Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторно- практическое занятие № 1

Тема: Микробиологическая микробиология. Микроскопы. Устройство микроскопа.

Цель занятия: Ознакомиться с техникой безопасности при работе в микробиологической лаборатории. Правила работы с микроскопом. Изучить разновидности световой микроскопии: темнопольная, фазово - контрастная, люминесцентная.

Правила по технике безопасности при работе в микробиологической лаборатории.

1. Не входить в лабораторию в пальто, головном уборе, не вносить посторонние вещи.

2. Приступать к занятиям, надев хлопчатобумаж­ный халат.

3. Строго соблюдать правила обращения с химическими реактивами и красителями.

4. С большой осторожностью пользоваться смесью спирта с эфиром, не переносить ее на столы с горелками.

5. Поскольку некоторые микроорганизмы, особенно споры грибов, являются аллергенами, не допускать их распыления — не оставлять открытыми чашки Петри, пробирки, колбы с культурами микроорганизмов.

6. Перед тем как набирать ртом с помощью пипетки сус­пензии микроорганизмов или реактивы, убедиться в том, что пипетка закрыта с тупого конца ватой.

7. В лаборатории поддерживать порядок и чистоту. По окончании занятий протирать иммерсионный объектив микро­скопа мягкой тканью, накрывать микроскоп полиэтиленовым чехлом, приводить в порядок рабочее место, мыть руки.

8. Помнить о том, что студенты несут ответственность за используемые ими микроскопы, другое лабораторное оборудо­вание, чистоту рабочего места.

9. Перед уходом из лаборатории дежурному проверять, выключены ли газ, вода, электроприборы.

 

Микроорганизмы можно обнаружить только при помощи оп­тического или электронного микроскопа. Максимальное увеличе­ние оптического микроскопа составляет 3000. Это позволяет разли­чать частицы размером не менее 0,1—0,2 мкм1. Современные электронные микроскопы имеют разрешающую способность до 0,15 нм2, что дает возможность видеть не только мельчайшие орга­низмы, но и тонкие структуры клеток. Подобный микроскоп увели­чивает рассматриваемый объект в 750 000 раз.

Микроскопия в темном поле. В основе метода лежит эффект Тиндаля — рассеивающийся пучок света при наблюдении сбоку имеет вид голубоватого конуса на темном фоне. Другими словами, при освещении объекта косыми лучами света эти лучи, не попадая в объек­тив, остаются невидимыми для глаза, поэтому поле зрения выглядит темным. В то же время оптически неоднородные клетки, находящиеся в поле зрения и попадающие в сферу прохождения лучей, отклоняют их в такой степени, что лучи попадают в объектив. Поскольку лучи света идут именно от объектов, наблюдатель видит их в темном поле интенсивно светящимися. Метод используется при исследовании живых клеток микроорганизмов.

Микроскопия с фазово-контрастным устройством. Глаз человека различает световые волны по длине (цвет) и амплитуде (интенсивность, контрастность), но не различает их по фазе.

Метод фазово-контрастной микроскопии разработан для наблюдения за прозрачными объектами. Он основан на преоб­разовании фазовых изменений, претерпеваемых световой волной при прохождении через объект, в видимые амплитудные с помощью определенного оптического устройства.

Для проведения исследований необходимо в дополнение к световому микроскопу иметь фазово-контрастное устройство (наиболее широко распространена модель КФ-4), которое со­стоит из фазовых объективов (на оправе имеется буква «Ф»), конденсоров с набором кольцевых диафрагм и вспомогательного микроскопа (оптического устройства, помещаемого в тубус вместо окуляра при установке фазового контраста). Метод применяют для исследования живых клеток мик­роорганизмов, контрастность которых достигается оптическим путем без вмешательства в их физиологические процессы.

Люминесцентная, или флуоресцентная, микроскопия. Некоторые биологические объекты способны при освещении коротковолновыми лучами (сине-фиолетовыми, ультрафиоле­товыми) поглощать их и испускать лучи с более длинной вол­ной. При этом клетки будут светиться желто-зеленым или оранжевым светом. Это собственная, или первичная, люминес­ценция.

Нелюминесцирующие объекты можно обработать специ­альными флуоресцирующими красителями — флуорохромами (акридином желтым, акридином оранжевым, аурамином, примулином, тиофлавином, конго красным) и также наблюдать люминесценцию. Это будет наведенная, или вторичная, люми­несценция. Препараты, окрашенные флуорохромами, изучают в сре­дах, не люминесцирующих под действием коротковолновых лучей: в воде, глицерине, вазелиновом масле или физиологиче­ском растворе.

Люминесцентная микроскопия по сравнению с обычной позволяет:

- сочетать цветное изображение и контрастность объектов;

- изучать морфологию живых и мертвых клеток микроор­ганизмов в питательных средах и тканях животных и растений;

- исследовать клеточные микроструктуры, избирательно поглощающие различные флуорохромы, являющиеся при этом специфическими цитохимическими индикаторами;

- определять функционально-морфологические измене­ния клеток;

- использовать флуорохромы при иммунологических реак­циях и подсчете бактерий в образцах с невысоким их содержа­нием.

Электронная микроскопия. По схеме строения электронный микроскоп аналогичен свето­вому, но освещение объекта обеспечивает не луч света, а поток электронов от вольфрамовой нити, нагреваемой электриче­ским током. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,2—0,4 нм, рабочее увеличение в сред­нем - 100 000 раз.

Трансмиссионный электронный микроскоп. Трансмиссионный (от лат. transmissio — передача, переход) микроскоп широко применяют в биологических исследованиях. Каждый электронный микроскоп состоит из электронной пушки (источник электронов); электромагнитных катушек, вы­полняющих роль конденсорной, объективной и проекционной линз; предметного столика; экрана для изображения и окуля­ра. Для работы микроскопа необходим вакуумный насос, так как движение электронов возможно только в вакууме. Элект­роны в трансмиссионном микроскопе движутся по такому же пути, как и лучи света в световом микроскопе.

При изучении под электронным микроскопом морфоло­гических особенностей клеток микроорганизмов исследуются целые клетки, для изучения ультраструктуры клеток — их сре­зы. Толщина срезов не должна превышать 0,8—0,9 мкм.

Сканирующий, или растровый, электронный микроскоп. Этот микроскоп дает объемное, почти трехмерное изображение исследуемого объекта. В сканирующих микроскопах под­вижный тонкий электронный луч очень быстро и последова­тельно обегает поверхность исследуемого объекта по квадрат­ному растру и передает полученную информацию на электронно-лучевую трубку, покрытую люминофором, светя­щимся под действием электронов. Глубина фокуса сканирую­щего микроскопа достигает нескольких миллиметров; пределы полезного увеличения — 10—15 тыс. раз, разрешающая способность меньше, чем у трансмиссионных электронных мик­роскопов.

Препараты для сканирующего микроскопа подвергают специальной обработке, основная цель которой — обезвожи­вание объекта без нарушения (сморщивания) поверхности структур. Затем препарат покрывают тонким слоем сплава зо­лота или платины, что делает его поверхность электропро­водной и позволяет избежать накопления электрического за­ряда, который может снизить разрешающую способность мик­роскопа.

Контрольные вопросы:

1. Порядок выполнения работ в микробиологической лаборатории.

2. Строение светового микроскопа.

3. Правила работы с микроскопом.

4. Виды микроскопии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические указания для выполнения лабораторных работ по микробиологии | Лабораторно- практическое занятие № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.