Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории лидерства

Теория личностных качеств лидера объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров определенных личных качеств. Исследованиями выявлено свыше восьмидесяти характеристик: физиологических, психологических, интеллектуальных, деловых, личностных. При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера от тех, кого он ведет за собой, являются: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности и знания. Особенно очевидно они проявится у известных выдающихся лидеров (теория великих людей).

Практикой не подтверждается наличие стандартного набора качеств, который предопределяет эффективное лидерство. Личные качества не гарантируют достижения успеха, а их относительная важность в значительной мере зависит от других факторов, включая ситуацию, в которой оперирует менеджер.

Поведенческие теории лидерства рассматривают лидерство как набор привычных моделей поведения руководителя. Они указывают, что эффективное руководство зависит не столько от личных характеристик менеджера, сколько от адекватности его поведения ситуации, уровня квалификации и предпринимаемых действий.

Данные теории акцентируют внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Стиль отражает степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал, привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

К основным поведенческим концепциям лидерства относятся теория «X» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса и др,

Содержание поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение лидера на основе двух основных параметров:

— поведение, ориентированное на выполнение производственных задач (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных);

— поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала).

Обобщенно характеристика поведенческих теорий лидерства приведена в табл. 13.2.

Таблица 13.2. Поведенческие теории лидерства

Теория Стиль лидерства
•теория «X» и «Y» Д. МакГрегора — автократический — демократический
•теория лидерства К. Левина — авторитарный — демократический — либеральный
• континуум стилей руководства Р. Лайкерта — эксплуататорско-авторитарный (1) — патерналистски-авторитарный (2) — консультативный (3) — демократический (4)
• управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона — пессимист (1.1) — диктатор (9.1) — демократ (1.9) — манипулятор (5.5) — организатор (9.9)

 

В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилено внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения. Задача менеджмента представлялась не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить навыкам успешного управления людьми.

Поведенческие теории обеспечили научное обоснование дифференциации стилей руководства, направили усилия менеджеров на поиск оптимального стиля, однако уже в начале 1960-х гг. обнаружили свою несостоятельность при определении эффективности управлений деятельности в контексте конкретной ситуации.

Ситуационные теории лидерства обосновывают, что решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, не отвергая при этом важность личностных и поведенческих характеристик. В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор оптимального стиля руководства определяется на основе мониторинга управленческой ситуации и анализа природы ее ключевых параметров.

Основными ситуационными теориями лидерства являются: модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и Ф. Йеттона и др.

Основные положения ситуационных концепций представлены в табл. 13.3.

Таблица 13.3. Ситуационные теории лидерства

Теория Стиль лидерства
Модель руководства Фидлера   Подход «путь-цель» Т.Митчела и Р. Хауса   Теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара   Модель принятия решений В. Врума и Ф. Йеттона   — отношения между руководителем и подчиненным — структурированность задачи — объем власти руководителя   — стиль поддержки — инструментальный стиль — партисипативный стиль — стиль, ориентированный на достижения   — указание — продажа — участие — делегирование   — автократический (AI, АН) — консультативный (CI, СН) — групповой (GII)

 

Ситуационные теории лидерства имеют важное практическое значение, поскольку утверждают множественность оптимальных стилей лидерства в зависимости от ситуации. Они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов. Согласно данному подходу, менеджер должен уметь проявить гибкость и найти оптимальное решение, не полагаясь только на интуицию или привычную манеру поведения, а приспосабливаясь к требованиям конкретной ситуации и адекватно реагируя на вызовы современного сложного мира.

В настоящее время прочно утвердилось мнение, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные личностные, деловые и профессиональные качества.

В каждом конкретном случае действия руководителя должны определяться конкретной ситуацией. Эффективным окажется лидер, который сумеет наиболее выигрышно использовать возникшую ситуацию. Как и управление в целом, лидерство в определенной мере являет искусством. Поэтому успешным окажется лидер, способный при необходимости изменить стиль руководства в соответствии с реальными условиями и потребностями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные подходы к лидерству | Современный подход к лидерству
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.