Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Организация производства в системе производственного менеджмента.




Содержание функциональной и управляющей подсистемы.

Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации

Лекция № 11. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

 

Геополитические перемены после распада Советского Союза привели к тому, что Россия к концу ХХ века оказалась в новой геополитической ситуации. Одна из ведущих тенденций в развитии международных отношений, определяемая противоборством США и СССР как двух сверхдержав, уступила место новым тенденциям. В настоящее время геополитическая ситуация обусловлена противодействием двух основных тенденций – тенденции к многополюсному миру (многополюсному балансу сил) и тенденцией к глобальной демократизации мира по-американски. Придерживаясь концепции многополюсного развития мира и его глобализации, Россия не может не считаться с теми геополитическими реалиями, в которых она оказалась в конце XX- начале XXI века. Оставаясь страной с самой большой в мире территорией, Россия на западной границе оказалась отделенной от Европы поясом независимых государств, часть из которых вошли или стремятся войти в НАТО. «Если посмотреть на глобус, - пишет известный американский исследователь У. Макбрайд, - сосредоточившись на западной границе штата Аляска и восточной границе новейшего участника НАТО, можно увидеть, что только несколько километров Берингова пролива не дают НАТО полностью окружить Землю».

В геополитическом плане нельзя не учитывать и того, что на Дальнем Востоке, в Азиатско-тихоокеанском регионе, который по предположению специалистов в XXI в. станет самым перспективным регионом, укрепляют свои позиции Япония и Китай.

Геополитические перемены в мире потребовали обстоятельного пересмотра проблемы обеспечения национальных интересов России в современных условиях.

Национальные интересы в геополитическом смысле нередко определяют как то, что «хорошо для всей нации в ее международной жизни». В этом плане главным интересом любого государства является сохранение самого государства, его независимости, территориальной целостности, защита свободы и безопасности народа.

Давая общую характеристику национальным интересам России, следует подчеркнуть, что они по-прежнему имеют глобальный характер и реализуются в концепции многополюсного развития мира.

Национальные интересы России – это, прежде всего, интересы России как государства, то есть это, по сути, национально-государственные интересы. В то же время нельзя не отметить, что в содержание национальных интересов входят интересы личности и интересы общества, что и учитывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года. В ней национальные интересы Российской Федерации определены как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах.

На современном этапе интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, создание правового, социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного взаимовыгодного международного сотрудничества.

Отмеченные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и носят долгосрочный характер. Они определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Стратегия национальной безопасности определяет национально-государственные интересы России до 2020 года в области экономики, во внутриполитической, международной, военной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического экстремизма, конфликтов и терроризма.

в социальной и духовной сферах национальными интересами России являются: обеспечение высокого уровня жизни народа; сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. На их обеспечение сосредоточивается внутриполитическая деятельность государства.

в международной сфере приоритет отдается обеспечению суверенитета, упрочению позиций России как великой державы - одного из центров многополярного мира, развитию равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, соблюдению прав и свобод человека без применения при этом двойных стандартов.

в военной сфере интересы заключены в защите независимости и суверенитета России, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против нее и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

В Стратегии национальной безопасности подчеркивается, что реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. Вот почему интересы в экономической сфере объявлены ключевыми. Именно основными экономическими показателями в первую очередь будет определяться геополитическое положение России как мировой державы.

В нынешних сложных условиях, опираясь преимущественно на свой экономический потенциал, Россия будет решать задачу - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Защита национальных интересов имеет прямую связь с национальной безопасностью российского государства, поскольку государство находится в безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои интересы. Проблема защиты национальных интересов взаимосвязана с проблемой определения угроз национальной безопасности.

 

 

2. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Национальная безопасностьэто такое состояние или положение страны в системе международных отношений, при котором отсутствуют внутренние и внешние угрозы, что позволяет ей благодаря особенностям и уровню внутреннего развития обеспечить гарантированные мирные условия для прогресса общества в условиях сохранения всеобщего мира.

Национальная безопасность, исходя из ожидаемых угроз, имеет два взаимосвязанных аспекта: внутренний и внешний.

Внешний аспект безопасности предполагает, что в условиях развязанной против государства войны оно ведет вооруженную борьбу для защиты Отечества в целях разгрома агрессора, восстановления мирных условий деятельности и своей безопасности. В мирных же условиях деятельность государства направлена на создание благоприятных условий своего развития путем предотвращения войны, сдерживания агрессора от ее развязывания и обеспечения безопасности. Основными показателями внешнего аспекта национальной безопасности являются: суверенитет, национальная независимость и самобытность, нерушимость границ, государственное могущество и др.

Что касается внутреннего аспекта национальной безопасности, то к основным его признакам можно отнести: прогрессивность национального развития, политическую стабильность, демократический режим, общественное согласие, социальную справедливость и другие.

При анализе содержания национальной безопасности следует принимать во внимание возможность воздействия различных угрожающих факторов. Их принято классифицировать по различным критериям:

а) по масштабу воздействия выделяют: глобальные, региональные, локальные и местные угрожающие факторы;

б) по остроте воздействия принято различать: угрозы, опасности, вызовы, риски;

в)по сфере проявления – экономические, политические, военные, экологические, информационные и др.

Основные угрозы национальной безопасности России, характерные для каждой сферы общественной жизни, обстоятельно изложены в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.

в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта и другими негативными явлениями в различных отраслях промышленности, аграрного сектора, снижением научно-технического потенциала. Имеется тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости, что характеризует сырьевую ориентированность экономики. Негативные процессы, связанные с оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, ослаблением научно-технического и технологического потенциала страны, угрожают России утратой передовых позиций в мире, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности страны.

в социальной сфере угрозу национальной безопасности России создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, а также негативные последствия социального кризиса. Социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Угроза криминализации общественных отношений в социально-политической и экономической деятельности приобретает особую остроту. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

в международной сфере угрозы национальной безопасности проявляются в попытках отдельных государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее геополитические позиции. Основные угрозы вызываются стремлением этих государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ. Эти угрозы обусловлены опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на Восток; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки и др.

Разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран, усиливает угрозы национальной безопасности в информационной сфере. Серьезную опасность представляет собой стремление этих стран к доминированию в мировом информационном пространстве, к получению несанкционированного доступа к информационным ресурсам других стран, приводящих к нарушению нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем и др. Все это сопровождается попытками вытеснения России с внешнего и внутреннего информационного рынка.

Технологический отрыв ведущих держав и наращивание их возможностей по производству вооружений и военной техники нового поколения способствуют возрастанию уровня и масштабов угроз в военной сфере. Их причиной являются: переход отдельных государств к практике силовых (военных) действий без санкции Совета Безопасности ООН, чреватый угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире; создание предпосылок качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий; активизация деятельности на территории России иностранных спецслужб. Усилению негативных тенденций в военной сфере может способствовать также снижение укомплектованности войск современным вооружением, военной и специальной техникой.

В прямой зависимости от состояния экономики и других вышеотмеченных сфер, а также уровня развития сознания общества находится экологическая ситуация в стране, ухудшению которой грозит возможное истощение ее природных ресурсов. Экологическая угроза для России особенно велика из-за отсутствия природосберегающих технологий, низкой экологической и правовой культуры и преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности. В этих условиях возрастает риск техногенных происшествий и катастроф в хозяйственной деятельности, который требует повышения эффективности экономических и правовых механизмов предупреждения чрезвычайных ситуаций и строгого государственного надзора за состоянием безопасности в различных сферах жизнедеятельности людей.

Таким образом, важнейшими национальными интересами России в новой геополитической ситуации являются обеспечение и защита личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и опасностей.


ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой политической мысли. В 5-ти то­мах. - М., 1997.

2. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. - М.: Эксмо, Мидгард, 2008.

3. Артхашастра, или наука политики. Литературные памятники. - М., 1993.

4. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М., 1996.

5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. -М.. 1993.

6. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: ана­лиз и менеджмент. -М.: Дело, 2005.

7. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозиро­вание: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006.

8. Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика. - М.: ACT, ACT Москва, Восток-Запад, 2008.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1991

10. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 1998.

11. Блаженный Августин. О граде Божием. – М., 1994.

12. Большакова О. В. Власть и политика в России XIX -начала XX века. -М.: Наука, 2008.

13. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избр. произв. - М., 1990.

14. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.

15. Вся политика. Хрестоматия. / Под ред. Нечаева В.Д., Филиппова А.В. -М.: Европа, 2006.

16. Возженников А.В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. - М.: РА ГС, 2008.

17. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Университетская книга; Логос, 2008.

18. Герасимов А.В., Трипольский В.Б. Политология: Учебно-методический комплекс. – М.: РУДН, 2009.

19. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства царского и гражданского // Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль, 1970.

20. Дюверже М. Политические партии. - М., 2000.

21. Ермалавичюс Ю. Современные особенности фашизма // Диалог. 2002. №7. С.61-68.

22. Желтов В.В. Политология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004,

23. Жиро Т. Политология / Пер. с польского. – М.: Изд-во Гуманитарный центр. 2006.

24. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

25. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под общ. ред. Нерсесянца B.C. – M.: Норма, 2007.

26. Капустин Б. Что такое консерватизм?// Свободная мысль. 2004. № 2. С.44-53.

27. Капустин Б. Что такое либерализм? // Свободная мысль -XXI. 2004. №8. С.33-55.

28. Карамян С. Исламский фундаментализм: теория и практика (экстремизм, шахиды, ваххабиты, джихад) // Власть. 2007. № 4. С.82-86.

29. Козер Л. Функции конфликта. - М., 2000.

30. Кравченко А.И. Политология: учеб. – М.: Проспект, 2009.

31. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник. – М.: Ас­пект Пресс, 2006.

32. Ледяев В. Власть: концептуальный анализ. – М., 2004.

33. Макиавелли Н. Государь /Пер. с итал. К.А. Тананушко. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

34. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2009.

35. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – М., 2004.

36. Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Мысль, 1995.

37. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

38. Рассолов М.М. История политических и правовых учений: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

39. Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиция: Учебник для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2000.

40. Парсонс Т. О понятии "политическая власть" // Антология политической мысли. Т.2. – М., 1997.

41. Политология: учебник / А.Ю Мелвиль и др. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.

42. Политология: Учебник, -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009.

43. Политология: учебник / отв. ред. В.Д.Перевалов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009.

44. Политология: Учебное пособие для вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

45. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 - е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

46. Политология: Учебник / Под общей ред. док. филос. наук, проф. В.С. Комаровского. – М.: Изд – во РАГС. 2004.

47. Политология: хрестоматия. - СПб.: Питер, 2006.

48. Политология: краткая хрестоматия. - СПБ: Питер, 2008.

49. Политическая наука. Политические партии и партий­ные системы в современном мире. Выпуск 1. - М.: ИНИОН РАН, 2006.

50. Публичная политика от теории к практике. Серия: Ле­виафан: Государство. Общество. Личность. Антоло­гия. - М.: Алетейя, 2008.

51. Пугачев В.П. Политология высшего образования. – М.: Филол. об-во «Слово», 2003.

52. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. – М., 2008.

53. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студ. вузов / А.И. Соловьев. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

54. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». http: //www.scrf.gov.ru / documents / 99. Html

55. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2007.

56. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008.

57. Шаблинский И.Г. Политическое лидерство: типология и технология: учебное пособие. - М., 2004.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лекция 1. Политология как наука  
Лекция 2. История политических учений. Современные политологические школы  
Лекция 3. Политическая власть и политические режимы  
Лекция 4. Политическая система общества  
Лекция 5. Государство и гражданское общество  
Лекция 6. Политические партии и общественные организации  
Лекция 7. Политические элиты и политическое лидерство  
Лекция 8. Политические отношения, политический процесс и политические конфликты  
Лекция 9. Политическая идеология и политическая культура  
Лекция 10. Мировая политика и международные отношения  
Лекция 11. Национально-государственные интересы и национальная безопасность Российской Федерации  
Литература  
Оглавление  

 


[1] См.: http://www.rpr.ur.ru/stranica/

 

 

Целевая подсистема состоит из следующих компонентов (подцелей):

1) повышение качества выпускаемых товаров и выполнение услуг;

2) ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров;

3) расширение рынка сбыта товаров;

4) организационно-техническое развитие производства;

5) повышение качества сервиса товаров;

6) социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды (ОПС).

Перечисленные компоненты (подцели) направлены на выполнение трех целей организации:

· повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и организации (эту цель выполняют подцели 1,2,5);

· повышение эффективности функционирования организации (подцели 1,2,3);

· комплексное развитие организации (подцели 4 и 6).

Данные проблемы невозможно решить без применения законов, научных подходов, принципов, методов, изложенных в нашей книге.

Компонентами обеспечивающей подсистемы являются:

· методическое обеспечение;

· ресурсное обеспечение;

· информационное обеспечение;

· правовое обеспечение.

Ниже приводится краткое содержание данных компонентов.

Прежде всего рассмотрим такой компонент обеспечивающей подсистемы, как методическое обеспечение.

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), национального, республиканского, регионального либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Национальные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах, и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам высшего уровня.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе для фирмы, независимо от формы собственности.

Следующим компонентом обеспечивающей подсистемы производственного менеджмента является ресурсное обеспечение.

 

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

· своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

· улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

 

Виды ресурсов:

1) трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники и служащие, младший обслуживающий персонал, ученики) и непромышленный персонал;

2) материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

3) основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.);

4) финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;

5) совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

 

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.

 

Процесс движения ресурсов включает формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы.

 

Факторы улучшения использования ресурсов:

· применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;

· оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, экономического обоснования мероприятий по оптимизации, балансовых методов, сетевых моделей и др. методов;

· совершенствование конструкции товара;

· совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

· применение материалов с заранее заданными свойствами;

· типизация технологий путем унификации элементов конструкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;

· совершенствование управления ресурсами;

· применение оптимальных для данных условий методов обеспечения ресурсами;

· стимулирование улучшения использования ресурсов.

 

Методы обеспечения ресурсами:

· через товарно-сырьевые биржи;

· прямые связи, аукционы, конкурсы;

· собственное производство или подготовка;

· спонсорство и др.

Информационное обеспечение системы менеджмента — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику.

Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

Руководитель 50–90 % всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

 

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал — средство передачи информации.

4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

 

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие:

· Зарождение идеи.

· Кодирование и выбор канала.

· Передача.

· Декодирование.

 

Предлагается следующая классификация информации:

· по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

· по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

· по форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;

· по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

· по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

· по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

· по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

· по стадии жизненного цикла объекта — по стадии маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. (до списания);

· по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

 

Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей.

 

Технологический процесс переработки информации должен включать механизацию операций по переработке информации. Операции дифференцируют на рутинные и творческие. К рутинным относятся операции, связанные с сортировкой, заполнением, размножением документов и т.д. К творческим — операции по переработке информации, результатом выполнения которых является управленческое решение.

Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:

· правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.);

· законы и нормативные акты по системам;

· стандартизации;

· метрологии;

· сертификации товаров и услуг;

· защиты прав потребителей;

· антимонопольной политики;

· управления качеством товаров;

· безопасности и охраны труда и др.;

· законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

· правовое регулирование образования и функционирования фирмы.

 

Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, т.к. каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня; будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.

Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие из перечисленных направлений правового обеспечения находятся на стадии обновления.

Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов: маркетинг; планирование; организация процессов; учет и контроль; мотивация; регулирование.

Регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.

Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, являются следующие:

· темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;

· новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;

· политика поставщиков;

· рыночная стратегия конкурентов;

· государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;

· ценовая политика;

· другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.

 

Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:

1) изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;

2) факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;

3) факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.

Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.

 

Компонентами управляющей подсистемы являются следующие:

· управление персоналом;

· социология и психология менеджмента;

· разработка и реализация управленческого решения;

· анализ в принятии решений;

· прогнозирование в принятии решений.

 

Напомним, что методика разработки конкурентоспособных и эффективных управленческих решений основана на изучении экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, методов и моделей управления.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам объектов: среднего качества — для потребителей с низким доходом (капиталом), высокого качества — для массового потребителя со средним доходом, очень высокого (престижного) качества — для потребителей с высоким доходом. Исключения составляют только нормативные акты (законы, указы, постановления, стандарты и т.п.) — они должны быть только очень высокого качества.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Международные стандарты серии ИСО 9000, а также законы Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”, “О защите прав потребителей”, “О стандартизации”, введенные в 1993 году, проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.

 

Основными факторами достижения выпуска конкурентоспособных объектов являются:

1) качество системы менеджмента, определяемое количеством и глубиной применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента, проектирования и производства объектов;

2) качество разработки объекта с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения, надежности и др. в проектно-конструкторской документации;

3) качество материализации проекта, определяемое прогрессивностью технологии, организации производства и менеджмента;

4) затраты потребителя на приобретение (цена объекта), транспортирование, эксплуатацию, ремонты и утилизацию объекта за нормативный срок его службы;

5) степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, определяемая качеством упаковки, степенью соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, качеством гарантийного обслуживания и др. требованиями.

 

К условиям обеспечения конкурентоспособности относятся:

· применение совокупности подходов к развитию системы менеджмента;

· обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;

· рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат по всем стадиям жизненного цикла объектов;

· применение современных методов исследований и разработок (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);

· рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;

· формирование системы мер по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.

 

Полезный эффект товара определяется следующей системой показателей качества:

1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.

2. Надежность товара — сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.

 

 

Контрольные вопросы:

1.В чем сущность системного подхода?

2. Как формируется целевая подсистема?

3. Как формируется функциональная подсистема?

4. Из каких компонентов состоит обеспечивающая подсистема?

5. Из каких компонентов состоит управляющая подсистема?

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Джурабаев К.Т. и др. Производственный менеджмент. Учебное пособие.- М., 2005.-416с.

2. Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В.А. Козловского.-М.: ИНФРА-М,2003.-574с.

3. Производственный менеджмент: Учеб. для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 583с.

4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник.-М.:ЮНИТИ,1997.-447с.

 

Организация производства - это совокупность принципов, методов и подходов соединения средств производства с рабочей силой и другими элементами производства с целью выпуска готовой продукции и получения прибыли.

Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию

Существуют следующие принципы организации производственного процесса:

1) общие;

2) частные.

1. Общие:

n принцип актуализации - превращение неустойчивых, случайных связей в устойчивое. Упорядочение существования данного принципа организации связано с тем, что система нуждается в таких связях, при которых отношения между элементами, и системой обеспечивают существование как элементов, так и целого – системы. Эти отношения являются функциями сохранения системы. Принцип актуализации функций в процессе организации означает становление функций элементов и системы для достижения поставленной перед системой цели (целей). Для этого необходимо выявление всех возможных функций элементов системы и связей между ними, установление их количественной и качественной определенности и сознательного поддержания данных связей;

n принцип сосредоточения - подчинение отдельных функций осуществлению основной функции (цели) системы. В ходе процесса превращения связей, отношений в устойчивые, упорядоченные все новые и новые свойства элементов становятся функциями и упрочиваются все новые связи элементов системы с самой системой. В этом прогрессивном развитии каждая вновь возникающая функция служит другой, более общей, которая, в свою очередь, служит еще более общей. Такое развитие функций и получило название сосредоточения функций;

n принцип мобильности - сознательное поддержание происходящего процесса развития, эволюции и повышения уровня его организованности. Организационный процесс в системе постоянен и непрерывен. Он не прекращается и тогда, когда система сформировалась. В ходе процесса обнаруживается возможность и необходимость не только выявлять и поддерживать все большее количество функций элементов, но и воспроизводить количественные и качественные сдвиги в этих функциях, а в последующем осуществлять их замену (при сохранении устойчивости структур). Эту особенность организационного процесса и выражает принцип лабильности (относительной устойчивости, подвижности) функций. Он используется при сформировавшейся и уже функционирующей системе, когда определился уровень организации.

 

2. Частные:

n принцип пропорциональности выражен в синхронной производительности по выпуску продукции или оказанию услуг в единицу времени всех производственных подразделений. Пропорциональность должна поддерживаться не только между подразделениями основного производства, но и между ним и техническим обслуживанием производства, а также между подразделениями технического обслуживания. Чем выше степень пропорциональности, тем совершеннее система, выше ее эффективность, полнее используются производственные возможности;

n принцип непрерывности характеризует такую организацию производственного процесса, при которой обеспечиваются минимальные затраты времени на выполнение каждого частного процесса или операции, а весь процесс осуществляется либо без перерыва, либо с минимальными перерывами. Чем непрерывнее процесс производства, тем при прочих равных условиях меньше времени затрачивается на изготовление продукции, ниже ее трудоемкость, выше производительность труда, полнее используется оборудование, меньше незавершенное производство, выше экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности.

К непр =1 - Т пер / Т ц, где

Т пер - время, затраченное на перерывы;

Т ц - длительность производственного цикла.

Формы непрерывности:

а) параллельность - одновременное выполнение отдельных производственных процессов и операций над одним и тем же изделием.

К пар = Т пар / Т, где

Т пар - время выполнения всех параллельных операций;

Т - фактическое время изготовления изделия.

б) прямоточность - организация движения предметов труда, при которой нет возвратного движения на предыдущие участки, либо возвратное движение сведено к минимуму.

К пр = Т тр / Т ц, где

Т тр - время для выполнения транспортных операций;

Т ц - длительность изготовления изделия.

n принцип ритмичности - выпуск в равные промежутки времени одинакового или равномерно нарастающего количества продукции и равномерного повторения операций на рабочих местах. Она обеспечивает: комплектный ход производства, т.е. согласованное по срокам изготовление отдельных деталей, узлов и изделий; равномерную загрузку оборудования и рабочих мест соответствующими операциями и работами.

К ритм = V ф / V пл, где

V ф - фактический выпуск готовой продукции в пределах плана;

V пл - планируемый выпуск продукции.

n принцип надежности означает создание таких условий функционирования и развития системы, при которых возможности сбоев в ходе производства от установленного ритма были бы вовсе устранены или сведены к минимуму. Решение этой задачи связано не только с высоким уровнем организации объекта управления – управляемой системы, но и с надежностью функционирования управляющей системы. Последнее предполагает, что структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи всей информации в ходе производственного процесса, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления, своевременное принятие мер по предупреждению возможных отклонений от нормального хода производства.

К над = К п * К н, где

К п - коэффициент полезной работы оборудования;

К н - коэффициент нагрузки оборудования.

К п = t n / Т, где

t n - время полезной работы оборудования;

Т - суммарное время нормативной или фактической работы оборудования (время полезной работы, простои, время полезного хода).

К н = q пл / q max, где

q пл - плановая производительность оборудования;

q max - максимально-возможная производительность оборудования.

 

 

Задание.

Задача 1.

Определить степень непрерывности производственного процесса, а также уровень параллельности и прямоточности при следующих данных:

n длительность изготовления изделия - 160 ч.;

n время выполнения всех параллельных операций - 40 ч.;

n время для выполнения транспортных операций - 30 ч.;

n время, затраченное на перерывы - 15 ч.

 

Задача 2.

Определить уровень ритмичности производственного процесса по декадам месяца, если:

n фактический выпуск продукции (шт.): 1 дек. - 100, 2 дек. - 110, 3 дек. - 125;

n планируемый выпуск продукции (шт.): 1 дек. -110, 2 дек. - 105, 3 дек. - 120.

 

Задача 3.

Дано:

n время полезной работы оборудования - 165 ч.;

n суммарное время выполнения нормативной или фактической работы оборудования - 180 ч.;

n плановая производительность оборудования - 170 ч.;

n максимально-возможная производительность оборудования - 200 ч.

Определить:

n степень надежности производственного процесса;

n изменение степени надежности производственного процесса при увеличении полезной работы оборудования на 5 час.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В.А. Козловского.-М.: ИНФРА-М,2003.-574с.

2. Производственный менеджмент: Учеб. для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 583с.

3. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник.-М.:ЮНИТИ,1997.-447с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.306 сек.