Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основоположники социологии конфликта

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА.

Прежде чем перейти к непосредственному изложению проблемы, дадим определение понятия «конфликт». Кон­фликт - это столкновение противопо­ложных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоре­чий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противо­речия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обост­рение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряжен­ности, которая нередко перерастает в конфликт.

Большинство социологов склонны считать, что существо­вание общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы по­ведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без вся­кого сожаления. Под воздействием конфликтов общество мо­жет преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным, восприимчивым к прогрессу.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом – полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.

 

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глу­бокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении ве­щей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их поло­жительную роль в общественном развитии.

Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа «Исследования о при­роде и причинах богатства народов», в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и эконо­мическое соперничество между ними. Последнее рассматрива­лось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляри­зацию между «накоплением богатства» и «привязанным к тру­ду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов при­держивались немецкий социолог М. Вебер, австрийский со­циолог Л. Гумплович и др. С позиций исторического материа­лизма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий ка­питалистического строя.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, ибо кон­фликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в маркси­стской концепции абсолютизировались экономические отно­шения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, не­мецкий мыслитель Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую си­лу, способную объединить противоборствующие взаимосвязан­ные стороны. Г. Зиммель писал, что «конфликт очищает воздух».

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема кон­фликта получила в XXв. При этом теория конфликта проти­востоит теории структурно-функционального анализа общест­ва. Представители функционализма придерживаются равно­весной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечи­ваются благодаря функциональному взаимодействию ее со­ставных элементов, таких как государство, политические пар­тии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д.

Исходя из идеи «единства» общества как предпосылки его равновесия и стабильности функционалисты называют в каче­стве решающего средства, обеспечивающего социальное «единство», наличие у членов общества единых ценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы, религи­озные заповеди. Данные ценности составляют основу жизни общества и определяют практическую деятельность, как от­дельных индивидов, так и социальных групп и организаций. Это, естественно, односторонний и узкий подход к рассмотре­нию происходящих в обществе явлений.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах Л.Козера, Р.Дарендорфа, Л.Крисберга и других представителей того направления в социологии, которое получило название социологии конфликта.

Так Ральф Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориен­тации, противопоставляет свой подход парсианской парадигме, которая была положена в основу методологии структурно-функционального анализа. Сопоставим исходные постулаты теории равновесия социальной системы, предложенные Т.Парсоном и социологии конфликта в варианте Р.Дарендорфа:

 

Т.Парсонс Р.Дарендорф
1. Каждое общество – относительно устойчивая и стабильная структура. 1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи.
2. Каждое общество – хорошо интегрированная структура. 2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ.
3. Каждый элемент общества имеет определенную функцию, то есть вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы. 3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение.
4. Функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. 4. Каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.

 

Однако Р.Дарендорф не считает, что одна позиция является более верной в сравнении с другой. Строго говоря, обе предложенные модели полезны и необходимы для социального анализа. Они различаются тем, что первая делает акцент на сотрудничестве и интеграции, а вторая – на конфликте и изменении. Но оба компонента взаимодействия – сотрудничество и конфликт – постоянно присутствуют в общественной жизни в тех или иных сочетаниях.

Более внимательный подход к теоретическим работам социологов позволяет утверждать, что представители социологии конфликта анализировали вопросы консенсуса и стабильности, равно как и теоретики «консенсуального» направления отнюдь не игнорировали проблематики, связанной с социальной напряженностью, конфликтами, причинами социальных взрывов и возмущению.

 

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Рассматривая роль конфликта какнеизбежного явления развития общества,

можно выделить следующие его позитивные функции:

- разрядка психологи­ческой напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и от­водных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, сти­мулирует положительные изменения.

- комму­никативно связующая функция. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консо­лидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявля­ются возможности для этого.

Но социальный конфликт может носить негативный, раз­рушительный характер, дестабилизировать отношения в соци­альных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон пред­приятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например, по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отно­шений, в социальной сфере и т. д.

Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом:

-Личностный конфликт включает конфликты, происходящие, так сказать, внутри личности, на уровне ее индивиду­ального сознания.

- Межличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

- Межгрупповой конфликт - это конфликт между социаль­ными группами и общностями людей с противоположными интересами.

- Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие обра­зуют группу внутри какой-то большой группы, или когда ин­дивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

- Конфликт с внешней средой - индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

- Конфронтация - пассивное противостояние групп с про­тивоборствующими политическими, экономическими или со­циальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

- Соперничество - борьба за признание личных достиже­ний и творческих способностей со стороны общества, социаль­ной группы, социальной организации. Цель соперничества - приобретение лучших позиций, признания, демонстрация пре­восходства путем достижения престижных целей.

- Конкуренция - особый тип конфликта, его цель - полу­чение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Профессор Мичиганского университета А. Раппопорт, по­лемизируя с известным американским специалистом в области теории конфликта профессором Гарвардского университета Т. Шеллингом, убедительно доказал, что нельзя подгонять все конфликты под единую универсальную схему. Есть конфлик­ты типа схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; дебатов, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчи­тывать на компромисс; игр, если обе стороны действуют в рам­ках одних и тех же правил, поэтому они никогда не заверша­ются и не могут завершаться разрушением всей структуры от­ношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из кон­фликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.

Конфликт с точки зрения социологии – это, прежде всего, модель поведения с особым распределением ролей, последова­тельностью событий, способами выражения взглядов, ценност­ных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Если исходить из поведенческой теории, то цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет инте­ресов других. Когда интересы четко демонстрируются, выявле­ны субъекты, объект и средства конфликта, а также тактика поведения, тогда это будут открытые, или полномасштабные конфликты. Если же интересы в конфликте структурированы слабо, численность участников невелика, он в меньшей степени легализован и поведение участников скрытое, то такой тип конфликта называется скрытым, или неполным (например, на­рушение трудовой дисциплины, невыходы на работу, граждан­ское неповиновение и т. д.).

Можно назвать еще ложный конфликт, который находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. В случае ложного конфликта отсутствуют его объективные основания. Лишь у какой-то одной стороны возникает ложное представление о наличии конфликта, в то время как его в действительности нет.

Существуют и иные варианты типологии социальных кон­фликтов по различным основаниям. Точку здесь ставить не следует, так как проблема детальной разработки типологии конфликта остается достаточно открытой и ученым еще пред­стоит продолжить анализ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный конфликт | Субъекты конфликтных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.