Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения

Объект и предмет социологии

План

Тема 1. Предмет социологии

1. Объект и предмет социологии.

2. Предпосылки возникновения.

3. Структура социологии.

4. Метод, функции социологии.

 

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

Предмет исследования – это характерный для данной науки элемент познания. Предмет науки, в отличие от объекта, не существует вне познавательного процесса. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем и изучаем одну или несколько сторон объекта.

Целостное изучение объекта исследования дает возможность охватить все его свойства и особенности, позволяет сосредоточиться на изучении его отдельных сторон, т. е. выделить предмет.

А объектом исследования социологии является общество. Это крупный и сложный объект изучения целого ряда наук. В социологии общество понимается как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой. Предметом же социологии является изучение структуры общества, взаимодействия людей друг с другом, их внешне наблюдаемое поведение.

Термин «социология» – производное от двух слов: лат. societas – общество и греч. logos – учение, веданье, понятие. Американский ученый Н. Смелзер характеризует социологию как науку об обществе. Наш отечественный ученый Г.В. Осипов определяет социологию как науку, изучающую совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности.

Понимание предмета социологии на протяжении истории ее существования менялось. Представители различных школ и направлений по-разному понимали ее предмет.

Основоположник социологии – французский мыслитель О. Конт – считал, что это позитивная наука об обществе. Его соотечественник Э. Дюркгейм, первый профессор социологии, ее предметом называл социальные факты, а под социальным он понимал коллективное во всех его проявлениях.

Один из наиболее значительных ученых XIX в. К. Маркс предметом социологии представлял социальный конфликт. Он и Э. Дюркгейм значительное внимание уделяли анализу аномалий общественной жизни.

Знаменитый немецкий ученый М. Вебер утверждал, что предметом социологии является понимание и истолкование социального поведения, т.е. внешне проявляемая позиция индивида, ориентированная на поступок или воздержание от него.

 

Все общества в определенной степени осознают себя. Стремятся изучить тот или иной аспект коллективной жизни.

С древних времен специалисты стремились раскрыть тайны общественных процессов и механизмы взаимодействия индивидов и групп людей. Несмотря на длительную историю существования общества (св. 40 тыс. лет) социология возникла только в XIX в., хотя первые достаточно полные представления об обществе сформировали античные философы Платон и Аристотель.

Потом наступила долгая историческая пауза в изучении общества (около 2-х тыс. лет), но с позднего средневековья в новое время эта проблема снова стала привлекать исследователей. Появились работы Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ф. Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симона и других, которые серьезно обогатили человечество знаниями об обществе и поведении людей.

К XIX в. стала очевидной необходимость новой науки об обществе. Развивающаяся промышленность закрепила многие изменения в общественной жизни, привела к огромным переменам в социальной организации. Взаимодействие индивидов и социальных групп больше «не вмещалось» в традиционные рамки, становилось непонятным. Таким образом, среди причин, вызвавших необходимость появления новой науки, нужно выделить:

1) развитие естествознания, позволившее совершить великие географические открытия, создать машины;

2) превращение городов из ярмарочных центров в фабрично-заводские и университетские;

3) изменение путей сообщения и средств связи;

4) изменение социальной структуры общества;

5) отказ от сословных форм организации власти.

Все это поставило перед учеными проблему анализа нетрадиционного поведения новых и старых социальных групп.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дополнительная. Специальная (первоисточники) | Структура социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.