Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в организации

Личность в организации рассматривается как компонент человеческих ресурсов, представляющих главную ценность организации и формирующих ее ключевые конкурентные преимущества.

В организации находится большинство социальных факторов, формирующих личность работника: круг профессионального общения, интересов, ценности, верования, статус, роль, авторитет и др.

Модель взаимодействия личности и организации приведена на рис. 11.2.

Формирование личности в организации обусловлено следующими факторами:

• предпосылки — критерии (ориентиры), на основе которых люди ведут себя определенным образом. Они включают ценностные ( индивидуальные ценности, цели организации, критерии эффективности) и практические элементы (навыки, знания, информация);

• воздействия (внутренние и внешние), которые включают:

— формирующее воспитание (образование, воспитание, жизнен-[ц опыт);

 

Организационное окружение  
     
  Стимулирующие воздействия  
     
  Личность  
     
  Реакция на стимулирующие взаимодействия  
   
  Действия, поведение  
     
  Результаты работы  
     
       

 

Рис. 11.2. Модель взаимодействия личности и организации

 

— воздействия из источников вне организации (общественная, семейная жизнь);

— воздействие через формальные каналы организации (полномочия, обязанности, приказы, обучение);

— воздействие через неформальную структуру организации (дружба, симпатии, привязанности либо соперничество).

Основу формирования личности в организации составляют:

• расположение — отношение (положительное или отрицательное), которое проявляет личность к объекту взаимодействия. Оно включает три компонента: чувства, знания и намерения человека в от ношении объекта;

• ценности — набор стандартов и критериев, которыми руководствуется личность в своей деятельности. Они могут быть двух видов: относящиеся к цели и к средствам, используемым для достижения цели. Совокупность ценностей формирует ценностную систему, определенным образом характеризующую личность;

• верования — устойчивые представления, которые вырабатываются на основе индивидуального опыта и информации, используются личностью при восприятии тех или иных явлений (объектов) и не требуют соответствующих доказательств;

• принципы — устойчивые нормы и правила, определяющие формы реакции личности на различные объекты, явления и процессы.

Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой их проявления и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

Взаимодействие личности и организации проявляется в следующих формах.

Адаптация процесс приобщения личности к нормам, ценностям, условиям и особенностям организационной среды. В зависимости от того, насколько человек приемлет ценности и нормы организации, различают четыре типа поведения:

«преданный и дисциплинированный работник» — разделяет ценности организации и соблюдает принятые нормы поведения;

• «приспособленец» — не приемлет ценностей организации, но следует существующим нормам поведения;

• «оригинал» — приемлет ценности организации, но не приемлет принятые нормы поведения;

• «бунтарь» — выступает против существующей нормативной системы и организации в целом.

Научение — изменение поведения работника на основе опыта и усвоения требований, предъявляемых к его деятельности со стороны организации.

Компенсация — внешняя реакция на деятельность работника со стороны внешнего окружения (материальное и моральное поощрение, осуждение, наказание). Основными социальными факторами, формирующими личность человека в организации, являются:

• роль — предписанная модель поведения работника в конкретных обстоятельствах в соответствии с его положением в организации. Роли отражают совокупность задач, функций и работ, выполнение которых закреплено за работником. Ролевая структура личности образуется множеством выполняемых ею социальных ролей (руководитель, коллега, подчиненный и др.), их сравнительной значимостью и взаимосвязанностью;

• права — совокупность ожиданий, обращенных к участникам местной деятельности и побуждающих их что-то делать;

• обязанности — определенные ожидания со стороны других людей, то, что человек вынужден делать, исходя из роли, которую он играет;

• статус — место человека в организации, определяемое в системе социальных отношений;

• репутация (авторитет) — общепризнанное значение, влияние, мера признания окружающими заслуг индивида.

Конструирование отношений личности и организации должно быть направлено на гармоничное развитие психологических и социальных основ личности каждого работника и на этой основе — совершенствование организационного потенциала в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства личности | Личность менеджера в системе управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.