Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция13 анализ социального развития

Основная цель анализа социального развития предприятия — совершенствование социальной структуры коллектива, направ­ленное на более полное удовлетворение потребностей работаю­щих за счет предприятия и повышение их трудовой активности.

В ходе анализа социального развития основное внимание уде­ляют следующим аспектам:

анализ демографического, социально-профессионального и трудового состава коллектива предприятия;

анализ условий труда и быта на производстве;

оценка оптимальности соотношения между основными груп­пами работников;

анализ повышения квалификации работников предприятия;

анализ социальной защищенности членов трудового коллекти­ва.

Усилия аналитиков должны быть направлены на изучение существующей обстановки и формирования социальной среды, благоприятной для развития предприятия.

Источниками информации служат следующие документы:бухг.баланс,отчет о прибылях и убытках и пояснения к ним; счета бухгалтерского учета.

Кроме того, большой объем информации о социальном разви­тии коллектива предприятия содержат коллективный договор, формы первичного учета, бухгалтерской и статистической отчет­ности, доклады руководителей предприятия и его подразделений по итогам работы за отчетный год или другой отчетный период и т. д.

1. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО,СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ТРУДОВОГО СОСТАВА КОЛЛЕКТИВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Анализ демографической структуры работающих включает изу­чение состава по полу, возрасту, уровню детности. Этот анализ необходим для принятия мер по обеспечению труда женщин, мо­лодежи, планирования профессионально-квалификационной структуры, изменения содержания труда. Результаты анализа слу­жат основанием для разработки мероприятий по развитию соци­альной инфраструктуры.

Анализ профессионально-квалификационной структуры помо­жет установить возможность квалификационного роста, спрогно­зировать возникновение неудовлетворенности работой и профес­сией и, исходя из этого, обосновать предложения по профессио­нальной переподготовке рабочих.

На основе анализа социально-демографической структуры ра­ботников необходимо спрогнозировать изменения в кадровом со­ставе и запланировать необходимые мероприятия по недопуще­нию или смягчению неблагоприятных ситуаций.

Прогноз изменений в половозрастном составе работников осу­ществляют на основе анализа всех форм движения кадров (с использованием личных карточек работников) в течение 3—4 лет предпланового периода.

Разработка мер по повышению общего и специального образо­вания должна быть направлена на то, чтобы в производственном коллективе должности, требующие высшего и среднего специаль­ного образования, замещались лицами, имеющими такое образо­вание, чтобы молодым рабочим создавались условия для заверше­ния учебы и т. п.

2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

Одним из основных элементов любого производства является рабочая сила. От того, как подготовлен работник, каковы условия его труда и отдыха, зависят результаты производства. Для изуче­ния этих вопросов лучше всего использовать социологические ис­следования. Условия труда характеризуются: тяжестью и напряженностью труда; режимом труда и отдыха; темпом и ритмом производствен­ного процесса; состоянием социальной инфраструктуры.

При обосновании мероприятий по уменьшению тяжести и на­пряженности труда работников изучают уровень механизации и автоматизации труда. С этим фактором тесно связаны числен­ность работников, выполняющих работы вручную, а также при машинах и механизмах, доля тяжелых, трудоемких и неблагопри­ятных для человека работ.

Кроме тяжести труда на утомляемость человека в значительной степени оказывает воздействие напряженность труда, обусловленная принудительным ритмом производственного процесса и ограниченным сроком выполнения этих работ.

Постоянное переутомление ведет к снижению производитель­ности труда, вызывает профессиональные заболевания. Чтобы этого не произошло, следует контролировать режим труда и отдыха (соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, графика сменности и отпусков и т. п.).

При анализе внутрисменных режимов труда и отдыха необхо­димо установить их соответствие (несоответствие) научным реко­мендациям: имеются ли перерывы на прием пищи, предусмотрен ли активный и пассивный отдых внутри смены и т. п.

Нормализация режимов труда в одних отраслях лесного хо­зяйства связана с сокращением годовой занятости, в других — с ее увеличением.

При анализе сравнивают фактическую годовую занятость ра­ботника с возможной, предусмотренной в коллективном договоре предприятия, определяют отклонения в ту или другую сторону по каждой категории и профессии работников.

Улучшение недельного и суточного режимов труда и отдыха со­здает предпосылки для повышения общего образования и квали­фикации, а также для удовлетворения духовных потребностей ра­ботников предприятия.

Основной путь улучшения недельного режима труда и отды­ха — переход на пятидневную рабочую неделю, а оптимизация дневного режима — введение двухсменной работы. Следует по­мнить, что совершенствование недельного и дневного режимов труда возможно на лескохозяйственных предприятиях при вы­сокой степени концентрации производства, механизации произ­водственных процессов и при высоком уровне обеспеченности ра­бочей силой.

Темп и ритм производственного процесса должны устанавливаться с учетом научно обоснованных норм и нормативов.

Анализ завершается оценкой организации отдыха работников и других социально-гигиенических условий труда: наличие специ­альных помещений для отдыха и зон отдыха; количество мест в столовой и буфетах, качество и стоимость питания, обеспечен­ность спортивными площадками, наличие спортзалов, душа, горя­чей воды, туалетов и т. д.

В результате анализа должны быть разработаны рекомендации, направленные на облегчение условий труда, сокращение ручного труда, развитие социальной инфраструктуры и внепроизводственной сферы (повышение уровня жизни, улучшение оздоровитель­ной сферы).

Основное внимание должно уделяться сокращению численнос­ти работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными усло­виями труда.

Улучшение санитарно-гигиенических условий труда связано со снижением шума, вибрации, запыленности и загазованности про­изводственных помещений.

При анализе этих условий труда на лесозаготовительных участках, в мастерских, в перерабатывающих цехах, в цехах подсобных про­изводств необходимо фактические показатели сравнить с требова­ниями санитарных норм и определить потребность в недостаю­щих санитарно-бытовых помещениях, спецодежде, дополнитель­ном оборудовании.

Для разработки необходимых мероприятий по улучшению со­циально-экономических условий труда необходимо предваритель­но провести анкетное обследование или личный опрос работни­ков различных цехов и производств. Это позволит объективно оценить фактическое положение дел и обоснованно разработать очередность осуществления мероприятий по улучшению условий труда.

При оценке состояния социальной инфраструктуры предприя­тия следует также проанализировать:

уровень культурного развития (пользование библиотекой, уча­стие в работе домов культуры, клубов, посещение музеев, театров, других зрелищных мероприятий); состояние жилищных условий; обеспеченность дошкольными учреждениями; организацию транспортного обслуживания; участие работников в спортивных мероприятиях; предоставление льготных путевок в оздоровительные учрежде­ния, медицинское обслуживание.

Эти элементы инфраструктуры рассматриваются во взаимосвя­зи с уровнем профессионального, общеобразовательного и куль­турного развития коллектива, условиями труда и производствен­ного быта, охраны и укрепления здоровья.

Оплата труда — важнейший фактор повышения трудовой ак­тивности, роста доходов работников. Анализ уровня оплаты труда и материального стимулирования на предприятии проводят, ис­пользуя следующие показатели:

уровень среднемесячной заработной платы в среднем по пред­приятию и по основным категориям и профессиям работников;

выплаты социального характера в расчете на одного работника;

премии за счет всех источников в расчете на одного работника;

размер материальной помощи на одного работника;

удельный вес надбавок за выслугу лет и стаж работы в общей сумме заработной платы по предприятию;

удельный вес заработной платы в себестоимости продукции;

затраты труда на единицу продукции.

Расчет и анализ показателей по среднемесячной заработной плате работников основных профессий и специальностей, особен­но по низкооплачиваемым категориям работников, позволит сде­лать вывод о том, как связаны изменения в оплате труда с показа­телями выполнения производственной программы, повысились ли квалификация и стаж работников, уменьшилась ли абсолютная и относительная численность низкооплачиваемых работников.

3. ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ ГРУППАМИ РАБОТНИКОВ

 

Анализ социально-профессиональной структуры дает ответ на вопрос, какими кадрами располагает предприятие.

В ходе анализа определяют:

соотношение работников, занятых умственным и физическим трудом;

состав работающих по образованию;

рациональность использования кадров;

качество подготовки рабочих.

При анализе в первую очередь необходимо оценить соотноше­ние категорий рабочих и служащих. Использование на производ­стве новой, более совершенной техники, передовых технологий, сложного дорогостоящего оборудования предполагает увеличение удельного веса работников умственного труда или рабочих с более высоким уровнем профессиональной подготовки.

Рабочие различаются не только по профессии и квалификации, но и по месту, занимаемому в производственном процессе (основ­ные, вспомогательные), по содержанию труда. Исследования и практика показали, что с повышением сложности труда в соответ­ствующих группах рабочих уменьшается удельный вес женщин, растет доля молодежи с высоким уровнем образования, увеличи­вается социальная активность работников.

Отсюда вытекает и основная задача анализа — сокращение доли малоквалифицированного труда, механизация трудоемких работ, особенно складских и погрузочно-разгрузочных, снижение удельного веса малопривлекательного и вредного труда.

В условиях рынка труда очень важно изучить состав работа­ющих по образованию, соответствие квалификации рабочих и выполняемой ими работы. Анализ поможет выявить случаи бо­лее высокой квалификации работников по сравнению с требуе­мой. По роли в производственном процессе и характеру труда все работающие подразделяются на занятых преимущественно физи­ческим и преимущественно умственным трудом.

На лесохозяйственных предприятиях занятые преимуще­ственно физическим — это рабочие. К этой категории относят бригадиров и их освобожденных помощников. По содержанию труда рабочие делятся на четыре группы: по управлению машина­ми и механизмами; преимущественно ручного квалифицирован­ного труда; преимущественно ручного малоквалифицированного труда; по наладке и ремонту машин и оборудования.

К работникам преимущественно умственного труда относят в основном административно-управленческий персонал. По со­держанию труда эти работники распределяются также на четы­ре группы: руководители; специалисты; работники учета и кон­троля; работники, осуществляющие хозяйственное обслужива­ние. Информацией для анализа социально-профессионального состава кадров предприятия служат карточки работников (фор­ма Т-2).

Степень соответствия уровня общего образования работников сложности выполняемой ими работы оценивают при аттестации работающих и выяснении их мнения. Показатели повышения ква­лификации устанавливают на основе анализа материалов аттеста­ции и опроса и сопоставления их с планами технической осна­щенности производства, совершенствования технологии, органи­зации труда и управления.

В решении задачи обеспечения лесохозяйственных пред­приятий необходимыми кадрами рабочих существенную роль иг­рает профессиональная ориентации школьников. Соответствую­щая информация должна группироваться по следующим показа­телям: численность юношей и девушек, обучающихся различным профессиям в школе; численность выпускников, остающихся ра­ботать на предприятии; численность выпускников, которые бу­дут направлены на учебу в училища, на курсы, в средние и выс­шие учебные заведения для получения определенной специаль­ности.

4. АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ

При анализе качества подготовки и повышения квалификации кадров оценивают профессиональный уровень работников при различных формах обучения и повышения квалификации и видах учебных заведений.

Источником информации служат карточки работников (форма Т-2), материалы аттестации и индивидуального опроса инженер­но-технических работников, служащих, рабочих и младшего об­служивающего персонала. Анализ динамики и выполнения плана по повышению квали­фикации работников предприятия проводят, используя следую­щие показатели:

численность обучающихся в высших, средних и средних специ­альных учебных заведениях;

процент работников в системе подготовки кадров на предприя­тии;

процент работников, занятых неквалифицированным трудом и т. д.

Полученные данные сравнивают с планом, с уровнем прошлых лет, с данными передовых предприятий района и делают вывод об организации работы по повышению квалификации кадров. Затем выявляют причины невыполнения плана или снижения темпов роста квалификации кадров, намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков.

При возникновении новых профессий делается заключение о дальнейшей структуре подготовки и переквалификации кадров. Одновременно оценивают влияние роста квалификации кадров на экономические показатели предприятия.

Так, например, на одном из предприятий увеличился удель­ный вес трактористов I класса в общей численности тракторис­тов. Следовательно, это прежде всего скажется на повышении качества и объема выполняемых работ (лучше будет отрегулиро­ван агрегат и по количеству навесных и прицепных орудий, и по скорости выполнения работ; не будет огрехов; все виды работ бу­дут выполнены в оптимальные сроки; увеличится производи­тельность техники, снизится расход топлива на единицу работ и т. д.).

При прочих равных условиях у трактористов I класса будут выше годовая выработка и ниже удельный расход топлива и эксп­луатационные затраты на ремонты и техническое обслуживание техники. Все это выразится в более низкой себестоимости трак­торных работ, в снижении затрат на содержание основных средств и се­бестоимости единицы продукции.

Ту же тенденцию изменения экономических показателей мож­но наблюдать при повышении квалификационного состава води­телей грузовых автомобилей.

5. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЧЛЕНОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами тесно свя­зана с уровнем социальной защищенности работников. Наиболее важные направления социальной защиты определяются в коллек­тивном договоре предприятия с членами трудового коллектива.

Социальная защищенность членов трудового коллектива характеризуется следующими показателями:

размер материальной помощи в расчете на одного работающе­го, руб.;

размер беспроцентных ссуд на строительство жилья;

обеспеченность работников садово-огородными участками;

размер пособий на лечение, приобретение путевок, единовре­менных пособий при выходе на пенсию, к юбилейным датам, от­пуску в расчете на одного работающего;

размер частичной оплаты питания, проезда и т. д.

Изучение перечисленных показателей в динамике за ряд лет позволит установить тенденцию их изменения, основные направ­ления использования средств на социальную защиту работников предприятия.

В заключение анализа необходимо сравнить показатели анализируемого предприятия со средними данными по району, показателями передовых предприятии области.

По результатам анализа разрабатывают конкретные мероприя­тия, направленные на улучшение условий труда, социально-куль­турных и жилищно-бытовых условий, повышение социальной за­щищенности работников.

Разработанные мероприятия должны быть учтены при состав­лении планов и коллективного договора на следующий год.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите задачи анализа результатов социального развития предприя­-
тия. Назовите основные источники информации.

2. Как подразделяются работники предприятия по содержанию и характеру
труда?

3. На какие группы делятся рабочие предприятия по содержанию труда?

4. Кого относят к работникам преимущественно умственного труда?

5. Какие соотношения между группами и категориями работников необходи­
мо постоянно контролировать?

6. Какие показатели характеризуют социально-экономические условия труда и
быта на производстве?

7. Перечислите основные направления социальной зашиты работников трудо­
вого коллектива.

8.Какие показатели отражают уровень социальной защищенности работников предприятия?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 14. Диагностика и прогнозирование финансового потенциала предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.