Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в системе социальных отношений

План

Темы рефератов

1. Культура как социальное явление.

2. Культура как регулятор общественных отношений.

3. Противоречия современной духовной культуры.

4. Место обрядов, ритуалов в организации взаимодействия людей.

5. Мода и самовыражение социальных групп.

 

Библиографический список

1. Библер В.С. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

2. Громов Н.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социс. – 1991. – № 10.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1996. – С. 280.

4. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. – М.: Политиздат, 1978. – 350 С.

5. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. – М., 1977.

6. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

7. Смольская Е. П. «Массовая культура» – развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.

8. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.

Раздел II. Личность и общество

ТЕМА 5. ЛИЧНОСТЬ – АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ

 

1. Личность в системе социальных отношений.

2. Социология и интеграция личности.

3. Социальный статус и социальные роли личности.

 

Причины и последствия любого события зависят от того, какое оно оказывает влияние на личность, как отражается на ее действиях. Личность оказывается одновременно центральным звеном в жизнедеятельности общества и промежуточным элементом в цепи «личность – группа – общество».

С одной стороны, личность формируется в соответствии с «исходным материалом», т.е. с врожденными особенностями. С другой стороны, развитие личности – продукт, формируемый в социальной жизни.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Личность развивается из биологического организма благодаря различным видам социального и культурного опыта. На развитие личности оказывают влияние следующие группы факторов:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный опыт.

Их влияние человек испытывает постоянно.

Человек рождается беспомощным, остается таким несколько лет, это сказывается на дальнейшей социальной жизни. Ребенок нуждается в выхаживании, в этот период он приобретает помимо естественных биологических и социальные навыки. Но биологическая наследственность создает ограничения для социальных общностей; разнообразие темпераментов, способностей создает неповторимую индивидуальность каждой личности.

У каждого индивида имеется свое физическое окружение. Групповые различия в поведении личностей определяются различиями в климате, различиями природных ресурсов. Об этом писал и наш соотечественник Л. Н. Гумилев, анализируя появления этноцентризма, национализма. Но в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, а часто схожие групповые признаки личности развиваются в очень разных условиях окружающей среды.

Таким образом, нужно отметить, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно.

Гораздо большее влияние оказывает на личность культура группы. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества независимо от уровня развития того или иного общества (так называемые культурные универсалии). Но каждое общество дает своим членам особенный опыт, который присущ только этому обществу. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества (например, христианин, мусульманин). В любом обществе распространяется тип, наиболее часто встречающийся (модальный), обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Модальная личность воплощает в себе все те культурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности общества. То есть каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Они, как правило, усваиваются с детства. Чем сложнее структура общества, чем больше в нем субкультур, тем труднее формируется общепринятый тип личности.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают групповой опыт и субъективный, свой уникальный, личностный опыт.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы и функции культуры в обществе | Социология и интеграция личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.