Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность рынка интеллектуальной собственности

Тема 1. Основы функционирования РИС

Рынок интеллектуальной собственности в России

Функционирование РИС на международном уровне

Основы функционирования РИС

1.1. Понятие и сущность рынка интеллектуальной собственности

1.2. Субъекты РИС

1.3. Объект РИС

1.4. Правовая охрана интеллектуальной собственности

1.5. Проблемы продвижения инновационного продукта

2.1. Институциональная структура РИС

2.2. Международно-правовое регулирование авторских прав

2.3. Международно-правовая охрана смежных прав

2.4. Международно-правовое сотрудничество в области патентного права

3.1. Объекты ИС в российском законодательстве

3.2. Особенности регулирования прав на товарные знаки

3.3. Виды договоров при осуществлении операций с интеллектуальной собственностью

В любой экономике потребности экономических субъектов безграничны, а ресурсы ограничены. При этом цель каждого общества - повысить уровень удовлетворения потребностей.

Интеллектуальная деятельность индивидов позволяет при имеющихся неизменных ресурсах повысить уровень удовлетворения потребностей при помощи создания новых, более совершенных технологий. Экономический успех и ассоциируемые с ним социальные и культурные преимущества строятся на создании и управлении инновациями, информацией и идеями.

В любой сфере деятельности создаются и используются новые идеи как результаты умственного труда, права на которые являются интеллектуальной собственностью граждан и юридических лиц.

Для того чтобы результаты интеллектуальной деятельности отдельных экономических субъектов стали доступны для общества сами субъекты должны быть уверены в том, что их права на эти результаты общество (в лице государства) за ними закрепляет. Таким образом, интеллектуальная собственность обеспечивает создание среды, в которой может успешно развиваться творческий и инновационный потенциал любой страны.

Объективные условия формирования российского внутреннего научно-технического рынка, равно как и выход на мировой рынок технологий и инноваций, требует знаний широкого спектра вопросов применения гражданского, международного и специального законодательства при регулировании отношений собственности на результаты творческой деятельности.

ИС возникает в процессе Н-Т сотрудничества

Научно-техническое сотрудничество – процесс создания знаний и технологий, обмена ими, процесс, в котором результаты научно-технической деятельности выступают как специфический товар, имеющий потребительную стоимость.

Выделяют товар нематериальный - знания, навыки, методы; и – материальный: оборудование, инструменты, и т.д.

Реальная коммерческая деятельность по технологическому обмену реализуется в рамках инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – совокупность действий по материализации новых идей, знаний, изобретений и научно-технических разработок в процесс производства в коммерческих целях.

Результаты интеллектуальной деятельности - оригинальная информация, которая является нематериальным объектом, размещенным на материальном носителе, или воплощенным в материальной форме объектом.

Специфика интеллектуального продукта - отчуждение объекта на рынке инноваций путем заимствования.

Наиболее последовательно ее можно рассмотреть путем сравнения сделок в традиционной и инновационной экономике (табл.1).

Так как идейное содержание может быть объективировано в различных формах (то есть на различных материальных носителях), новации в качестве товара могут быть переданы любому числу покупателей. Отдельно взятая новация может обмениваться различными способами любое количество раз со всеми теми, кому интеллектуальный товар представляется полезным, тогда как обычный товар можно обменять лишь однократно.

Рынок интеллектуального продукта – это система экономических отношений по поводу создания, внедрения, распространения и потребления особого вида товара – интеллектуального продукта.

Основные формы инновационной деятельности (рынка интеллектуального продукта):

· научно-производственные комплексы,

· научно-производственные технопарки,

· венчурные инвесторы,

· коммерческие инвесторы,

· инновационные банки,

· стратегически инвесторы.

Интеллектуальная собственность – результаты и продукты творческой деятельности, созданные в производственной, научной, литературной, художественной сферах и имеющие нематериальный характер.

Специфические свойства интеллектуальной собственности заключаются в следующем:

· Это всегда результат творческой деятельности;

· ее защитить можно только с помощью секретности или регистрационной системы (государственного экономического принуждения);

· охрана интеллектуальной собственности имеет первостепенное значение: только после оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности возникает интеллектуальная собственность, которую можно использовать в хозяйственном обороте.

Знание в отличие от вещественного объекта собственности характеризуется:

· неисчерпаемостью, с одной стороны, и относительной экономической ограниченностью – с другой; (не путать с ограниченностью в пространстве)

· материальным, но не вещественным характером (о нематериальности объекта интеллектуальной собственности можно говорить только в смысле его отличия от материального носителя, его неосязаемости);

· объективной и субъективной неопределенностью;

· подверженность только моральному износу;

· сравнительной легкостью распространения (тиражирования) и "пиратского" заимствования;

· возможностью одновременного использования неограниченным числом потребителей;

· невозможностью применения многих норм, касающихся вещественных объектов (правила о доставке вещей, осмотра товара покупателем).

Имущественные права на нематериальные объекты имеют ряд особенностей по сравнению с аналогичными правами на материальные объекты. Например, они не могут быть отчуждены от одного лица и переданы другому в полной мере, т. е. владеть идеей нельзя, ее не вернешь, идея входит в состав знаний другого человека и остается у него. Регулированию поддаётся в данном случае лишь акт использования, который владелец прав может разрешить или запретить.

Если в случае традиционных товаров мы имеем сделку типа товар – деньги, то продажа товара новации выглядит иначе: .

Таблица 1. Сравнение сделок в традиционной и инновационной экономике.

Продажа традиционных товаров Продажа интеллектуальных товаров
1. Реализуемый продукт представляет полезность для покупателя. 1. Интеллектуальный продукт одновременно может служить покупателю и продавцу.
2. Продавец, реализовав товар, лишается его. Т=>Д=>Т 2. Продажа не есть отчуждение, тат как продавец инновации не лишается ее. За редким исключением смены владельца не происходит, получается, что в результате рыночной операции знание передается, а не отдается.
3. Продажа анонимна. Фактическая анонимность связана с тем, сто продавца не интересует кто покупатель его продукта, в каких целях покупается товар, насколько эффективно будет использована покупка. 3. Продажа адресна. Экономическая судьба владельца инновационного товара зависит от признания обществом его интеллектуальных прав собственности. Поэтому для продавца принципиально важно насколько эффективно покупатели используют его товар.
4. Случайный характер сделок не требует специального договора, нет заинтересованности в закреплении финансовой и другой ответственности 4. Специальный договор может служить основой всех сделок. Эти договоры должны зафиксировать взаимные обязательства сторон, выработать принципы совместных действий для защиты теперь уже общих интересов, страхования рисков, обеспечения гарантий распределения поощрений.

Спрос и предложение на рынке интеллектуального продукта.

Особенности рынка интеллектуального продукта:

1) усложняется рыночная структура

2) качественно преобразуется взаимосвязь спроса и предложения - тенденции спроса и предложения становятся мало предсказуемыми. Они определяются с одной стороны потребителями и оценками массы потребителей, а с другой стороны выгодами и возможностями производителей.

3) создаются особые условия для ценообразования

4) появляются иные модели торговых сделок

5) появляются иные типы финансовых расчетов.

На рынке интеллектуального продукта обмен развивается в соответствии с покупательскими предпочтениями. Именно они определяют жизненный цикл товаров, технологий услуг, знаний, профессий. Эти многообразные факторы спроса определяют действия производителей, конкуренция между ними требует от них повышения качества, это неизбежно толкает в сторону инноваций – их производству, заимствованию, продаже и использованию.

Таким образом, спрос на интеллектуальные товары является производным, зависимым от спроса на традиционные товары. Чем в большей степени происходит моральное старение и обесценивание производимой товарной массы (то есть меньше спрос на нее), тем в большей степени растет спрос на рынке интеллектуального продукта, так как увеличивается число производителей, стремящихся к обновлению товарного ряда.

Концепция спроса и предложения по обычным товарам является действенным инструментом анализа потому, что факторы спроса и предложения различны. Для рынка интеллектуального продукта характерна взаимная обусловленность ряда рынкообразующих факторов, то есть одни и те же факторы влияют на спрос и предложение: структура экономики, состояние финансово-кредитной системы, состояние научно-образовательного комплекса, правовая система защиты интеллектуальной собственности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экзаменационные вопросы по курсу «Теоретическая механика и теория поля» | Ценообразование на интеллектуальные продукты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.