Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки, состав административного правонарушения

 

В административном праве существует дискуссия относительно основания административной ответственности. Бытует мнение, что основаниями адм. ответственности выступает: система норм, регулирующих ответственность; деяние конкретного субъекта акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания (Бахрах). Манохин полагает, что достаточно выделять два основания такие как закон, который выступает правовой основой реализации адм. ответственности и правонарушение, как фактическое основание адм. ответственности. Стоит все же признать правонарушение, как единственное основание привлечение субъекта к административной ответственности, поскольку его определение включает и подразумевает указанные основания.

В соотв. со ст.2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из определения можно выделить следующие его признаки: противоправность, т.е. имеет место нарушение норм действующего законодательства, причем не только административного (это позиция не всегда находит поддержку в литературе и носит скорее условный характер). Соблюдение норм иных отраслей охраняется мерами адм. ответственности; виновность, т.е. совершенное умышлено или по неосторожности; наказуемость – выражается в применении мер административной ответственности антиобщественный (общественно вредоносный) характер деяния выражается в том, что нарушение действующего законодательства может быть совершено в форме действия или бездействия. Действие это активное невыполнение обязанностей, законного требования или нарушение установленного запрета. Бездействие характеризуется пассивностью, и выражается в невыполнении возложенных обязанностей.

Как правило административные правонарушения относятся к формальным, то есть деяние выражается в нарушении установленных правл, имеет место только факт противоправного действия или бездействия. Но не являются исключением и материальные составы, обязательным признаком которых является наступление неблагоприятных последствий (вред окружающей среде, природным ресурсам, здоровью, имуществу граждан и т.д.).

От признаков административного правонарушения необходимо отличать его состав, под которым понимается совокупность нормативно-закрепленных элементов, позволяющих определить, что конкретное деяние относится к числу административно-наказуемых. Состав административного правонарушения включает такие элементы (признаки состава, не смешивать с признаками правонарушения): субъект, субъективная сторона, объект объективная стороны. Только при наличии всех признаков состава лицо может быть привечено к административной ответственности.

В литературе обращается внимание на то, что в Общей части КоАП содержаться признаки субъективной стороны и субъекта административных правонарушений, на уровне Особенной части сосредоточены характеристики объекта и объективной стороны (не бесспорное утверждение).

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо. Физические лица в свою очередь могут быть подразделены на граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, последние привлекаются к административной ответственности на общих основаниях (если иностранцы со специальным статусом, их привлечение к ответственности регулируется с учетом международных договоров). Физические лица как субъекты административного правонарушения должны соответствовать двум критериям: 1. достижение возраста деликтоспособности 2. вменяемость. К административной ответственности физ. лица могут быть привлечены только по достижении ими 16 летнего возраста на момент совершения ими административно-наказуемого деяния. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Невменяемость физии. Лица является основанием освобождения его от административной ответственности. В частности оно на момент совершения правонарушения не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Во многих случаях особый административно-правовой статус физических лиц обуславливает юридическую возможность привлечения их к административной ответственности, специфика их статуса может быть связана с правовым положением, выполняемых функций, состояния здоровья и т.д. В отдельных случаях эти факторы, по мнению А.П. Алехина, обуславливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер.

К субъектам с особым административным правовым статусом относятся должностные лица, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов и т.д.

Должностные лица несут административную ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Должностное лицо в установленном порядке должно быть наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. К должностному лицу также относится лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные рядом статей КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные отдельными ст. статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Объектом административного правового нарушения выступает то, на что оказывается воздействие неправомерное деяние. В самом общем виде это совокупность общественных отношений, которым наносится вред. В теории административного права предлагается объект административного правонарушения подразделять на общий – это общественные отношения урегулированные нормами права и не только административного и охраняемые административно-правовым механизмом; родовой – определенная разновидность общественных отношений, соответствующая в какой-то мере структуре КоАП РФ (Особенной части) - гл. 8 отношения в области охраны окружающей среды и природопользования; видовой – узкая сфера неправомерного посягательства - отношения по охране окружающей природный среды и конкретный (непосредственный) – охрана, например атмосферного воздуха и т.д.

Субъективная сторона – традиционно под ней понимается психическое, т.е. осознанно-волевое отношение правонарушителя к совершаемому деянию его последствиям. В этом определении акцент делается, прежде всего на физических лиц, поскольку виновность юридических лиц определяется исходя из иных критериев, которые определены КоАП РФ. Статья 2.2. КоАП РФ предусматривает две формы вина: умышленную и неосторожную. В частности административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Напротив, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Умысел и неосторожность являются обязательными, основными признаками субъективной стороны. Наряду с ними могут учитываться и иные, факультативные: мотив и цель.

Объективная сторона может выражаться в действии или бездействии. Содержание объективной стороны составляют квалифицирующие признаки к ним относятся повторность, неоднократность, продолжаемость, длящийся характер.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Это признак отягчает ответственность.

Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Продолжающимся признается адм. правонарушение совершенное одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых оно подлежит адм. ответственности.

Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия.

Для ряда составом административных правонарушений обязательным является такой признак как причинно-следственная связь и наступивший отрицательный результат.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Административная ответственность | Вопрос 4. Общие правила наложения взысканий за административные правонарушения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.