Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы в сфере печати и просвещения

 

В дореформенный период грамотность была крайне низкой. В середине XIX в. Грамотность была ниже показателей XVII в. – 6%. Модернизация предъявила спрос на грамотность. Царское правительство форсировала мероприятия по уменьшению безграмотности. Воскресные школы пришлось прикрыть.

1861 – начало разработки проекта начального образования. 14 июня 1864 г. – Положение о начальных народных училищах. Предусматривалось создание начальных школ (в городе, деревне). Министерские школы (министерство народного просвещения), земские (Церковно-Приходские) 2-3 года обучения (при Александре III центр тяжести сместился на церковно-приходские школы).

19 ноября 1864 – Устав гимназий. Все гимназии были поделены на 2 категории: классические и реальные с обучением в течение 7 лет.

Классические гимназии давали образование с гуманитарным уклоном. Основное внимание уделялось иностранным языкам (4 языка, позднее, греческий язык убрали). Большое внимание уделялось мертвым языкам и античности – минус. Выпускники классических гимназий поступали в Университеты. Преобладали дворянство и чиновники Реальные гимназии выпускали инженерные кадры, выпускники могли продолжать образование в технических вузах. Изучались естественные и точные науки, а так же современные иностранные языки. С 1871 г. реальные гимназии → реальные училища с профильной системой обучения. Преобладали разночинцы

Количество гимназий ↑, качество обучения постепенно демократизируется.

Необходимо было также расширить сеть вузов, ↑ количество технических, политехнических институтов (Киев, Рига); ↑ количество университетов (1862 – в Одессе, 1869 – в Варшаве и Гессендорфе, 1880-1888 – в Томске – 10 университетов к концу XIX в.)

Открывается высшее женское образование. С 60-х годов в Питере, Киеве, Харькове, Казани открываются учреждения на университетской основе различных направлений: физико-математическое, историко-филологическое (Бестужевские курсы), высшие медицинские женские курсы.

До 1884 руководствовались «Головинским уставом» (1863 г.). Устав был самый либеральный в Европе, предусматривал широкую автономию. Существовало 3-4 факультета, количество кафедр определяли университетские советы. Университеты пользовались полной автономией в хозяйственных и административных вопросах.

К середине 1850-х гг. во всех школах обучалось 500тыс. человек, к 1890 – 1,3 млн. чел. Процент грамотных вырос с 6% до 25% (учитывая различный уровень регионального и культурного развития многонациональной империи). Евреи, немцы, финны до 100% грамотности, а грамотность народов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии → 0. У русских данный показатель был выше среднего. Женщины и старики были менее грамотны.

Во время военной службы неграмотных обязательно обучали (по милютинской реформе). В гимназиях – платное, в земских школах – бесплатное обучение. Существовал феномен обратного впадения в неграмотность – люди в силу непригодности накопленных во время учебы знаний, все забывали. Но в целом, в стране наблюдается рост грамотности, увеличение вузов, увеличение качества и количества подготовки кадров.

Головинский устав был слишком либерален → произвол в составлении учебных программ, учебных планов, разнобой. Имели место антигосударственные тенденции, активно велась пропаганда либеральных настроений, у учащихся формировался комплекс национальной неполноценности. Происходила секуляризация массового сознания в ходе модернизационного процесса → вакуум массового сознания заполнялся не национализмом, а национальным нигилизмом.

 

Печать с конца Крымской войны выходила из-под контроля. В 1855 г. упразднили Бутурлинский комитет, новый цензурный устав не ввели. Резко ↑ количество печатной продукции. 6 апреля 1865 г. – Временные правила печати (цензурная реформа, действовавшая до 1905 г.). Согласно новым правилам печати после внесения 2,5-5 тыс. рублей снимала цензуру, от цензуры освободили и прочую печатную продукцию. Для оригинальных произведений, цензура снижалась, если объем был не менее 10 листов. Для переводной ценз ↑ в 2 раза. Была сохранена духовная цензура.

Реформа была непоследовательной, ограниченной только столичными городами. На периферии все оставалось по-прежнему. Реформа не смогла предотвратить антигосударственные настроения. Правительственные издания составляли лишь 15%, остальное принадлежало оппозиции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судебная реформа и ее значение | Преобразования в финансовой сфере. Экономическая политика самодержавия в пореформенный период
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.