Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Как только несколько человек вступают в общение, между ними возникают связи, превращающие их в малую группу. Представьте себе хотя бы пассажиров в купе поезда. Иногда люди еще и двух слов не сказали друг другу, а контакт уже возник. Либо это зарождающаяся симпатия, либо антипатия, либо одобрение, либо осуждение. Всегда найдется и человек, который возьмет на себя функции лидера, инициатора общения. И как ни кратковременно существование этой группы, именно она на этот период, а нередко – и на более продолжительный срок, определяет настроение людей, эмоциональную атмосферу. Группа пассажиров в купе поезда – реальная (существующая в действительности), кратковременная и неформальная (возникшая стихийно, официально не оформленная) группа. Каждый человек входит не только в такие, но и более постоянные группы: он член семьи, класса, спортивной команды или кружка художественной самодеятельности. Группы, специально созданные для определенной деятельности, называются формальными. Нередко они имеют структуру, заданную тем или иным документом. Но под этой внешней структурой всегда скрывается и структура неформальная: связи, возникающие на основе симпатии и антипатии между людьми. Даже если взять группу из казалось бы двух совершенно одинаковых людей – близнецов – она будет иметь определенную структуру, распределение ролей и определенные отношения между членами группы. И в том, что близнецы часто вырастают похожими только внешне и абсолютно разными по характеру, «повинна» и их малая семейная группа, а также все иные, в которые они входят по мере взросления и выполняют там разные роли.

Различаются группы и по количеству членов. Нижний предел ясен – не менее 2-х человек. Максимальная численность – 30-40 человек. Школьный класс можно считать малой группой, ведь одноклассники объединены общей деятельность и имеют возможность непосредственного контакта. Между ними возникают определенные отношения. Хотя внутри такой многочисленной группы неизбежно, под влиянием взаимных симпатий и антипатий, появляются более мелкие группировки. Присмотритесь к своему классу: на фоне общения со многими одноклассниками, у каждого есть круг ближайшего общения, есть своя микросреда. С этой точки зрения любой член группы занимает в ней определенное положение, для каждого складывается своя неповторимая ситуация взаимоотношений с окружающими. При этом в малой группе часто формальные статусы и роли (староста, отличник, сын профессора и т.д.) не принимаются в расчет, а личный статус, отражающий степень популярности и авторитетности человека, оказывается гораздо важнее.

Может случиться, что человек фактически живет и действует в группе, которую не считает своей. Он «тянется» к иной группе, в которой черпает нормы, ценности и установки своего поведения. Например, ему интересны только приятели из спортивного клуба либо он вообще подражает героям какого-то молодежного телесериала. Такая группа (реальная или условная, т. е. не существующая в действительности) для данного человека является референтной (эталонной ). Зная референтную группу человека, можно многое объяснить в его поведении.

Группы и коллективы. Низший уровень развития группы – это диффузные (случайные) группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Группа пассажиров в купе поезда – яркий пример такой группы. Высшей формой объединения людей является коллектив, создающий наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Коллектив – это не просто хорошо организованная группа, в которой имеется система ответственной зависимости, органы самоуправления. В конце концов и в банде может быть четкая организация. Коллектив возможен только при условии, что он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества, и все члены группы разделяют ее ценности, т.е. проявляется ценностно-ориентационное единство, и воспринимают ее как референтную для себя. Межличностные отношения в таких группах приобретают характер взаимопомощи и взаимопонимания, эмоциональной совместимости и слаженности. Даже неожиданные серьезные трудности не выбивают коллектив из колеи, не вносят дезорганизованность и раздражительность по отношению друг к другу.

Развитие группы в коллектив – очень сложный процесс, который никогда не протекает стихийно, без целенаправленной работы и руководителей, и членов коллектива. В своем развитии группа, например школьный класс, закономерно проходит ряд этапов. Первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу, притиркой друг к другу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. На втором этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение, сильные и слабые стороны отдельных членов группы проявляются все отчетливее. Происходит борьба за лидерство, и формируется актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Очень важным для развития группы на этом этапе является наличие перспективной цели и мотивации успеха, которые помогают выдвигать средние и ближайшие цели и последовательно их достигать. Третий этап отличает высокий уровень сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Все большее число членов группы участвует в планировании и принятии решений. Зрелый коллектив по своей атмосфере приближается к дружной семье, в которой все проблемы жизнедеятельности решаются так, чтобы способствовать личностному росту каждого ее члена.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная группа | Структура социальных групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.