Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План счетов

Классификация бухгалтерских счетов

В бухгалтерском учете счета классифицируются:

· по экономическому содержанию: активные (на них учитываются хозяйственные средства предприятия), пассивные (их используют для отражения источников формирования хозяйственных средств) и активно-пассивные (на них учитываются некоторые виды хозяйственных процессов, а также и активы и пассивы предприятия); при одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и кредита), а также порядок выведения конечного сальдо за период, различно;

· по назначению: основные, регулирующие, операционные, результативные, забалансовые;

· по степени детализации информации: синтетические (предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения объектов учета в едином денежном измерителе (выражении)), аналитические (предназначены для оперативного учета и управления, они открываются в разрезе определенного синтетического счета с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении), субсчета (промежуточная форма между синтетическими и аналитическими счетами).

Для надлежащей постановки бухгалтерского учета большое значение имеет правильное использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, где даются характеристика каждого счета и типовая корреспонденция счетов по ним. План счетов, утвержденный приказом МФ РФ № 94Н от 31.10.2000 г., содержит 8 разделов:

1 «Внеоборотные активы»;

2 «Производственные запасы»;

3 «Затраты на производство»;

4 «Готовая продукция и товары»;

5 «Денежные средства»;

6 «Расчеты»;

7 «Капитал»;

8 «Финансовые результаты»;

«Забалансовые счета».

На основании типового плана счетов бухгалтерского учета главный бухгалтер предприятия разрабатывает так называемый рабочий план счетов, подлежащий использованию в данной организации

 

 

4. Сущность двойной записи

Следует учитывать, что сумма каждой хозяйственной операции записывается на бухгалтерских счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту – другого). Такой механизм (способ) учета называется двойной записью. Экономическим обоснованием двойной записи служит тот факт, что каждая хозяйственная операция имеет двойственную природу: увеличение хозяйственных средств сопровождается уменьшением источников их финансирования и наоборот. Кроме того, двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете и имеет большое контрольное значение. На практике для обобщения и сверки данных применяются оборотные ведомости, использование которых позволяет проверить правильность и взаимоувязку хронологических и систематических записей бухгалтерского учета.

Взаимосвязь между счетами, отражающая определенную хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов (бухгалтерской проводкой, бухгалтерской записью). Счета, между которыми возникла эта связь, называются корреспондирующими счетами. Для того чтобы правильно составить корреспонденцию счетов необходимо:

· установить, какие объекты учета участвуют в данной операции;

· определить, на каких счетах учитываются выявленные объекты учета;

· выявить, какие изменения произошли с объектами учета в процессе хозяйственной операции, и отразить эти изменения на соответствующих счетах.

 

Вопросы для самопроверки

1. Для чего нужны бухгалтерские счета?

2. Каково строение бухгалтерского счета?

3. Какова структура активного счета?

4. Какова структура пассивного счета?

5. Какова структура активно-пассивного счета?

6. В чем разница между балансовыми и забалансовыми счетами?

7. В чем разница между синтетическими, аналитическими счетами и субсчетами?

8. В чем разница между типовым и рабочим планами счетов?

9. Что такое двойная запись?

10. Что такое корреспонденция счетов?

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I, II) – М.: Новая волна, 1996. – 468 с.

3. Федеральный закон. О бухгалтерском учете от 21.11.96 № 129-ФЗ // Нормативные акты. – 1997. – № 1. – с. 80-86.

4. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон О бухгалтерском учете от 28.03.02 № 32-ФЗ // Финансовый вестник. – 2002. – № 5. – с. 80-83.

5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет, анализ и аудит». – 6-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д: МартТ, 2003. – 512 с.

6. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: Учеб для эконом. спец. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 304 с.

7. Кожинов В. Я. Основы бухгалтерского учета. М.: СПС «Гарант», 2005.

8. Теория бухгалтерского учета: Учебник/П. С. Безруких, Н. П. Кондраков, В. Ф. Палий и др. Под ред. П. С. Безруких, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.

 

 

Тема 1.3. Документация и инвентаризация

 

Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний, навыков, умений в области таких методов бухгалтерского учета как документация и инвентаризация.

В результате изучения темы студент должен:

- иметь представление о сущности документального отражения хозяйственных операций предприятия и порядке проведения инвентаризации;

- знать виды документов, применяемых для регистрации различных хозяйственных операций предприятия;

- уметь документально оформлять результаты инвентаризации.

 

 

Вопросы лекции:

1. Характеристика документов

2. Порядок проведения инвентаризации

 

 

1. Характеристика документов

Начальным этапом организации учета на любом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления первичных документов. Предприятия могут наряду с типовыми формами первичных документов (содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), применять самостоятельно разработанные формы первичной документации, используя при этом соответствующие обязательные реквизиты (предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете») и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичной учетной документации относятся следующие:

· наименование документа;

· дата составления документа;

· наименование организации, от лица которой составлен документ;

· содержание хозяйственной операции;

· измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении;

· должности и личные подписи ответственных лиц.

Все первичные документы при этом можно разделить на три группы:

· организационно-распорядительные;

· оправдательные;

· документы бухгалтерского оформления.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

· единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

· взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

· сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

· накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

 

2. Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация – периодическая проверка с целью точного установления фактического наличия, состава и физического состояния материальных ценностей (основных средств и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств на данный момент (одновременно оценивается и состояние учета в организации). В соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации периодически проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Такими случаями являются:

· передача имущества организации в аренду;

· выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

· составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

Порядок и содержание работы по проведению инвентаризации имущества организаций определяются в соответствии с приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых средств» от 13 июня 1995 г. N 49. В обобщенном виде, сокращенно, они заключаются в следующем.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и о принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике, шкафу, сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль документации как метода бухучета?

2. Что такое документ?

3. Что такое первичные документы?

4. Как классифицируются первичные документы?

5. Каковы обязательные реквизиты первичной учетной документации?

6. Что такое инвентаризация?

7. В каких случаях обязательно проводится инвентаризация?

8. Кто входит в состав инвентаризационной комиссии?

9. Обязательно ли присутствие материально ответственного лица при проведении инвентаризации, почему?

10. Как оформляются результаты инвентаризации?

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I, II) – М.: Новая волна, 1996. – 468 с.

3. Федеральный закон. О бухгалтерском учете от 21.11.96 № 129-ФЗ // Нормативные акты. – 1997. – № 1. – с. 80-86.

4. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон О бухгалтерском учете от 28.03.02 № 32-ФЗ // Финансовый вестник. – 2002. – № 5. – с. 80-83.

5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет, анализ и аудит». – 6-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д: МартТ, 2003. – 512 с.

6. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: Учеб для эконом. спец. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 304 с.

7. Кожинов В. Я. Основы бухгалтерского учета. М.: СПС «Гарант», 2005.

8. Теория бухгалтерского учета: Учебник/П. С. Безруких, Н. П. Кондраков, В. Ф. Палий и др. Под ред. П. С. Безруких, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.

 

 

Тема 1.4. Балансовое обобщение

 

Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний, навыков, умений в области такого метода бухгалтерского учета как балансовое обобщение.

В результате изучения темы студент должен:

- иметь представление о сущности и значении балансового обобщения;

- знать виды изменений бухгалтерского баланса под воздействием различных хозяйственных операций;

- уметь составлять вступительный и заключительный баланс предприятия.

 

 

Вопросы лекции:

 

1. Понятие и структура бухгалтерского баланса

2. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций

 

1. Понятие и структура бухгалтерского баланса

Заключительным способом обобщения и группировки объектов бухгалтерского учета на определенную дату является баланс, представляющий собой таблицу, состоящую из двух частей: актива и пассива. В переводе с латинского «баланс» означает «двухчашечный», или «весы», поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов: сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей его пассива.

Структура активной части российского бухгалтерского баланса содержит два раздела:

· внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы);

· оборотные активы (запасы, в том числе сырья и материалов, товаров, готовой продукции, незавершенное производство, расходы будущих периодов, НДС, не возмещенный из бюджета, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы).

Таким образом, активные статьи баланса отражаются по степени возрастания ликвидности. Для сравнения, за рубежом и по принципам международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), статьи в активе можно располагать и по степени убывания ликвидности.

Структура пассивной части российского бухгалтерского баланса содержит три раздела:

· капитал и резервы (уставный капитал, собственные акции, резервы, нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток, целевое финансирование);

· долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты и займы, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства);

· краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, в том числе поставщикам и подрядчикам, по оплате труда, по налогам и сборам, учредителям и пр., резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов, прочие краткосрочные обязательства).

Таким образом, пассивные статьи баланса отражаются по степени возрастания срочности обязательств предприятия (по западным нормам, в том числе согласно МСФО, можно и, наоборот – по степени убывания срочности обязательств).

 

2. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций

Многообразие хозяйственных операций, совершаемых в организации, не должно вызывать затруднений у работников бухгалтерии в установлении корреспонденции счетов, т.к. все их можно объединить и сгруппировать в 4 группы (типа):

· 1 тип – вызывают изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая – уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение; итог баланса при этом не меняется;

· 2 тип – вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая – уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяются источники хозяйственных средств; итог баланса также не меняется;

· 3 тип – вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей; итог баланса соответственно увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву;

· 4 тип – вызывает изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения его статей; итог баланса соответственно уменьшается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Что означает термин «баланс» в переводе с латинского, как соотносится этот перевод с современным понятием?

2. В чем смысл балансового обобщения как метода бухучета?

3. Какие разделы содержатся в активной части баланса?

4. Какие разделы содержатся в пассивной части баланса?

5. Что такое валюта баланса?

6. Что такое капитал предприятия?

7. Какой тип изменений в балансе вызывает операция по получению денежных средств из банка в кассу предприятия?

8. Какой тип изменений в балансе вызывает операция по получению аванса от покупателей за предстоящую поставку товара?

9. Какой тип изменений в балансе вызывает операция по погашению задолженности предприятия перед бюджетом?

10. Какой тип изменений в балансе вызывает операция по выплате акционерам предприятия начисленных дивидендов?

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I, II) – М.: Новая волна, 1996. – 468 с.

3. Федеральный закон. О бухгалтерском учете от 21.11.96 № 129-ФЗ // Нормативные акты. – 1997. – № 1. – с. 80-86.

4. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон О бухгалтерском учете от 28.03.02 № 32-ФЗ // Финансовый вестник. – 2002. – № 5. – с. 80-83.

5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет, анализ и аудит». – 6-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д: МартТ, 2003. – 512 с.

6. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: Учеб для эконом. спец. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 304 с.

7. Кожинов В. Я. Основы бухгалтерского учета. М.: СПС «Гарант», 2005.

8. Теория бухгалтерского учета: Учебник/П. С. Безруких, Н. П. Кондраков, В. Ф. Палий и др. Под ред. П. С. Безруких, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.

 

 

Тема 1.5. Нормативное и методическое обеспечение бухгалтерского учета

 

Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний, в области нормативно-правового регулирования отечественного бухгалтерского учета.

В результате изучения темы студент должен:

- иметь представление о структуре нормативного обеспечения бухгалтерского учета в России;

- знать основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета на предприятии;

- уметь анализировать действующие нормативные акты, регулирующие отечественный бухгалтерский учет.

 

 

Вопросы лекции:

 

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

2. Основы организации бухгалтерского учета на предприятии

 

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

В настоящее время, когда предприятия России переходят на рыночные отношения, вносятся большие изменения в бухгалтерский учет в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Так, введен новый план счетов, методики бухгалтерского учета приближаются к мировым стандартам. Требования к бухгалтерскому учету более возросли, так как появились новые хозяйственные формирования и от качества учета в значительной мере зависят итоги деятельности предприятий.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Основными нормативными документами, определяющими методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ освещает такие важные аспекты как, основные требования к ведению бухгалтерского учета, в том числе к бухгалтерской документации и регистрации, бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Федеральным законом бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В шестой статье закона говорится, что ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственной операции несут руководители организаций.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на территории Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34 Н устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями и организаций, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

Положение определяет порядок организации и ведение бухгалтерского учета, составление и предоставление бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №34 Н Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательны к исполнению всеми организациями на территории Российской Федерации 3.

4. Национальные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) регулируют отдельные стороны бухгалтерского учета для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.. Например, в Положении по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации» от 9 декабря 1998 г. № 60 Н отражаются такие аспекты как, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики, ее изменение. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.1999 г. №43 Н устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Всего в настоящее время разработано и утверждено 22 таких учетных стандарта.

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94 Н.

Кроме того, регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется Конституцией, Гражданским кодексом (ГК РФ), Налоговым кодексом (НК РФ) и множеством других нормативных актов, которые постоянно корректируются и обновляются.

 

2. Основы организации бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

В первом случае в структуре бухгалтерской службы можно выделить следующие учетные участки: кассовые операции, материальный стол, группа учета расчетов, в том числе по оплате труда, по налогам и сборам и др., производственная группа, группа по учету процесса реализации и выведению финансового результата.

Главный бухгалтер, возглавляемые бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ и остальными нормативно-правовыми документами. Он подчиняется руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится руководителем организации. На такую должность рекомендуется назначать лиц, имеющих высшее специальное образование и стаж по специальности не менее 3-х лет. При смене главного бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи-приемки дел, который подписывается увольняемым и назначаемым главными бухгалтерами предприятия. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к его заместителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказ по предприятию.

Важное значение для организации учетного процесса на предприятии имеет ежегодно разрабатываемая Учетная политика. Формирование Учетной политики предприятия осуществляется исходя из его структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Под Учетной политикой понимается принятая предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Учетная политика с 2002 г. формируется в целях бухгалтерского учета, а также в целях налогового учета

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Кем осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учета в России и за рубежом?

2. Какова структура нормативно-правового регулирования отечественного бухгалтерского учета?

3. Существуют ли в России национальные стандарты учета, какие?

4. Все ли хозяйствующие субъекты, согласно российскому законодательству, должны осуществлять ведение бухгалтерского учета?

5. Кто несет ответственность за ведение бухучета на предприятии?

6. Какова может быть структура бухгалтерской службы на предприятии?

7. Какие бухгалтерские документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению без подписи главного бухгалтера?

8. В каких бухгалтерских документах внесение исправлений не допускается?

9. Что такое МСФО и каковы предпосылки их развития?

10. Как происходил и происходит процесс реформирования отечественного бухгалтерского учета?

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I, II) – М.: Новая волна, 1996. – 468 с.

3. Федеральный закон. О бухгалтерском учете от 21.11.96 № 129-ФЗ // Нормативные акты. – 1997. – № 1. – с. 80-86.

4. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон О бухгалтерском учете от 28.03.02 № 32-ФЗ // Финансовый вестник. – 2002. – № 5. – с. 80-83.

5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет, анализ и аудит». – 6-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д: МартТ, 2003. – 512 с.

6. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: Учеб для эконом. спец. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 304 с.

7. Кожинов В. Я. Основы бухгалтерского учета. М.: СПС «Гарант», 2005.

8. Теория бухгалтерского учета: Учебник/П. С. Безруких, Н. П. Кондраков, В. Ф. Палий и др. Под ред. П. С. Безруких, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.

 

Раздел 2. Финансовый учет

 

 

Тема 2.1. Учет денежных средств

 

Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний, навыков, умений в области методики бухгалтерского учета денежных средств предприятия.

В результате изучения темы студент должен:

- иметь представление о формах и правилах организации денежного оборота на предприятии;

- знать порядок учета наличных и безналичных денежных средств предприятия;

- уметь документально оформлять операции с денежными средствами.

 

Вопросы лекции:

1. Учет кассовых операций

2. Учет операций по расчетному счету

3. Учет операций на специальных счетах в банках

4. Учет денежных средств на пластиковых картах

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды учета | Корреспонденции по учету кассовых операций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.