Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые категории современного научного менеджмента

1. Норма управляемости (диапазон контроля) – число работников, которыми может эффективно управлять руководитель; число подразделений, уровней управления; верхний уровень управления – 3-5 человек, средний – 10-12 человек, низший – 25-30 человек. Считается, что наиболее оптимальное число в норме управляемости – 7. Психологи установили связь этого с особенностями работы головного мозга человека. Д.Вурворд дает такую раскладку норм управляемости: высшее звено – 4 (для штучного производства), 7 (для массового), 10 (для опытного), нижнее – 23 (для штучного), 48 (для массового), 15 (для опытного). НИИ труда рекомендует использовать такие нормы: верхний уровень управления – 3-7 чел.; средний – 8-20 чел; нижний – 21-40 чел. Важное значение имеет сложность работ, требующая интеллектуальной подкованности, тонуса интеллекта и его работы в норме активности.

2. Управленческая ответственность (общая, функциональная) – необходимость давать отчет за решения, действия, их последствия.

3. Управленческая информация и ее виды – совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и в ее окружении. Разновидности УИ: по содержанию (экономическая, правовая, техническая); по назначению (одноцелевая, многоцелевая); по степени пригодности для использования (первичная, промежуточная, конечная); по возможности закрепления и хранения (фиксируемая на носителях, не фиксируемая); по важности (особо важная, желательная); по полноте (частичная, комплексная); по характеру (универсальная, функциональная, конкретная); по степени надежности (достоверная, вероятностная).

4. Управленческие полномочия – совокупность официально представляемых прав и обязанностей принимать решения в интересах организации или подразделения. Распорядительные УП – решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Линейные УП (начальник цеха) – предписания что, когда, кому и где надо делать или не делать, для достижения цели в оперативном плане. Функциональные УП (главный инженер) – предписания методов работы лицам, непосредственно подчиненным другим (линейным) руководителям. Общие УП (президент) – выработка стратегии, контроль. Рекомендательные УП (консультант) – консультации руководителей, как поступить в тех или иных ситуациях. Контрольно-отчетные (ревизор) – проверка по поручению руководителя деятельности субъектов управления. Координационные (председатель комиссии, посредник) – согласование от имени руководителя деятельности субъектов управления. Согласительные УП – одобрение в пределах компетенции решений, принятых в рамках линейных и функциональных полномочий. Предостерегающие УП (юрист) – оценка в обязательном порядке документов на их соответствие правовым нормам. Параллельные УП (главный бухгалтер) – Подтверждение действий руководителя при операциях с материальными ценностями.

5. Управленческая проблема – противоречие, требующее для устранения управленческих действий.

6. Управленческое решение – обдуманный вывод о необходимости осуществления каких-то действий, прямо или косвенно связанных с достижением целей.

7. Управленческая решетка – характеристики различных типов менеджеров в зависимости от характера поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор;

Лекция 2 — Природа управления и исторические тенденции развития: развитие менеджмента в прошлом и настоящем; факторы и тенденции эффективности менеджмента, интеграционные процессы в менеджменте.

План лекции:

1) Природа управления. Исторические тенденции развития, факторы и тенденции эффективного менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте.

2) Развитие менеджмента в прошлом и настоящем, менеджмент на современном этапе развития.

3) Эволюция теории и практики менеджмента за рубежом: становление и развитие теории менеджмента в США, Японии.

4) Развитие теории и практики управления в России: 19-20 вв., менеджмент в России начала 21 в., факторы и тенденции его развития.

1. Природа современного менеджмента двояка.

С одной стороны это производительный труд (работа высококвалифицированных наемных служащих). С другой, это деятельность по надзору и контролю за рабочей силой, приводящей в движение капитал (командование над трудом наемных работников). Производитель ориентирован на поиск того, что производить, менеджер – как это сделать лучше. Производитель часто знает, как выполняется та или иная производственная операция, менеджер знает – почему ее надо выполнить именно так.

Под природой менеджмента понимают также ее суть, т.е. то, в чем собственно состоит повседневный труд менеджера. Минцберг в работе «Природа управленческого труда» пишет: «Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Для руководителя характерна будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности». По мнению Минцберга, у руководителя 10 ролей – группы ролей:

- межличностных (главный руководитель, лидер, связующее звено);

- информационных (приемник информации, распространитель информации, представитель);

-принятия решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры).

Природа менеджмента – его сущность – в определенном типе взаимодействия управляющей и управляемой сторон (в позиции субъекта и объекта управления), в обратной связи между ними и комплексном характере. Реальность управления достигается потребностью субъекта управления управлять, объекта – выполнять команды. П.Друкер определил сущность управления как «особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу». К.Киллен — как «выполнение работы чужими руками».

Управление может существовать только при наличии основной его движущей силы – системы управления. Свойства такой системы: целостность, структурность, взаимозависимость элементов, иерархичность, множественность. Разновидности систем управления:

- совокупность управленческих органов, подразделений, исполнителей (организации, технологий, методов управления);

- информационно-поведенческая (идеология, интересы, информация);

- саморазвития системы (воспроизводство, воплощение, распространение).

В целом менеджмент направлен на: повышение качества продукции; ресурсосбережение; организационно-техническое и социальное развитие производства.

Исторические тенденции развития менеджмента:

- принципиальное снижение значимости иерархии в управлении и переход на утверждение горизонтальной структуры, самоуправления;

- привлечение к совместной деятельности инвесторов, деловых партнеров (объединение и интеграция организаций);

- широкое распространение научных исследований в производстве;

- повышение правовой и информационной культуры управления;

- повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, следствием, которого является улучшение качества продукции, забота о долговременном благополучии и безопасности общества;

- учет в управлении синергетического эффекта развития систем, бифуркационной траектории, что требует повышения значимости в управлении функции координации и корректировки;

- развитие новых типов организаций: партисипативных, многомерных, эдхократических, предпринимательских, организаций, ориентированных на рынок.

Факторы и тенденции эффективного менеджмента – это результативность, т.е. степень оптимальности в использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Эффективность менеджмента – система взаимоотношений полученных результатов и приведенных затрат, отражающаяся в переменных показателях. В общем виде эффективность – это отношение результирующей составляющей к затратной составляющей.

Различаются факторы:

- интенсивные и экстенсивные;

- количественно измеримые и количественно неизмеримые;

- с прямой и обратной зависимостью;

- непосредственно и опосредованно влияющие на эффективность управления.

Интеграционные процессы в менеджменте. Интегрированный подход. Простого указания на то, какое действие будет наилучшим для достижения целей организации, не достаточно. Руководитель должен иметь комплексный взгляд на вещи, интегрировать для этого множественные знания.

Сведения науки управления вообще являются собирательными. Они базируются на знаниях из разных наук о человеке, обществе, производстве. В тоже время, за длительный период своего развития наука управления накопила свой собственный арсенал знаний, принципов и форм построения знаний.Заимствование и интеграция знаний – естественный для данной науки процесс, он есть методологическая особенность, отражение холистического целостного подхода (рассматривающего поведение системы).

Интеграция – это объединение, согласование, взаимопроникновение, достижение взаимозависимости частей в системе.

Принципиальным для современного менеджмента является утверждение следующих положений, носящих интегративный характер:

- представления о предприятии в современной науке управления выражают его восприятие как сложноорганизованной системы, важнейшим элементом которой являются люди (индивиды, личности, индивидуальности);

- в работе предприятия важна работа целого, взаимодействие его частей (коллектива и входящих в него индивидов, комплекса технических средств и совокупности решений по управлению ими, т.д.);

- чтобы усилить работу предприятия в некоторых случаях важно ослабить какую-то его часть;

- каждое предприятие, как правило, открытая система — взаимодействующая с внешним миром, иногда зависящая от отдельных его проявлений;

- генеральная проблема современного менеджмента – его интернационализация.

2. Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.

Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности.

Особенность – в том, что организация рассматривается как живой организм («повышенная температура коллектива», «зрелый возраст», «жизненный цикл» организации, т.п.).

Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход.

Одна из главных проблем современного менеджмента – проблема нововведений (инноваций). Это не только новая техника и технологии, методы и принципы. Это новые типы мышления, темпы и виды переработки информации, интеграция подходов, моделей на основе новых систем ценностей.

Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует.

Основой появления управления явилось:

- развитие производства материальных благ в процессе жизнедеятельности человека;

- необходимость организации жизнедеятельности человеческого сообщества;

- необходимость кооперации в процессе жизнедеятельности.

Выделяется в этом несколько исторических периодов:

- древний;

- индустриальный;

- период систематизации идей, концепций, научных школ.

Древний период (9-7 тыс. примерно до 18 в.). Один из первых ученых, раскрывающих смысл управления – древнегреческий философ 428-348 или 347 гг. до н.э.

Сократ, провозгласивший принцип универсальности управления – считал, что главное в управлении это поставить нужного человека на нужное место и добиться от него выполнения поставленных перед ним задач.

Платон – древнегреческий философ 428 или 427 – 438 или 437 гг. до н.э., ученик Сократа – рассматривал науку об управлении как науку об общем питании людей и доказывал, что управление – фактор обеспечения жизнедеятельности людей; он сформулировал принцип специализации.

А.Македонский создал штаб как центр управления боевыми действиями.

Аристотел ь – древнегреческий философ 382 – 322 гг. до н.э. заложил основы учения о домохозяйстве, обучающей рабовладельцев обращению с рабами, искусству управления ими.

В древнем Риме систему управления фермой имел Катон Цезор – ок. 234 г. до н.э.; армией – Тускул 149 г. до н.э.; провозглашались задачи контроля проделанной работы, сравнения программы и результатов, выяснения причин невыполнения плана, рациональной организации работ.

Отличия древних организаций от современных:

- мелкая в древний период – крупная сейчас;

- малое количество руководителей среднего звена в древности – большое их количество сейчас;

- управление у древних не отделено от исполнения – сейчас отделено;

- управление у древних – это результат захвата власти, а теперь – результат выдвижения, соблюдения при этом законности и порядка;

-принимающих решение людей у древних мало – сегодня их много;

- у древних в управлении очевиден упор на приказ и интуицию – сейчас на коллективную работу и рациональность.

3. Индустриальный период (1776-1890 гг.). Основной фактор перехода в новую эпоху науки и практики управления – промышленная революция 19в. – замена ручного труда фабричными технологиями производства. Специалистом в области управления производством этого времени следует считать шотландского экономиста и философа А.Смита (1723-1890 гг.), который предложил схему анализа разделения форм труда, провозгласил принцип специализации. Английский философ, социолог и экономист Дж. Милль (1806-1873 гг.) обосновал в управлении систему логики, модернизации капитализма с целью улучшения положения рабочего класса и развития на производстве профсоюзов. Р.Оуэном (1771-1858 гг.) – английским социалистом-утопистом – впервые было дано определение менеджмента, в котором значилось, что это не институт, а скорее совокупность личностей, ответственных за использование ресурсов организации, в том числе человеческих, в процессе достижения корпоративных целей. Английский математик Ч.Беббидж (1792-1872 гг.) сконструировал и построил машину для табулирования, разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины для принятия управленческих решений.

Период систематизации (1856-1960 гг.). Изменившиеся условия производства, накопленный опыт управления им потребовал развития и систематизации теоретического и практического материала. Менеджмент как наука приобрел профессиональный статус – появились новые направления, оформились научные школы, упорядочился научный аппарат.

Среди научных школ выделились:

- школа научного управления (1885-1920 гг.);

- административная (классическая) школа (1920-1950 гг.);

- школа человеческих отношений (1930-1950 гг.);

- школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время);

- школа науки управления, количественная школа (с 1950 г. по настоящее время).

«Отцом научного менеджмента» следует считать Ф.У.Тейлора (1856-1915 гг.), опубликовавшего в 1895 г. «Сделочная система», в 1903 г. – «Цеховой менеджмент», в 1911 г. — книгу «Принципы научного управления», где были выделены и обоснованы следующие принципы управления: научный отбор рабочего, научное изучение затрат времени, специализация работы, важность экономического стимулирования труда (зарплата + премия), справедливое распределение ответственности между рабочими и руководителями. Тейлор проводил десятки тысяч экспериментов и в результате получил логарифмическую линейку, где 14 переменных можно было свести в комбинацию. Исследователями и пропагандистами тейлоризма были Ф.Б.Гилбретт и Л.М.Гилбретт (1968-1924 гг.; 1978-1971 гг.) – обосновали необходимость заботы о состоянии и улучшения здоровья каждого рабочего; Г.Л.Гантт (1861-1919 гг.) – разработал модель ленточного графика планирования и контроля, используемого до сих пор; Г.Эмерсон (1853-1931 гг.) – представил систему взглядов на рационализацию, методику достижения максимальной эффективности применительно к любому производству на основе принципов: отчетливо поставленные цели – здравый смысл – компетентная консультация – дисциплина – справедливое отношение к персоналу – быстрый, надежный, полный и постоянный учет – диспетчирование – нормы и расписание – нормализация условий, нормирование операций, писаные стандартные инструкции – вознаграждение за производительность.

Представители классической или административной школы управления развили принципы управления, описали функции, системно подошли к управлению организацией. Основоположник школы – французский инженер А.Файоль (1841-1925 гг.) – автор труда «Общее и промышленное управление» – сформулировал 14 принципов управления (разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общественным, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух), 6 функций (предсказание, планирование, организация, распорядительство, координирование, контроль), разработал процессный подход к управлению (управлять, по Файолю, значит предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать). А.К.Райли обосновал принцип делегирования ответственности, Л.Урвик (консультант по вопросам управления в Англии) – сформулировал принципы построения формальной организации: соответствие людей структуре, создание специального и «генерального» штаба, сопоставимость прав и ответственности, диапазон контроля или норма управляемости, специализация, определенность. А.Файоль признан в стране, где родилась наука управления – отцом научного менеджмента. С его появлением тейлоровская «функционалка» обрела обозначение «линейно-функциональной оргструктуры», началась эра жестко контролируемых иерархических систем управления, основанных на беспрекословном подчинении низовых уровней вышестоящим, обезличенность и стандарт управления одержали верх на долгие годы, закрепилось понятие «административно-командной системы управления».

Представители классической школы управления не очень заботились о социальных вопросах, чаще исходили из личных убеждений и опыта. Главное внимание уделяли финансам, производству и маркетингу; планированию и организации, дисциплине труда. В это время психология находилась еще только в зачаточном состоянии и не была использована широко, но значение человеческому фактору авторы школы все же придавали (обсуждались проблемы справедливой оплаты труда, экономического стимулирования, установления формальных функциональных отношений и т.д.).

Школа человеческих отношений (40-60е годы) — неоклассическая, в центре которой человеческий фактор, была создана профессором школы бизнеса Гарвардского университета Э.Мейо (1880-1949 гг.) – описал доктрину школы человеческих отношений, ситуационный подход, обосновал необходимость перерывов в работе и стимулирования труда с помощью экономических/неэкономических методов, описал «хотторнский» эффект (от названия эксперимента в г. Хотторне на предприятии компании «Вестерн Электрик»; производительность труда повышается в отсутствие непосредственного контроля, в условиях благоприятных межличностных отношений, сокращенной рабочей недели, т.п.). Но видным представителем школы, как и представителем классической школы управления был также М.Вебер(1864-1920 гг.) – автор организационного подхода и организационной теории, бюрократической модели построения организации, исследователь проблем лидерства и власти в организации. Значительный вклад в развитие школы внес профессор Гарвардского университета Г.Мюнстерберг (1863-1916 гг.), предложивший методы выявления требуемых качеств работников: наблюдение и тест. Следует здесь упомянуть имена Ч.И.Барнарда (1886-1961 гг.) – создателя концепции формальных и неформальных структур, исследователя проблем человеческой кооперации, согласованных усилий и их влияния на производительность труда; М.П.Фоллет (1868-1933 гг.) – исследовательницы психологических и социальных факторов производства, вопросов участия рабочих в управлении, чувства совместной ответственности у руководителей и рабочих, автора идеи конструктивных конфликтов в организациях, закона ситуации.

Необходимость разработки ситуационного подхода связана с наличием в управлении ситуационных (внешних и внутренних), но управляемых переменных. Это цели организации, ресурсы, размер организации, разделение труда людей. Переменные зависят от управленческих решений, от качества и количества информации. Изменение одних переменных обязательно влечет за собой и изменение других.

Школа поведенческих наук (от бихевиоризм – англ. поведение) – развивалась после второй мировой войны – тесно связана с именами Р.Лайкерта (автор положений о двух типах руководителей: ориентирующихся на работу и ориентирующихся на людей), Ф.Герцберга (двухфакторная содержательная теория мотивации – гигиенические факторы + мотиваторы), Д.МакГрегора (автор теорий «X» и «Y»: авторитаризм и партнерство), А.Маслоу (автор мотивационной теории потребностей), Д.Портера и Э.Лоулера (авторы комплексной процессуальной теории мотивации, построенной на элементах теории ожиданий и теории равенства, справедливости), Д.Мак Клелланда (автор теории о взаимосвязи потребностей власти, успеха, причастности).

В основе школы науки управления – «количественной школы» (50-60е годы) – лежит количественный, ситуационный и системный подход, математические методы принятия решений в сложных управленческих ситуациях. Наиболее известные представители школы – Л.Берталанфи (1901-1971 гг., автор теории систем); П.К.Анохин (1898 -1974 гг., автор теории функциональных систем); М.П.Фоллет, Т.Бернс и Сталкер (60-е гг. 20 в., исследователи и основатели ситуационного подхода в управлении).

В 70е годы яркое выражение нашло определение организации как открытой системы. В 80е годы – открыто значение «организационной культуры». 90е годы – усилено внимание к международным формам, к интернационализации менеджмента.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Российская модель | Периоды развития наука управления в России. Современный российский менеджмент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.