Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13 Административно-правовое регулирование в экономическое сфере

Цель: – Изучить общую характеристику административно-правового регулирования в экономической сфере.

План:

1 Организационно-правовая система государственного управления транспортом и коммуникациями.

2 Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитами.

1. Транспортно-коммуникационный комплекс — это обеспеченный инфраструктурой сектор экономики, продукцией которого являются услуги по перевозке, передаче информации и содержанию в надлежащем состоянии "промышленности сообщений". Структура отдельных видов транспорта очень сложна. В ее состав могут входить производственно-технические, хозяйственные и иные объекты, службы. Например, в железнодорожный транспорт входят пути и сооружения, станции, разъезды, локомотивное, вагонное хозяйство и т. д. В этой связи перед органом управления возникает ряд задач: координация деятельности участников транспортно-перевозного процесса; организация перевозок; обеспечение безопасного движения транспортных средств; сотрудничество с другими государствами в области определенного вида транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного (речного, морского), трубопроводы). Организация управления транспортом и коммуникациями осуществляется Правительством и транспортными ведомствами. Законодательные акты Республики Казахстан в целях обеспечения согласованного взаимодействия всех видов транспорта и связи, развития дорожного хозяйства, поддержания конкуренции, обеспечения равного доступа граждан и организаций к услугам транспорта и связи, дорожного хозяйства, обеспечения нужд самого государства, качества услуг устанавливают следующие административно-правовые формы участия в транспортно-коммуникационном комплексе центральных исполнительных органов, входящих и не входящих в состав Правительства, и ведомств: издание нормативных актов (правовое обеспечение); лицензирование; управление государственными предприятиями и учреждениями, объектами государственной собственности, государственными долями в хозяйственных товариществах; участие в приватизации объектов государственной собственности; государственные закупки (контракты); антимонопольные регулирование и ценообразование; управление республиканским Дорожным фондом; надзор и контроль; международное сотрудничество. К правовому обеспечению относятся разработка и утверждение нормативных актов, стандартов, технических условий, в том числе требующих согласования с другими органами центрального государственного управления по вопросам перевозок, безопасности движения, экологических норм эксплуатации транспорта, строительства и эксплуатации объектов транспортной и коммуникационной инфраструктуры, транспортной техники, средств связи. Нормативные акты, непосредственно касающиеся прав граждан, до вступления в силу подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции. По отдельным вопросам они должны предоставлять возможность местным исполнительным органам изменять и дополнять их применительно к местным условиям. Управление государственными предприятиями и учреждениями, объектами государственной собственности включает в себя: 1) осуществление функции субъекта права государственной собственности по отношению к государственным предприятиям транспорта, связи, автомобильных дорог, отнесенным к республиканской собственности Постановлением Правительства от 25 июня 1996 года № 790 "О перечне республиканских государственных предприятий" [1], и к государственным учреждениям; 2) делегирование представителей в Комиссию по наблюдательным советам в хозяйственных товариществах с участием государства; 3) представление на утверждение в Правительство перечня республиканских автомобильных дорог общего пользования. Управление отдельными видами транспорта может осуществляться по разным схемам с учетом особенностей транспорта, характера задач, участия в перевозочном процессе различных организаций. Управление автомобильным транспортом общего пользования может осуществляться по трехзвенной системе: Министерство транспорта и коммуникаций (его территориальные органы) — местные органы государственного управления — автотранспортные организации. Управление автомобильным транспортом включает исполнение организационных, юридических и иных положений, обеспечивающих перевозку и безопасность движения. Основными нормативными требованиями к автоперевозчику являются Правила дорожного движения и условия перевозки пассажиров и грузов. Железнодорожным транспортом руководит Министерство транспорта и коммуникаций по схеме: Министерство — управление железной дороги — отделение железной дороги — администрация линейных организаций. В целях обеспечения безопасности движения, соблюдения правил технической эксплуатации железных дорог и подвижного состава Министерство утверждает Устав железных дорог (временный), тем самым принципиально подчеркивается значимость технического состояния и порядка эксплуатации железной дороги и подвижного состава. Управление морским транспортом организовано по схеме: Центральный исполнительный орган — пароходство, порт — капитан судна. Каждое из звеньев управления имеет собственные задачи и обеспечивает их выполнение. С точки зрения режима правового регулирования морских перевозок особое значение имеют правила, действующие в пределах территории и акватории порта и судовождения. Воздушный транспорт (гражданская авиация) управляется по схеме: Центральный исполнительный орган — авиаотряд или компания — командир воздушного судна. В обеспечении безопасности полетов и перевозки важную роль выполняют: а) Правила навигации и эксплуатации судна; б) Правила контроля (досмотр ручной клади и личный досмотр пассажиров); в) Правила наземного и иного обеспечения полетов. Трубопроводы как особый вид транспорта используются преимущественно для транспортировки нефти и нефтепродуктов и газа (нефтепроводы и газопроводы), обеспечивая распределение нефти и газа по магистральным трубопроводам для переработки или непосредственного промышленного, бытового потребления заказчиками. Дорожное хозяйство имеет не только экономическое, но и культурное, иное (например, оборонное) значение. В процессе управления дорожным хозяйством осуществляются развитие сети дорог, реконструкция и ремонт дорожных сооружений, содержание дорог и технических сооружений на дорогах в состоянии, способном обеспечивать эффективное и безопасное движение. Для обеспечения указанных направлений деятельности имеется Дорожный фонд, в который делаются отчисления в порядке, устанавливаемом Правительством. 2 Финансы — это общественная форма, обусловленная существованием денег. Возникновение финансовых отношений является результатом потребности общественного развития, а не результатом деятельности государства, его волеизъявления, государство само "есть продукт общества на известной ступени развития". Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений, которые появляются только тогда, когда начинается реальное движение денежных средств. Известно, что понятие производства включает в себя создание продукта или услуги, необходимых для удовлетворения потребностей индивидов общества, состоит из совокупности всех операций в процессе создания полезной вещи и оказания услуг вплоть до передачи блага в распоряжение конечного пользователя. Государство занимает ключевые позиции в регулировании общественных отношений, связанных с денежными средствами, выступая одновременно и как собственник, и как административный субъект. Именно роль и деятельность административного субъекта и представляет институт административного права "управление финансами, кредитом и налогами". Государственное управление в такой сфере, как финансы, осуществляется посредством специальных исполнительных органов, наделенных административно-властными полномочиями, с помощью которых осуществляется регулирование движения потоков денежных средств. Доходы, полученные на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. В Конституции Республики Казахстан (статьи 53,54) закреплены основы финансовой деятельности государства, которые служат базой для текущего финансового законодательства. Государственная власть и государственные финансы взаимосвязаны, существование их порознь немыслимо. Финансы являются одновременно и базой осуществления государственной власти. Власть, распоряжающаяся денежными средствами, воспринимается как более эффективная, чем та, которая действует методами правового принуждения. Но воплощенная в правовом принуждении власть необходима для обеспечения государства финансовыми средствами, особенно для взимания налогов. Таким образом, государственные финансы — предпосылка, средство и одновременно объект деятельности государства. Основа финансовой мощи — деньги, и они обладают двумя качествами: обеспечивают свободу и наделяют властью. Поэтому в государстве распределение полномочий, равно как и определение масштабов и границ деятельности в области финансов имеют существенное значение и заслуживают особого внимания. Правительство Республики Казахстан разрабатывает и представляет в Парламент бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении, обеспечивает проведение в Республике Казахстан единой финансовой, кредитной и денежной политики. Условием выполнения соответствующих полномочий и задач является адекватное финансовое обеспечение, поскольку власть, которой обладает современное социальное государство, основывается в первую очередь на финансовых ресурсах власти. "Небрежное" отношение к границам компетенции ведет к снижению ответственности за расходованием бюджетных средств, к неправильному руководству единым хозяйственным механизмом. Следует четко разделять компетенцию политической власти и администрации. Политическая власть принимает принципиальные решения и несет за них ответственность, в то время как администрация имеет подчиненное положение, но располагает прерогативами публичной власти, которые позволяют ей подчинять себе отдельных лиц, используя властные полномочия, закрепленные в законодательном порядке. Совершенствование управления финансами, кредитами во многом сопряжено с организационной структурой и полномочиями Правительства, деятельностью министерств и ведомств, их взаимоотношениями с другими государственными органами.Связь управленческой деятельности этих органов и государственных организаций и финансов очевидна. В этой связи уместно подчеркнуть, что финансы органов управления: 1) подчиняются общей политике государства, 2) не являются полностью автономными, а находятся под контролем центральной власти, которая в случаях, предусмотренных законом, может оказывать финансовую помощь местным органам государственного управления, государственным организациям. Министерство финансов Республики Казахстан является центральным финансово-экономическим органом государственного управления, осуществляющим общее руководство организацией финансов в республике, и несет ответственность за реализацию единой государственной политики во взаимодействии с кредитной, валютной, денежной, налоговой и таможенной политикой. Важнейшей функцией Министерства финансов является организация работы по составлению бюджета, представляющего собой главный документ государства. Бюджет — это расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению. Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого решения, в соответствии с которым субъект берет на себя обязательство своевременно сделать выбор необходимых решений, неукоснительно проводит в жизнь сделанный выбор. Структурным подразделением Министерства финансов Республики Казахстан является Главное управление Казначейства.Централизованная система органов Казначейства Министерства финансов состоит из Главного управления Казначейства и подчиненных ему территориальных органов. Основными задачами Казначейства являются управление государственными финансовыми ресурсами; осуществление бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета; учет движения финансов и обслуживание совместно с Национальным Банком внутреннего и внешнего государственного долга Республики Казахстан. Существенная роль в проведении единой экономической и финансовой политики в государстве принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан. За последние годы заметно возросла роль банков в экономическом развитии страны, сегодня ситуация характеризуется взятием курса на активное участие банков в кредитной политике.Главная роль Национального Банка состоит в заботе о том, чтобы высокий уровень производства и занятости в народном хозяйстве сочетался со стабильностью цен, уравновешенностью внешнеэкономического баланса, международной стабильностью национальной валюты. Национальный Банк является одним из средств проведения экономической и финансовой политики. Государственное вмешательство в деятельность Национального Банка выражается во все более тесном участии банка в финансово-экономической политике Правительства. Национальный Банк — государственное учреждение, пользующееся широкой автономией, которую поощряет Правительство. Вместе с тем одно из эффективных средств государственной экономической политики, которым продолжает пользоваться Правительство, — это субсидии. Субсидии—это пособия в денежной (или натуральной) форме предоставляемые в пользу юридического или физического лица за счет средств государственного бюджета с целью сокращения или компенсации его расходов либо стимулирования определенного мероприятия. Субсидия означает банковский перевод (трансфер) государственного органа другим государственным органам или социальным институтам. Селективное (избирательное) субсидирование способствует выполнению государственного плана, а субсидирование спроса либо инвестиций может способствовать оживлению конъюнктуры в различных отраслях. Национальный Банк также выполняет другие функции, регулирующие денежно-кредитную политику Правительства, являющиеся основными экономическими средствами: регулирование учетной ставки (дисконтная политика); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые учреждения обязаны хранить в Национальном Банке; операции на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. Кредитование банков второго уровня — это предоставление кредитов в форме учета, переучета и займов под ценные бумаги или векселя. Такое кредитование представляет собой краткосрочный аванс банкам в связи с потребностями в обмен на коммерческие векселя и государственные ценные бумаги. Учет является одним из важнейших средств влияния Национального Банка на кредитную политику государства. Этим объясняется первостепенная важность уровня учетной ставки, определяемой Национальным Банком. Низкая учетная ставка стимулирует банки к получению заемных средств в этом банке, в то время как высокая учетная ставка ограничивает их обращение к этому виду кредита и, следовательно, уменьшает их возможность предоставления кредита клиентам. Игра на учетной ставке может, таким образом, способствовать и расширению, и сужению кредита, и тем самым ускорению или замедлению хозяйственной деятельности и снижению скорости обращения денежных потоков. Другой формой контроля кредита, который осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан, является возможность предоставлять прямые ссуды государству, а также полномочие устанавливать и изменять в определенных пределах процентное соотношение между ликвидными средствами, хранящимися в банках второго уровня, и объемами вкладов (коэффициент ликвидности). По своей сути установление такого соотношения представляет собой дискриминационную меру и тесно связано с политическим курсом Правительства.

Контрольные вопросы:

1 Определите характерные особенности транспортно-коммуникационного комплекса.

2 Что понимается под финансовой деятельностью государства и государственным регулированием финансовой деятельности?

Литература: 2 с.23-146; 12

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12 Административно-правовые режимы | Тема 14 Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.