Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агенты социализации

Развитие личности как процесс социализации

Представления о механизмах социализации нашли отражение в теориях развития личности.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

 

 
 
Теория Теоретик Основная идея
Теория “зеркального Я” Чарльз Кули Поведение человека формируется под влиянием “зеркального отражения”, представлений о том, как их оценивают другие люди. Это “зеркальное Я” включает три элемента: как меня воспринимают другие; как они реагируют на то, что видят; как я отвечаю на реакцию других людей
  Джордж Герберт Мид Развитие личности связано с принятием на себя функций других людей, включающего три стадии: 1. Имитация (копирование без понимания) 2. Игра (освоение ролей, при этом дети придают своим действиям такой смысл: какой придают им другие) 3. Коллективные игры (освоение ожиданий многих людей, заканчивающегося формированием социальной идентичности).
  Эрик Эриксон Личность проходит 8 стадий развития, связанных с преодолением кризисов: 1. Доверие - недоверие (грудной период).2. Стремление к автономии (1-2 года). 3, Развитие инициативы (3-5 лет). 4. Развитие трудолюбия (мл. шк. возраст) 5. Становление индивидуальности (юность). 6. Интимность (начало взрослого периода). 7. Творческая активность- застой. 8. Умиротворение - отчаяние (старость)
Психоаналитические теории Зигмунд Фрейд Противоречие между “Оно” (Ид) и культурой (супер-эго) формирует “Я” (эго), управляющего временем, местом и формой удовлетворения потребностей “Оно” в соответствии с нормами культуры. Стадии развития определяются стадиями сексуального развития”: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.
Теория развития познания Жан Пиаже Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадии (сенсомоторная - способность сохранять в памяти образы, предоперациональная - способность сохранять в памяти символы, конкретных операций - мыследействия, формальных операций - абстрактного мышления), каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками.
Теория нравственного развития Лоренс Колберг Человек развивается в процессе нравственного развития: 1. Избегание наказания 2. Стремление к поощрению 3, Приспособления к социальному одобрению 4. Осознание интересов общества - нравственное сознание 5. Осмысление противоречий между нравственными убеждениями в обществе 6, Собственное этическое чувство

 

 

 


- изменение роли агентов социализации

-изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

- усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

- несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

- противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания и способностей к самоконтролю.

Классовые различия социализации

Кроскультурные исследования, проведенные Мелвином Коном показали, что классовые различия играют значительную роль в процессах социализации. Так, в семьях “среднего класса” превалирует ориентация на осмысление фактов и ответственность (автономия), инициативу и свободомыслие, в семьях “низшего класса” - на подчинение внешнему авторитету, конформизм. При этом в первых семьях прежде всего имитируется поведение отца, во вторых - поведение матери.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс усвоения новых норм и ценностей взамен старых - ресоциализация | Процесс образования социальных групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.