Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные модели второго поколения – нормативный подход

В глобальных моделях II поколения был начат поиск возможностей анализа различных управляющих воздействий, использования нормативов. Вводились элементы планирования и управления, строились механизмы воздействия на динамику глобальной системы и её важнейших подсистем: экономической, социально-политической и экологической. Важной чертой построения этих моделей стал предмодельный анализ в виде качественных гипотез развития этих подсистем.

В моделях оценивались результаты социально-политического и экономического развития мира в целом и его важнейших стран и регионов за период с 1950-1970 гг., прослеживались сдвиги в экономике, политике, социальной сфере, народонаселении. Для описания каждой отдельной страны или региона была разработана базовая модель виде 3-х основных блоков – экономического, социально-политического, экологического и 3-х подблоков – международной торговли, международных отношений, международных территорий и акваторий. Моделировалась система взаимосвязей и взаимоотношений в глобальной системе. Например, экологический блок состоял из описания динамики 6 факторов (их множества достаточно для описания экосистемы человека): воздух, пресная вода, земля, минеральные ресурсы, продовольствие, население. Было введено 14 количественных характеристик: загрязнение воздуха и пресных вод, баланс пресных вод и земли, энергетические и прочие минеральные ресурсы, калорийность рациона, содержание белков, общая численность и темп роста населения и т.д. Затем вводились ограничения по шкале: норма, предкризисное состояние, кризис. На основе оценок экологического равновесия давались запросы в экономический блок на выделение необходимых ресурсов.

В некоторых развивающихся странах были разработаны собственные глобальные проекты. В модели были рассмотрены не стандартные показатели экономического роста (валовый национальный продукт или душевой доход), а минимальные потребности каждого человека в пище, жилье, просвещении, здравоохранении, занятости и коммуникациях. Эти потребности были заданы количественными параметрами: 3000 калорий и 100г протеинов в суточном рационе; 1 дом (4 маленькие комнаты) на семью; 12-летнее обучение для 98% детей, начиная с 6-8-летнего возраста. Будущее развивающихся стран прогнозировалось в виде достижения определенного состояния и удовлетворения заданного круга показателей, развитие экономики было призвано удовлетворить минимальные потребности в плановых постановках. Такие модели имели планово-оптимизационный характер.

В 1977 г. под руководством В.В. Леонтьева (американский ученый, русского происхождения, лауреат Нобелевской премии) в ООН был разработан проект “Будущее мировой экономики”. Целью этого проекта было не прогнозирование, а проектирование развития мировой экономики. Группа Леонтьева анализировала различные аспекты развития и определяла программу мер, которые могли бы способствовать сохранению экологического баланса и выживанию человечества. Модель имела региональную структуру: в ней было представлено 15 регионов мира, охватывающих 171 государство с учетом их географического положения, экономического развития. В проекте учитывалось взаимодействие 45 параметров экономической деятельности. Было просчитано 8 альтернативных вариантов развития мировой экономики, различавшихся по гипотезам о динамике занятости, инвестиций, внешней торговли, платежного баланса, затрат на уменьшение загрязнения среды, структуры, затрат на добычу полезных ископаемых.

В этой глобальной модели анализировались возможности сокращения разрыва между развитыми и развивающимися странами с 12:1 в 1970 г. до 7:1 в 2000 г. (уровень развития определялся в основном по душевому ВНП – валовый национальный продукт). Специально были рассчитаны необходимые доли ВНП, направляемые на экологические нужды, которые должны быть не ниже 1,5- 2,5% ВНП (для значительного устранения загрязнений). Такие расходы доступны только для высокоразвитых стран.

В целом модель группы В. Леонтьева – значительный шаг вперед по сравнению с ранее разработанными моделями. Прежде всего, проблемы и особенности современного мира были рассмотрены реалистично. Модель была рассчитана на длительную перспективу и могла применяться для решения многообразных вопросов развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальные модели первого поколения–прогнозирование | Глобальные модели третьего поколения – проблемно-прогнозный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.