Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патинирование электролитическим способом

Слой патины можно получить, если предмет, в качестве анода, подвешивают в электролит, состоящий из 4% водного раствоpa нашатыря. Патина сперва получается красная, затем делается зеленой.

Оксидирование.

Цвет металлов и сплавов в основном довольно однообразен - это сероватые серебристые или слегка голубоватые тона. Исключение составляет золото, имеющее интенсивно желтый цвет, и медь, обладающая характерным красным (горячим) цветом. Кроме того, латуни и бронзы имеют желтоватые и зеленоватые тона, а сплавы никеля и меди, именуемые французским, немецким, американским золотом, иногда очень приближаются к цвету золота. Однако в практике художественной отделки изделий из металла очень часто требуются более разнообразные цвета и оттенки, которые легко получаются при химической отделке художественных изделий из металла.

Сущность химической отделки заключается в следующем: под действием различных химических веществ на поверхности металла происходит реакция с образованием новых химических соединений, которые прочно соединяются с основным металлом и придают ему тот или иной цвет. Образующиеся соединения в большинстве случаев являются окислами или другими химическими образованиями. Иногда химическая отделка является очень стойкой - не изменяется даже при нагревании или действии слабых кислот; в других же случаях пленки не прочны, легко стираются или смываются водой; для придания им прочности изделия после химической отделки закрывают бесцветным лаком.

Химическая отделка сильно отличается от покраски. Главное отличие - это гораздо более тонкая пленка - в пределах сотых долей микрона.

Получение прочных защитных пленок в области художественной промышленности применяют очень широко. Это обусловлено тем, что кроме антикоррозионных свойств, они обладают декоративными качествами и значительно расширяют цветовую палитру художника-металлиста. В современных условиях химическим способом возможно получение самых разнообразных цветов и оттенков на поверхности художественных изделий из металлов и сплавов.

Современной химией разработано огромное разнообразие всевозможных приемов химической отделки металлов, которые широко применяются в различных отраслях промышленности.

Для отделки художественных изделий в зависимости от металла (или сплава), из которого они выполнены, можно применять один из следующих способов.

Отделка изделий из меди. Для получения коричневых тонов, от светлого до темного, применяют раствор сернистого аммония. На 1 л воды берут 20-25 г сернистого аммония. Изделия предварительно нагревают и в нагретом состоянии погружают их в раствор или, если они крупные, покрывают раствором, нанося его кистью. Интенсивность тона отделки зависит от температуры предварительного нагрева изделия: чем она выше, тем темнее коричневый тон покрытия.

Отделка изделий из латуни. Для получения различных оттенков желто-оранжевого, малинового, фиолетового и синего цвета применяют смесь следующих растворов: готовят раствор серноватистокислого натрия (гипосульфит натрия) -130 г на 1 л горячей воды. Отдельно в 1 л горячей воды растворяют 35 г кристалличе ского свинцового сахара (азотнокислого свинца). Оба раствора сливают вместе.

Протравленные в азотной кислоте и промытые в воде изделия при постоянном движении погружают в нагретую до 80° смесь растворов. На изделии возникают различные цвета, которые быстро сменяют друг друга в такой последовательности: желтый, оранжевый, красный, малиновый, фиолетовый, синий. Синий постепенно тускнеет, переходит в серый, и процесс заканчивается. Как только получен желаемый цвет, изделие быстро вынимают из раствора, промывают, просушивают и закрывают бесцветным лаком, так как пленка малопрочна.

Интересная окраска с радужными переходами получается, если изделие извлекать из раствора постепенно после того, как на нем появится желтая окраска. Если изделие медленно и равномерно извлекать из раствора, то его верхняя часть останется желтой с переходом в оранжевый, далее красный, фиолетовый и, наконец, нижняя часть, которая дольше всего будет находиться в растворе, приобретает синий цвет. После этого изделие необходимо тщательно промыть, просушить и покрыть лаком. Смесь растворов быстро теряет свои окрашивающие свойства, поэтому ее нельзя хранить и каждый раз следует употреблять свежие, только что приготовленные растворы.

Для получения серого и черного цвета можно использовать хлористую сурьму (сурьмяное масло), которую намазывают на готовое изделие и натирают щетинной (жесткой) щеткой или кистью. Получив необходимый цвет, изделие промывают и просушивают. В зависимости от продолжительности времени, в течение которого происходит обработка изделия, также от концентрации раствора можно получать различные оттенки, начиная от светлых серовато-фиолетовых и кончая совсем черными. Эта отделка очень прочная. Для меди и латуни можно применять отделку крепкой азотной кислотой. Это старый проверенный долголетней практикой способ, но он требует известного навыка и, главное, большой осторожности при обращении с крепкой азотной кислотой, которая небезопасна для человека. Особенно вредны ядовитые газообразные выделения, образующиеся при проведении работ.

Процесс заключается в следующем; на медное или латунное изделие при помощи ватного тампона, намотанного на деревянную палочку (в виде кисти), наносят крепкую (или разведенную водой) азотную кислоту. После этого на поверхности возникает бурная реакция с выделением газа.

Медная или латунная поверхность при этом сначала зеленеет, а потом постепенно чернеет. Реакция постепенно ослабевает и прекращается. После этого изделие нагревают и процесс вновь активизируется. Нагревание продолжают до полного испарения всей азотной кислоты. Затем изделию дают охладиться и его тщательно промывают в горячей (лучше проточной) воде и высушивают. В зависимости от концентрации кислоты, продолжительности обработки и степени нагрева можно получить самые различные тона - от оливково-зеленых, коричневых, серых до черных. Эта отделка очень прочная. По желанию ее можно шлифовать и полировать.

Отделка изделий из железных сплавов (черный декапир, кровельная сталь). Наиболее простой, доступный и зарекомендовавший себя способ отделки черных металлов - это обработка масляными веществами с их последующим нагревом. Он заключается в следующем. После тщательной подготовки (очистки) готовое изделие покрывают растительным маслом (например, натуральной олифой) и нагревают до 300-400°С. Наиболее равномерный нагрев происходит в печи, что позволяет получить и наиболее равномерную тонировку. На поверхности изделия образуется прочная красивая пленка черно-коричневого цвета различных оттенков.

Светло и темно-серые тона можно получить при обработке изделий слабыми растворами азотной кислоты. Раствор готовят не крепче 1:10 (одна часть азотной кислоты на десять частей воды); более концентрированные растворы использовать не следует, так как они травят само изделие. Сначала поверхность приобретает матово-зернистое строение, а при продолжительной обработке изделие разъедается и разрушается, так как скорость реакции прогрессирует за счет выделения тепла.

Различные оттенки с радужными переходами от охристо-золотистого, красновато-коричневого, фиолетового до синего можно получить за счет образования «цветов побежалости». Для этого хорошо очищенное изделие постепенно и равномерно нагревают, а при температуре 220°С на нем образуется тонкая пленка окислов железа, придающая изделию различные цвета. С повышением температуры или с увеличением времени пребывания изделия при данной температуре окисная пленка утолщается и цвет изделия изменяется. Этим простым способом можно при определенном навыке получать достаточно прочную и декоративную тонировку.

Для отделки не очень больших изделий в синий и синевато-черные тона можно применять раствор следующего состава: каустической соды (едкий натр) 700 г, нитрита натрия 250 г и нитрита натрия (натриевая селитра) 200 г на 1 л воды. Подготовленное изделие погружают в раствор, нагретый до кипения (135-145°С). В течение всего процесса тонировки раствор должен кипеть.

Полированные стальные изделия воронят, т. е. погружают в расплавленную натриевую селитру при температуре 310-350°С. В течение 3-5 мин на поверхности детали образуется тонкая, но очень прочная пленка красивого синеватого цвета.

Отделка изделий из алюминия. Наиболее простой и декоративный прием отделки изделий из алюминия, при помощи которого хорошо выявляются все детали рельефа и изделие приобретает законченный вид с темными углублениями и светлыми выступающими частями рельефа, - это обработка копотью с керосином (тонировка). Процесс тонировки сводится к следующему: всю поверхность чеканного изделия равномерно покрывают тонким слоем копоти. Для этого изделие держат лицевой поверхностью вниз над сильно коптящим пламенем керосиновой горелки или еще лучше горящей бересты, а затем протирают тампоном, смоченным в керосине. Стирая копоть с выступающих частей рельефа и сохраняя ее в углублениях, можно получить то более темные, то более светлые тонировки.

Для получения темно-серого цвета алюминиевые изделия обрабатывают соляной кислотой с небольшим добавлением раствора медного купороса и серной кислоты (в пределах 3-5%). Процесс протекает быстро, изделия при этом нагревают (экзотермическая реакция), а раствор теряет активность и требует периодического обновления.

Следует заметить, что качество, цвет и быстрота процесса сильно зависят от марки алюминия, т. е. от содержания в нем различных примесей. Чем ниже марка, тем процесс идет успешней. Например, вторичные сплавы алюминия отделывают этим способом очень хорошо и быстро, а наиболее чистый алюминий при тонировках этим способом приобретает менее темные оттенки и процесс идет труднее.

Отделка изделий из серебра. Для получения коричневых и серых тонов (под «старое серебро») применяют раствор серной печени. Серную печень готовят следующим образом: смесь одной части серы (в порошке) и две части поташа подогревают в течение 20- 25 мин при постепенном помешивании до полного сплавления и образования густой массы серовато-коричневого цвета с запахом сероводорода. Сплавление лучше всего производить в железной посуде (например, в консервной банке), мешать железным прутком, подогревать на электроплитке, так как на открытом огне (например, на газовой горелке) сера легко загорается. Готовую массу выливают на чугунную или керамическую поверхность. Остывшую и затвердевшую серную печень разбивают на куски и хранят в стеклянной банке с притертой пробкой, так как она легко поглощает влагу из воздуха и теряет свои свойства.

По мере необходимости раствор готовят из расчета 10-20 г на 1 л воды. Раствор применяют горячим; процесс идет еще успешнее, если изделие предварительно подогреть и погрузить в него горячим. В зависимости от концентрации раствора и температуры изделия можно получать различные оттенки - от светло-коричневых, темно-коричневых и до серых. Более суток раствор хранить нельзя, так как он теряет свои свойства. Лучшие результаты дают свежие, только что приготовленные растворы.

 

 

Электрохимические покрытия.

Под электрохимическим способом понимают покрытие поверхности одного металла другим при помощи осаждения его из водных растворов солей действием электрического тока (рис.) или без него. Этот способ широко применяют во многих областях самых различных производств и особенно в художественной промышленности.

 
 

Рис. Схема гальванической установки
R - реостат; A - амперметр; V - вольтметр; + анод; - катод (изделие)

В настоящее время гальваническим способом можно покрывать любые металлы и сплавы. Особенно часто в области художественной промышленности применяют следующие покрытия: медные, латунные, никелевые, хромовые, серебряные и золотые.

Покрытия, полученные гальваническим способом, отличаются высокой декоративностью, прочностью и экономичностью, так как толщина покрытия обычно не превышает нескольких микрон.

В зависимости от условий, где будет находиться изделие, подлежащее гальваническому покрытию, толщина наращенного слоя металла бывает различной.

Имеются три группы условий работы:

a. Жесткие условия работы - это наружная атмосфера, загрязненная промышленными газами, испарением морской воды или воздействие грязи, пыли и частого захвата руками;

b. средние условия работы - закрытые помещения, но с повышенной влажностью, неотапливаемые помещения или атмосфера сельской местности, где отсутствуют вредные газы;

c. легкие условия работы - в сухих отапливаемых помещениях.

Меднение. Медные покрытия для антикоррозийных и декоративных целей применяют редко, так как на воздухе медь легко окисляется и теряет цвет и блеск. При действии сернистых соединений медные покрытия быстро темнеют и чернеют; при действии углекислых и хлористых соединений они зеленеют.

Для защиты стали от коррозии в жестких условиях медь совершенно не годиться, так как при повреждении медного слоя омедненное железо ржавеет быстрее, чем не омедненное.

Медные покрытия обычно применяют при многослойных покрытиях декоративного характера - никелирование, хромирование, серебрение, золочение - как подслой. Применение медного подслоя позволяет получать лучшее сцепление между покрытием и изделием.

Меднение производят в цианистых или кислых электролитах.

Меднение в цианистых электролитах имеет следующие преимущества:

· медь осаждается непосредственно на сталь, а в кислых ваннах на изделие осаждается так называемая контактная медь, имеющая очень непрочное сцепление со сталью;

· медно-цианистые ванны обладают хорошей рассеивающей способностью, а осадки из кислых ванн плохо покрывают углубления;

· дают мелкий кристаллический плотный осадок меди.

Недостатки цианистых медных ванн:

· электролиты сильно ядовиты;

· малый выход металла по току;

· не допускают использования высоких плотностей тока;

· малоустойчивы в работе.

Состав ванны и режим работы:

· Цианистой меди CuCN - 90 г/л

· Цианистого калия KaCN -106 г/л

· Углекислого натрия Na 2 CO 3 - 50-80 г/л

Напряжение 3-6 В. Температура раствора 25-30°. Плотность тока для меднения цинка 0,7-0,8 А/дм 2, меднения стали - 1 А/дм: до 1,5 А/дм 2.

Процесс меднения в цианистых ваннах протекает медленно, поэтому целесообразно в этих ваннах получать тонкие слои 5- 10 мкм, а окончательное наращение производят в кислых ваннах.

Аноды применяют из чистой меди, так как присутствие посторонних металлов - цинка, свинца и др. - портят ванну.

Толщина анодов от 3 до 10 мм; перед употреблением их отжигают и травят в азотной кислоте. Аноды оставляют в ванне постоянно. Расстояние между анодом и катодом (изделием) не меньше 100 мм.

Процесс идет хорошо, если поверхность анодов больше поверхности катода или, во всяком случае, не меньше. Если ванна в порядке, то предмет начинает покрываться спустя 0,5-1 мин после погружения, и через 15-30 мин процесс можно закончить.

Обычно через 10 мин предмет вынимают, крацуют и, промыв, затем вновь опускают в ванну. Перед опусканием в ванну первый раз предмет следует обезжиривать, хотя процесс идет и без обезжиривания, так как цианистый калий «съедает» жир, но ванна быстро портится от загрязнения. При нормальной работе получаются ровные, плотные розовые осадки меди, а на катоде происходит спокойное, еле заметное газовыделение.

Неполадки в работе медно-цианистых ванн и их устранение.

Осадки получаются пористые, при этом осаждение идет очень медленно. Это происходит, если слишком высокая плотность тока или незначительное содержание металла в ванне. Следует понизить плотность тока или добавить в ванну цианистую медь.

· Темно-красные пятнистые осадки на изделии и серые и зеленоватые налеты на анодах указывают на недостаток цианистого калия или малую поверхность анодов; электролит около анодов при этом становится голубым. Следует добавить цианистый калий, а аноды протравить в пятипроцентном растворе азотной кислоты и увеличить их число.

· На анодах появляется белый осадок - не хватает цианистого калия и истощился электролит возле анодов; требуется перемешать электролит и, если белый осадок не исчезнет, добавить цианистый калий.

· Если осаждение идет очень медленно, а аноды все время сохраняют цвет чистой меди (все время травятся), то следует добавить цианистую медь (предварительно растворив ее в малом объеме электролита).

· Осадок становится темным, зернистым, или вовсе ничего не осаждается - ванна содержит слишком много цианистого калия; следует добавить цианистой меди небольшими порциями, предварительно растворив в небольшом объеме электролита (сухая не смоченная соль не растворяется в электролите).

По окончании меднения предмет очень тщательно промывают в воде, так как каждая капля электролита, оставшаяся в порах изделия, вызывает появление пятна, которое очень трудно удаляется.

Сернокислые электролиты имеют следующие преимущества:

· не ядовиты;

· очень просты по составу;

· дают высокий выход по току;

· устойчивы в работе;

· позволяют работать на высоких плотностях тока.

Недостатки:

· нельзя осаждать медь непосредственно на сталь, так как сталь травится в серной кислоте.

Состав сернокислого электролита:

· Медного купороса C11SO4 - 200-250 г/л

· Серной кислоты H2SO4 - 50-70 г/л

Температура раствора без перемешивания - комнатная, с пере­мешиванием 30-40°С. Плотность тока без перемешивания - 1-2 А/дм². Плотность тока с перемешиванием - 3-5 А/дм²

Неполадки и их устранение.

· Осадки грубые, шероховатые, неравномерные - ванна за­грязнена мелкими посторонними частицами (пылью). Необходимо электролит профильтровать.

· Темные рыхлые осадки, особенно в углубленных местах, недостаток серной кислоты. Следует добавить серной кислоты.

Бурное газовыделение, осадки рыхлые губчатые, пятнистые, недостаток медного купороса (или избыток кислоты). Необходимо добавить медного купороса, предварительно растворив его в не­большом объеме подогретого электролита

 

Ювелирное дело.

 

Классификация и ассортимент ювелирных товаров

Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:

> Предметы личных украшений.

> Предметы туалета.

> Принадлежности для курения.

> Предметы для сервировки стола.

> Письменные принадлежности.

> Предметы для украшения интерьера.

> Принадлежности для часов.

> Сувениры.

По используемому материалу ювелирные изделия могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости, камня и др.

1. Предметы личных украшений (кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и цепочки) весьма разнообразны по видам и фасонам. Все они красиво дополняют одежду и должны гармонично с ней сочетаться. Помимо штучных ювелирных украшений, выпускают так называемые гарнитуры – наборы, выполненные в одной композиции.

Кольца изготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875- й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.). встречаются также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а другая (верхняя) из платины или палладия. Кольца из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными, штампованными украшениями, чернью, называют декоративными. Кольца бывают самых разных форм и фасонов с шинками (ободками) разного сечения – круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного, треугольного и др. Для колец установлены размеры, которые определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между каждым размером – 0,5 мм.

Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов – золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей. Бывают серьги гладкие, с гравированным или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др. Серьги для проколотых ушей прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой. Серьги для непроколотых ушей – клипсы – крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.

Броши бывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото 583-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных металлов, пластмасс и др. Встречаются броши из 500, 750 и 958-й проб и серебра 800-й пробы. Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком. Бывают броши ажурно-филигранные со вставками и без них, керамические (терракота, майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной обработкой поверхности различными способами.

Браслеты. Различают браслеты для украшения и для закрепления часов на руке. Материалами для изготовления браслетов служат золото, платина или золото в комбинации с платиной, палладий, серебро, латунь, томпак, мельхиор, алюминий, янтарь, кость, пластмассы и др. Художественная отделка браслетов бывает самой разнообразной: вставки из камней, стекла, янтаря, пластмасс и др. Изготавливают браслеты и без вставок: гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эмалью, чернью, филигранные, проволочные и др. Браслеты для украшения подразделяют на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты делают в виде обруча, подковки, витка в несколько оборотов или из двух половинок, соединенных шарнирами и замыкающихся особыми замочками. Мягкие браслеты состоят из отдельных соединенных между собой звеньев различных форм и размеров (в виде пластин, колец, цепочек, бусин и др.) их закрепляют на руке с помощью замочков разнообразных конструкций. Браслеты для часов вырабатывают в основном без дополнительных декоративных отделок, главным образом мягкие подвижные, из звеньев различной конфигурации, соединенных шарнирами, в виде цепочки, плетеные и в оплете.

Бусы изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца, граната, горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря, кости, стекла, фарфора, пластмассы и дерева. Бывают бусы металлические пустотелые – из золота, серебра, алюминия, изготовленные путем штамповки. Бусы из полудрагоценных камней обычно изготавливают гранеными, из поделочных – шлифованными, преимущественно круглой формы. Коралловые бусы бывают круглыми и в виде палочек, из янтаря – круглыми и овальными, гладкими и гранеными, а также обработанными частично и др. Из кости и дерева изготавливают гладкие бусы или с декоративной обработкой в виде орнаментной резьбы и др. Наиболее распространены круглые (шарообразной формы) бусы, которые в нитке могут быть одинакового размера или разного – в центре более крупные, а к концам постепенно уменьшающиеся. Концы таких ниток снабжены запором (застежкой), но бусы могут быть с удлиненной ниткой и надеваться через голову. Такие бусы большей частью выпускают без замка.

Колье от бус отличается тем, что имеет более крупные звенья различной формы, которые обычно расположены в центре, а к краям эти звенья постепенно уменьшаются. Застегивается колье замочком, который может иметь декоративные украшения в зависимости от фасона колье. Изготавливают колье из золота, платины, серебра, сплавов различных цветных металлов с различного рода вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и искусственных камней, янтаря, стекла, пластмасс и др. Бывают колье в виде цепей и пластин различной конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.

Кулоны представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте. Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с гравированным, штампованным или чеканным рисунком. В верхней части подвески просверливают отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.

Медальоны бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. В верхней части медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки. Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов. Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге, художественной эмалью. Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они спаяны между собой.

Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов (позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные – шейные (для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев – бортовые (для часов); по видам звеньев – панцирные, якорные, фантазийные и др. На цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или заводное колечко.

2. Предметы туалета. К группе предметов туалета относят пудреницы, зеркала, флаконы для духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.

Пудреницы бывают для женских сумок и настольные. Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными, многогранными и других форм. Состоят они из двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половинка служит для закрепления зеркальца, другая – для пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака, мельхиора, алюминия, пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы вставками из шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого стекла на фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря, а также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные штампованным или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными накладками из металла, перламутра, янтаря и др. Пудреница настольная представляет собой коробочку или баночку разной емкости с крышечкой, чаще на ножках. Изготовляют настольные пудреницы из металла (серебра, томпака и др.), фарфора, фаянса, хрусталя, папье-маше и других материалов с различной художественной отделкой поверхности.

Зеркала. Они бывают для женских сумочек и ручные. Зеркала для сумок изготовляют обычно круглой и прямоугольной формы, с фацетом и без фацета, одинарные и двойные. Ручные зеркала могут быть круглыми, овальными, подковообразными и др. Оправы для зеркал делают из серебра, с гравированными, рельефными штампованными, оксидированными рисунками или с гладкой полированной поверхностью, а также из сплавов цветных металлов и других материалов.

Флаконы для духов бывают для женских сумок и настольные. Флаконы для женских сумок изготавливают из серебра или стекла в металлической ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Пробкой служит навинчивающийся колпачок с корковой или из другого материала прокладкой для герметизации. Колпачок закреплен на цепочке, соединенной с корпусом флакона. Настольные флаконы изготавливают из стекла хрустального или обыкновенного бесцветного, цветного и с нацветом, разной емкости и декорируют различными способами: шлифованием, полированием, гравированием, травлением, нанесением рисунка препаратами жидкого золота, цветными силикатными красками, закрепляемыми обжигом. Кроме того, имеются флаконы оригинальных форм из цветного стекла, имитирующего малахит, лазурит, мрамор.

Булавки для шляп. Они состоят из металлического заостренного стержня длиной до 10 см, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из серебряной, латунной или стальной проволоки, головку и предохранитель – из металла, янтаря, пластмассы, кости, дерева, стекла. Бывают головки, украшенные вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней различных форм и огранки или эмалью, штампованным, гравированным рисунком и др. Головку обычно закрепляют наглухо на одном конце стержня, а в другой, заостренный, конец вставляют или навинчивают на него предохранитель.

Запонки для манжет изготавливают с одной или двумя розетками разных фасонов. Наиболее распространенная конструкция запонок – с одной розеткой. Розетка соединяется с челночком посредством стойки или цепочки. Запонка из двух розеток обычно скрепляется цепочкой или проволочкой, изогнутой в виде восьмерки, либо шарнирной стойкой. Запонки делают из золота, серебра и сплавов цветных металлов, с позолотой или без неё. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, янтарь, стекло и др. гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.

Зажимы для галстуков. Такие зажимы бывают проволочными и пластинчатыми, с замком или без замка. Их изготавливают из золота, серебра, латуни, мельхиора, томпака, со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, янтаря, стекла и других материалов, а также гладкими со штампованным, гравированным рисунком или эмалью. Зажимы могут быть с цепочкой или подвешенным к ней брелоком и без него. Для скрепления галстука с сорочкой используют мелкозвенную цепочку длиной 17-18 см, которую продевают через пуговичную петлю цепочки и запирают замочком - шпрингелем или пластинчатым зажимом. Цепочку изготавливают из золота, серебра, латуни и томпака, покрытых золотом или серебром, а также анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота или серебра.

3. Принадлежности для курения. Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки составляют группу принадлежностей для курения.

Портсигары изготавливают из золота (редко), серебра с позолотой или без неё; из медных сплавов – посеребренными; из анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота, и других материалов. Створки портсигаров делают из поделочного камня – яшмы, лазурита, малахита, агата и др. Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: с чеканным, гравированным или рельефным штампованным рисунком; оксидированным, рифованным, гильошированным, эмалево-филигранным, с перегородчатой, просвечивающей или живописной эмалью, с чернью. Для украшения золотых портсигаров используют бриллианты. Портсигары бывают гладкими полированными, матовыми или напоминающими по форме самородки золота; последние изготавливают преимущественно из серебра.

Сигаретницы от портсигаров отличаются в основном только размером. На сигаретницы идут те же материалы и с такими же видами художественной отделки, что и на портсигары, но изделия меньше по размеру.

Порттабаки служат для хранения табака и представляют собой коробочки прямоугольной формы. Внешне порттабак сходен с портсигаром, но отличается от него тем, что имеет глубокий корпус, закрывающийся плоской крышкой на шарнире. Порттабаки изготавливают в основном из золота и серебра. По отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рифованными или с художественной эмалью.

Пепельницы изготавливают из фарфора и хрустального стекла в металлической (серебряной или мельхиоровой посеребренной) оправе или без оправы, поделочных камней, лака и дерева с раскраской, из сплавов цветных металлов, с чеканным или гравированным рисунком, с перегородчатой эмалью

Спичечницы представляют собой футляр для коробки со спичками. Изготавливают спичечницы из серебра, латуни, томпака, мельхиора, анодированного алюминия с различной художественной отделкой поверхности.

Мундштуки курительные делают из серебра, кости, рога и других материалов. По форме они могут быть круглыми, овальными, квадратными, ромбическими; без оправы и в металлической (серебряной или латунной позолоченной) оправе, которую закрепляют на конце мундштука. Выпускают мундштуки комбинированные, в которых одна часть, образующая прикус, из янтаря, кости или рога, а другая – наконечник, соединенная насадкой или винтовой резьбой, - из серебра, латуни, томпака с позолотой. Наконечник мундштука может быть гладким, с гравировкой, со штампованным рисунком, с чернью, пресс - филигранью или накладной филигранью с эмалью.

4. Предметы для сервировки стола. К предметам для сервировки стола относят столовые и чайные приборы: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники, кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы, изделия из хрустального стекла, а также сервизы и приборы (для вина и ликера) и изделия из хрустального и обыкновенного стекла. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора.

Ложки по назначению бывают столовыми, десертными, чайными, кофейными, разливательными, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным, штампованным оксидированным рисунком на ручке, с чернью, эмалью.

Вилки, как и ложки они бывают столовыми, десертными, для рыбы, салата, лимона и др. Их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, стали или посеребренных мельхиора и нейзильбера. Ручки у сборных вилок из серебра, мельхиора, нейзильбера, фарфора и др., а рожки – из нержавеющей и углеродистой стали; ручки металлические бывают гладкими полированными, с гравированным или штампованным оксидированным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией различной тематики. В отличие от столовых и десертных вилок, имеющих по 4 рожка, рыбная вилка имеет 3 рожка, один из которых (левый) более широкий и служит для разрезания рыбы. Салатная вилка напоминает ложку, оканчивающуюся 3 короткими рожками. Ее изготавливают преимущественно из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком. Вилки для лимона бывают разной длины и имеют 2 рожка.

Ножи. Различают ножи столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра, икры и др. Изготавливают их цельноштампованными и составными. Лезвия ножей могут быть из нержавеющей и углеродистой стали, серебра и неметаллических материалов (кости, рога, пластмассы). Ручки ножей изготавливают из серебра, посеребренного мельхиора и нейзильбера, фарфора и др. Металлические ручки бывают гладкими полированными, с гравированным, чеканным или штампованным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией. Клинки ножей различные – прямые с выемкой, широкие и узкие; ручки – прямые и фигурные, по профилю – овальные, прямоугольные, многогранные и др. У ножа для фруктов клинок остроконечный, для масла – широкий криволинейный, закругленный на конце, для сыра – широкий криволинейный с тремя короткими рожками, образующими вилку на конце, для икры – фасонный с выемкой и фаской на конце обушка. Иногда клинки ножей для масла и икры делают из рога с серебренным или мельхиоровым посеребренным черенком.

Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора, разных фасонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие, гравированные, эмалево-филигранные, с чернью. Внутреннюю поверхность корпуса рюмки золотят, а затем полируют и крацуют. Гравированные рисунки большей частью золотят и оксидируют. Рюмки из серебра выпускают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.

Бокалы от рюмок отличаются емкостью, которая может быть 100 см3 и более.

Стопки изготавливают из серебра, мельхиора и томпака. Они имеют форму правильно усеченного конуса. Различают стопки гладкие, с гравированным рисунком или рисунком чернью, эмалево-филигранные, пресс - филигранные и с перегородчатой эмалью. Стопки из томпака покрывают золотом или серебром, а из серебра – золотят и полируют или крацуют. Наружная поверхность стопок из серебра бывает матовой, с гравированным, оксидированным и позолоченным рисунком. Гравированные стопки могут быть и без позолоты. Стопки из мельхиора серебрят, внутреннюю поверхность их полируют или золотят и полируют, наружную – крацуют.

Графины для вина. Такие графины бывают различных форм и фасонов, с ручкой и без ручки, емкостью обычно не более 750 см3. Графины из серебра декорируют гравированием, чеканкой, чернением или филигранью в сочетании с цветными эмалями. Выпускают графины, как правило, в составе винных приборов: графин, комплект рюмок или стопок с подносом или без него.

Сервизы – это комплект посуды одного назначения, рассчитанный на определенное количество людей. Различают сервизы чайные и кофейные, в которые входят различные предметы, оформленные в одном стиле. Сервизы из серебра бывают гладкими или матовыми крацоваными, со штампованным, гравированным или чеканным рисунком, с чернью, пресс- филигранными и ручной накладной филигранью с художественной эмалью.

Подстаканники изготовляют серебряные, мельхиоровые, нейзильберовые и томпаковые, из нержавеющей стали и алюминиевые. Серебряные подстаканники могут быть золочеными как снаружи, так и внутри; из мельхиора и нейзильбера – посеребренными снаружи и позолоченными внутри; из томпака – золочеными или обработанными кислотой способом травления под цвет золота; из нержавеющей стали – полированными; из алюминия – анодированными и окрашенными под цвет золота. Подстаканники бывают с рельефным штампованным, оксидированным и полированным (из нержавеющей стали и анодированного алюминия) рисунком, с гравировкой и золочением по рисунку, ажурной филигранной работы, пресс- филигранные с эмалью, эмалево-филигранные (ручной работы), с рисунком чернью.

Лопатки для пирожного. Их применяют для раскладки пирожных, пирогов и тортов. Материалом для лопаток служат серебро, посеребренный мельхиор и нейзильбер, нержавеющая полированная сталь, хромированная или никелированная латунь.

Кольца салфеточные. Такие кольца вырабатывают из серебра, посеребренных нейзильбера и мельхиора, кости, фарфора и других материалов. Серебряные кольца могут быть гладкими полированными, со штампованным, оксидированным рисунком; гравированными, с чернью, эмалево-филигранными; мельхиоровые – полированными или со штампованным и оксидированным рисунком; костяные – гладкими или с художественной резьбой; фарфоровые – с росписью керамическими красками, декалькоманией и др.

Солонки и перечницы. Их изготавливают из серебра, мельхиора и других материалов. В продажу они поступают в виде штучного товара и в составе комплекта; солонка, перечница, ложечка для соли и поднос. Солонки изготавливают открытыми цельноштампованными вставками из стекла и без них, а также с навинчивающейся перфорированной крышечкой. Наиболее распространенные формы перечниц – яйцевидная и цилиндрическая. Выпускают перечницы и солонки более сложных форм: в виде птиц, рыб и т.д.

5. Письменные принадлежности. Письменные принадлежности, входящие в ассортимент товаров ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, поделочных камней, папье - маше, кости и др.

К таким принадлежностям относят чернильницы на подставке, пресс-папье, ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной подставке. Серебряные письменные приборы декорируют штампованным, гравированным и чеканным рисунком или эмалью и чернью. Приборы и отдельные принадлежности из поделочных камней украшают металлическими обрамлениями и рельефными накладками.

Ножи для резки бумаги. Такие ножи изготавливают из серебра с ручкой, отделанной гравированным, чеканным, штампованным рисунком или рисунком чернью; из кости с художественными ажурными узорами, из пластмассы с металлической штампованной ажурной оправой. Выпускают ножи с лезвием из металла с художественной гравировкой, позолоченным или никелированным и ручкой из поделочного камня, кости и других материалов.

Стаканы для карандашей. Они могут быть из серебра, поделочного камня, кости и папье-маше.

Настольные блокноты и бювары. Их изготавливают из картона и оклеивают шелком, кожей, бархатом или заменителем кожи – ледерином. Обычно они имеют серебряную пластину с гравированным позолоченным или рельефным штампованным и оксидированным рисунком, бывают художественной чеканной работы. Выпускают также блокноты и бювары с мельхиоровой посеребренной пластиной с рельефным штампованным и оксидированным рисунками.

6. Предметы для украшения интерьера. В ассортименте ювелирных магазинов значительное место занимают художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые изделия из папье - маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер (вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).

Камнерезные художественные изделия. Эти изделия – вазы, ларцы, фигурки и др. – изготавливают из поделочных камней, иногда в сочетании с полудрагоценными камнями. Их вытачивают из целого куска или вырабатывают из тонких пластин. Некоторые виды камнерезных изделий украшают кусочками цветного камня.

Мозаичная миниатюра может выполняться из деталей различной формы, вырезанных из камня разных пород. Фон такой мозаики заполняют мастикой из каменной крошки и клея. Иногда композицию мозаики высверливают в монолитной тонкой пластинке камня и в полученные отверстия вставляют детали мозаики из камня другой породы.

Значительное место в изготовлении камнерезных изделий занимают мягкие поделочные камни (гипсовый камень и селенит), которые легко распиливаются и обтачиваются на станке. Из этих камней делают различные ларцы в русском стиле, вазы, ковши с фигурными ручками, настольные коробки с ажурными крышками, различные фигурки птиц, зверей и др.

Художественные изделия из кости и рога. Это кубки, миниатюрная скульптура, изображающая людей, птиц, животных и др. Их изготавливают из бивней слона и мамонта, клыков моржей и трубчатых костей крупных домашних животных. Такие изделия отличаются тонкой художественной резьбой затейливых узоров. Для изготовления изделия используют также рог крупного рогатого скота, иногда в сочетании с костью. Из рога изготавливают главным образом миниатюрную скульптуру.

Лаковые художественные изделия из папье-маше. К ним относят ларцы, декоративные тарелки и другие предметы, которые приобретают широкую известность как в нашей стране, так и за рубежом благодаря украшающим их миниатюрам. Тематика миниатюр разнообразна: пейзажи, мотивы, заимствованные из сказок, былин, песен; портреты, натюрморты, орнаментальные рисунки и др. Различают изделия из папье-маше палехские, федоскинские, мастерские и холуйские. Свои названия они получили от тех мест, где возникли эти промыслы мастеров-живописцев.

7. Принадлежности для часов. Изделия этой группы разделяют на две подгруппы: принадлежности для наручных часов (браслеты для часов и ремни) и принадлежности для карманных часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки). Шатленки – это украшения к карманным часам, изготавливаемые из сплавов золота, серебра, цветных металлов. Состоят шатленки из короткой цепочки с замками на концах с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока).

1. Сувениры. Сувенир – это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая на память о ком-либо, о чем-либо. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов, в честь выдающихся деятелей страны, искусства и т.д. Сувениры подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры; символы; сувениры-скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном исполнении и др.).

Изготовление колец

По книге: "Изготовление ювелирных изделий"
В.П. Новиков, В.С. Павлов.
Санкт-Петербург, Континент, 1993 г.

Накладки в кольцах с верхушками выступают как составные части колец, а в обручальных кольцах являются фактически кольцами.

 

Ш

 
 

инки, являясь деталями кольца, выполняют в нем конструктивно-декоративную роль. Обеспечивая плавный переход от шинки к касту, накладки придают изделию законченность художественного исполнения. Форма накладок бывает самой различной, а размеры диктуются размерами ювелирного украшения. Чаще всего накладки применяют в сочетании с простыми шинками, но нередко их используют в кольцах со сложными шинками.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нанесение патины химическим способом | Изготовление шинки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.