Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая монополия. Характерные черты.Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч

Характерные черты. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю).

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "от­расль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.

Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно ти­пична. В таком городе существует одна электростанция, одна же­лезная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП созда­ется в условиях, близких к чистой монополии.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют ре­альные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый про­дукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отне­сти к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.

Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может вли­ять на нее, изменяя количество товара.

 

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленнос­ти), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое мо­нопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компа­ний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д.

Монопольное положение, закрепленное патен­том, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль мо­жет быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классичес­кий пример — история водочной монополии в России).

 

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы произ­водства). Хрестоматийным примером является деятельность ком­пании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупней­шие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социа­листического направления дали массу красочных описаний агрес­сивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона "Империализм" (1902 г.), Р. Гильфердинга "Финансовый капитал" (1910 г.), Н. И. Бухарина "Мировое хозяйст­во и империализм" (1915 г.) и В. И. Ленина "Империализм как выс­шая фаза капитализма" (1916 г.).

Однако в настоящее время жест­кие (до динамита включительно) действия монополий, как и "не­честная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах разви­той рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии циви­лизованного мира.

Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополис­том, если она является единственным производителем экономи­ческого блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Экономическая и административная монополия. Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкурен­ция может обостриться в связи с нововведениями, возможным по­явлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также "борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете.

Чистая монополия возникает на базе рыночной экономи­ки и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.

Иное дело — монополия в условиях административно-команд­ной системы. Такая монополия базируется на государственной соб­ственности на средства производства и действует в условиях зна­чительной ограниченности рынка и товарного дефицита.

Админи­стративно-командная система развивается, как правило, в услови­ях закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным при­знаком этой системы является прямое распределение всех основ­ных ресурсов, что также служит мощным подспорьем администра­тивной монополии.

Конечным ее результатом становится гиганто­мания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Очевидно, что административной монополии конкуренция уг­рожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в ры­ночной экономике.

Опираясь на отраслевые министерства, пред­приятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объек­тивно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным ми­нистерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.

Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной влас­тью, чем экономическая монополия.

 

Определение цены объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но назначать цену.

 

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизиро­ванном рынке Р > MR.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (см. тему 3).

 

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает сни­зить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны (Р1 – Р2)Q1 = (110 - 100) х 4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит (Q2 – Q1) Р2 = (6 - 4) х 100 = 200 долл. (рис. 8.3). Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

 

Рис. 8.3. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

 

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной вы­ручки (см. рис. 8.4). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Рис. 8.4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 8.5).

Q.

Рис. 8.5. Равновесие в конкурентной отрасли

В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре. Площадь 0BEQе соответствует величине из-держек производителей, РеBE - составляет прибыль производите­лей, а АРеЕ - потребительский излишек.

Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 8.6):

 

Рис. 8.6. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точ­ке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемеща­емся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm.

Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то ве­личина излишка потребителей и излишка производителей меняют­ся. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мерт­вого груза монополии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции | Показатели монопольной власти. Индекс Херфиндала-Хиршмана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.