Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития экологии как науки

Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди постепенно познавали повадки и пути передвижения животных, на которых охотились, полезные и вредные свойства растений, особенности их жизненного цикла и места произрастания, в поисках убежищ изучали рельеф и т.д. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.

Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира. Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля, который описал более 500 видов животных, указав в том числе и на характер их мест обитания - а это уже сфера экологии.

Для античного периода характерно описательное направление в науке, основанное на эмпирических знаниях о природе. В то же время, человек был выделен из природы и поставлен в центр мироздания.

В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.

В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма. Следует упомянуть о легендарном враче Авиценне, родившемся и жившем в Средней Азии. его книга «Канон врачебной науки» имеет мировую известность, в ней есть разделы о влиянии на организм человека окружающего воздуха, места жительства и времен года. Другим видным ученым был врач Парацельс, идеи которого о дозированном влиянии природных факторов были развиты 19 в. в работах Либиха и шелфорда. Но большая часть накопленных знаний была утрачена в связи с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки.

Толчком к развитию наук о природе и современному естествознанию послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения. Этот период характеризуется описанием открытых земель, их растительного и животного мира. Много внимания уделялось влиянию погодно-климатических и других факторов природы. эпоха Возрождения произвела революцию в умах людей Западной Европы. В эпоху возросшей деловой активности стали появляться талантливые изобретатели, исследователи, художники, мыслители.



18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.

Первая половина 19 века – зарождение и становлении экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Вторая половина 19 века - создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».

Экологический подход к изучению природы, как следует из всего вышесказанного, был свойственен человеку с древнейших времен, но слова «экологи» не было. Заслуга Геккеля в том, что он предложил название новой науке и определил предмет ее исследований.

Важным шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз(гр. bios – жизнь, koinos - сообщество) – совокупность популяций, которая функционирует в определённом биотопе. Биотоп (гр. bios – жизнь, topos - место) совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое или экосистема.

Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.

Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А.Н. Бекетов, Н.А. Северцев и др.

В самом конце 19 века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования природных систем выступил выдающийся ученый-почвовед В.В. Докучаев. Именно закономерная связь между «силами», «телами» и явлениями, между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами , с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром – с другой стороны, составляет сущность познания «естества», считал он. Практическое осуществление его идей связано с именем Г.Ф. Морозова- создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. Эти идеи были реализованы немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.

Начало 20 столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды.

Оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология леса, экология моря и т.д.

В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экология особей – аутэкологию (англ. out – вне, отдельно) и экологию сообществ - синэкологию (гр. syn – вместе). Это деление распространилось затем и на общую экологию.

Особый интерес ученой общественности привлекли исследования русского геохимика Вернадского и его учения о биосфере и ноосфере. Он привлек внимание к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Учение о биосфере сыграло важную роль в подготовке целостного восприятия природных процессов как системы.

Вторая половина 20 столетия – характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| История развития экологии как науки

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Обзор среды и история болезни
  2. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  3. А. Своеобразие исторического развития и образа жизни кочевых народов Центральной Азии.
  4. Автомобильные пневмоприводы. Расчет и выбор элементов. Перспективы развития
  5. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития
  6. Альтернативы развития России после Февральск. Революц.
  7. Альтернативы развития России после Февраля 1917 г.
  8. Аскарида. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики, профилактика. Очаги аскаридоза.
  9. Базовые стратегии развития предприятия
  10. Балантидий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики.
  11. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка.
  12. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.158.39
Генерация страницы за: 0.106 сек.