Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология политических культур

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

Любая конкретная политическая культура должна быть идентифицирована по типу. Многообразие политических культур, порожденных обществом за многие сотни лет, многомерность этих кулътур, широкий спектр возможных логических подходов к их анализу предопределяет возможность построения целого ряда типологических моделей политических культур, особенно когда дело касается её развитых форм. Логическим основанием вычленения типов культур служат не частные признаки культур, а их качественные признаки как систем, соотносимых либо с социально-политическим процессом, либо с социально-политическими системами, либо с какими-то другими объективными явлениями и процессами.

В основании типологии политических культур могут лежать факторы, отражающие специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (Д. Элазар) и др.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой.

Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, где сильна ориентация на политические институты, невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

1. - Провинциалистская политическая культура.

В обществе, где господствует этот тип, например, в африканских племенах или местных автономных общинах обычно не существует специализированных политических ролей. Местный вождь или шаман воспринимается членами общества во всех ролях религиозной, политической экономической, духовной и т.д. В более дифференцированных системах член общества может иметь самое общее представление о центральном правительстве и относится к нему совершенно безразлично.

2. - Подданническая политическая культура.

Члены общества, ориентированные на этот тип, знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают по отношению к ним определенные чувства неприязни, гордости и т.п. Они могут оценить их как законные и незаконные, но в целом их поведение носит пассивный характер.

3. - Партиципаторная (политическая культура участия).

Члены общества внутренне ориентированы на существующую политическую систему, включая политические и административные структуры, на активное участие в политической жизни общества. Но в реальной жизни ни одна из данных схем не существует в "чистом" виде, и каждая культура включает в себя в различной степени части других типов политической культуры. И в этом плане можно выделить 3 типа смешанных политических культур:

1.- Провинциалистско-подданическая - часть населения отвергает притязания вождей, шаманов, местных властителей (феодальная власть) и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными правительственными структурами. Это характерно для периода перехода к централизованному государству. Может длиться столетия.

2. - Подданически-партиципаторная политическая культура - у значительной части общества население ориентируется на активное участие в политической жизни, но остальная часть ориентируется на авторитарную правительственную структуру и проявляет пассивность (Франция, Германия и Италия XIX и ХХ вв.).

3. - Провинциалистско-партиципаторная политическая культура - характерна для тех развивающихся стран, которые становятся на путь буржуазной демократии. Политическая система в большинстве из них провинцалистско - фрагментарная, и проблема состоит в том, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни.

4. – Гражданская культура. Этот вид политической культурыпо утверждению американских социологов представляет собой особый, смешанный тип политической культуры. Она сложилась в первоначальной форме в Англии, но развитие получила в США. Для неё характерен консенсус относительно легитимности политических институтов (лат. легитимус – законный), направления и содержания общественной политики, широкое распространение плюрализма интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры в граждан.

Эта типология хороша тем, что вскрывает в исторической ретроспективе различные ориентации субъекта в отношении существующей политической системы в целом и ее институтов, помогает понять некоторые стороны политической жизни современного мира. Но указанные типы политической культуры при ближайшем рассмотрении оказываются лишь типами культуры политического сознания. Они не рассматривают политическое поведение индивидов и групп, вопросы функционирования самой системы,

Другой важный недостаток в том, что «Гражданская культура» США рассматривается как эталонная политическая культура. Авторы, по сути, становятся на тривиальный путь апологетики существующей в Америке системы общественно-политических отношений и господствующей политической культуры. То же самое, но с противоположным знаком утверждали советские политологи и социологи и их коллеги из социалистических стран.

Известный российский политолог С. Гаджиев предложил выделить три типа (супертипа) политической культуры: органический, либерально-демократический и смешанный. В рамках органического типа, по его мнению, можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной и традиционной политической культур и субкультур. При всем расхождении общим для всех них являются господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритет публичного (общественного над частным, прав и свобод граждан, коллектива над индивидуальными правами и, соответственно, подчиненность личности коллективу).

Для носителей данного типа политической культуры характерны повышенные ожидания от государства, преувеличение его роли в жизни общества, зачастую доходящее до мифологизаций и даже обожествления. Государство рассматривается как единый организм, в котором различные институты, организации, группы, отдельно взятые люди играют лишь подчиняемую роль. Имеет место та или иная степень персонализации политики и государства, когда оно отождествляется с личностями конкретных государственных деятелей, вождей, «отцов нации» и т. д. В наиболее жесткой форме важнейшие элементы данного типа проявились при тоталитарной системе в СССР, а также в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки

Либерально-демократический тип характеризуется плюрализмом в социальной, экономической, духовной, политической и других сферах жизни. Важнейшей его ценностью является ценность индивидуальной свободы, отдельной личности, прирожденных неотчуждаемых прав на жизнь, свободу, частную собственность. Особенно важны для этого типа политической культуры ценности идеологического и политического плюрализма и связанные с ними принципы представительства и выборности должностных лиц в государстве. Большая роль придается также правовому характеру регулирования общественных отношений. Право, правовая система, с точки зрения этого типа культуры, представляют собой гарант индивидуальной свободы, свободы выбора по своему усмотрению морально-этических ценностей, сферы и рода деятельности. В обществе должен господствовать закон, а не частные мнения. Функция государства состоит в регулировании отношений между гражданами на основе закона. Эти сущностные характеристики либерально-демократической политической культуры, по мнению К.С.Гаджиева, реализуются в странах Запада.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идеология консерватизма и современность | Россия в системе международных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.