамый, иногда свидетель нередко создают свою защитную модель. Он пытается узнать как можно больше информации о том, каковы знания следователя о реальной модели события и старается устранить противоречия между ними. Как следствие, он находится в специф. псих состоянии и склонен предвосхитить успехи следователя даже тогда, когда они не достигнуты. Эти особенности сл-ль может использовать., Можно выделить группу методов связанных с выявлением и использованием противоречий допрашиваемого.

1. Следственная хитрость (находится на грани дозволенного): маневрирование инф-ей, благодаря чему попытки допрашиваемого использовать в своих целях инф-ю не достигают цели, а служат для изобличения данного лица. Требует осторожного применения, опыта следователя, учета условий, конкретных личностных особенностей, дабы этот метод не перешел в псих, насилие. '

1) Допущение элементов допрашиваемым, не встречает никаких препятствий при изложении своего лживого рассказа, и у лица формируется ошибочное представление о неосведомленности следователя относительно ложности выдвинутых объяснений. Он начинает чрезмерно усердствовать, ослабляется внимание, и, таким образом, приводит к непродуманным, противоречивым фактам. В конце концов сам себя изобличает. Это метод свободного рассказа.

2) Пресечение лжи. Следователь использует внутренние противоречия в показаниях, указывает на них. Этот метод не запрещен законом. Существует много споров относительно формирования у допрашиваемого намерения совершить действия, скомпроментирущие его. Речь идет об активности поощрения этого поведения.

3) Инерция и отвлечение внимания — перевод допроса из сферы постороннего рассказа в сферу разговора по существу дела. Рассчитан на проговорку. При отвлечении внимания у лица может сложиться ошибочное представление о цели допроса. Полное сокрытие цели допроса в ряде случаев незаконно.

2. Приемы, связанные с усиленным предвосхищением мыслительной деятельности допрашиваемого и состоянием фрустрации.

1) Создание у допрашиваемого субъективных, преувеличенных представлений об объеме собранных доказательств — "понт". Кроме того, оставление его в неведении допустимо. Формирование субъективных представлений находится на грани дозволенного.

2) Демонстрация осведомленности следователя о деталях события и в то же время сокрытие объема. Углубление в детали создает представление у допрашиваемого о том, что следователь знает все детали в полном объеме. Метод используется после внушения.

3) Демонстрация возможностей объективного установления обстоятельств, независимо от показаний допрашиваемого

4) Использование фактора внезапности передачи инф-ии: внезапное представление доказательств и внезапная постановка вопросов. Передаваемая инф-я должна иметь эмоциональное, фрустрационное воздействие. Рекомендуется сначала ^отвлечь внимание. Необходимо планировать то псих, состояние, когда допрашиваемый будет наиболее готов. Гл. задача— наблюдение i за реакцией. У сл-ля появляются улики поведения.

5) Форсированный темп допроса: ожидание вопросов, а следователь намеренно молчит. Создается напряжение, и допрашиваемый для разряжения обстановки может рассказать о том,что он знает. j

5) Создание напряжения

6) Прием постановки вопросов: неожиданные, повторные, детализирующие.

7) Стимулирование положительных качеств личности.

8) Выявление мотивов дачи ложных показаний и их преодоление.

9) Разжигание конфликта. Если (чтобы) не был допущен обман между участниками.

10) Прием предъявления документов. В зависимости от ситуации предъявляются определенные 'документы: с нарастающей силой — вся совокупность.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНОЙ СТАВКИ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных судебно-психологических методов воздействия | Психологическая сущность обыска и его задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.